30 АВГ, 20:01 Обновлено 21:15

МАК выпустил промежуточный отчет по крушению SSJ в Подмосковье

По данным ведомства, к катастрофе могли привести неполадки датчиков угла атаки или их неправильная установка

МОСКВА, 30 августа. /ТАСС/. Неполадки или неправильная установка датчиков угла атаки привела к крушению SSJ-100 в Подмосковье 12 июля, свидетельствуют данные промежуточного отчета Межгосударственного авиационного комитета (МАК).

В отчете говорится, что экипаж в процессе полета заметил, что датчики угла атаки ведут себя неправильно. "Второй пилот информировал: "Смотри, у нас угол атаки большой". КВС (командир воздушного судна) отреагировал: "Датчик угла атаки что ли не работает?" - говорится в отчете.

Также в полете произошло превышение допустимой скорости, о чем последовал звуковой сигнал. Его экипаж не обсуждал. Второй пилот докладывал диспетчеру Домодедово о недостоверной индикации скорости, но не переключил радиостанцию, из-за чего первый не получил эту информацию. В дальнейшем диспетчер Домодедово так и не получили по радио никаких сообщений от экипажа.

При превышении скорости бортовые системы для ее снижения начинают выпускать интерцепторы и поднимают нос. Но SSJ-100 это не удалось, поскольку двигатели работали в повышенном режиме. Но из-за выпущенных интерцепторов снижалась подъемная сила, из-за чего борт стал снижаться. Экипаж перевел двигатели во взлетный режим и рукоятью управления пытался вытянуть самолет вверх. При этом рули высоты были в положении на снижение. Спустя несколько секунд самолет стал крениться вправо.

За несколько секунд до крушения экипаж перевел двигатели в режим малого газа. Второй пилот тянул рукоять управления на себя, но "рули высоты на данное действие не отреагировали". Самолет столкнулся с землей в 14:59:16 на скорости 365 узлов.

Неполадки за неделю до крушения

Показания датчиков угла атаки SSJ-100 показывали расхождение во время полета за неделю до крушения в Подмосковье 12 июля, сообщается в отчете. 6 июля после технического обслуживания самолета, проходившего с 20 марта по 6 мая, борт выполнял перегонный полет. "В процессе разбега на скорости 60 узлов зарегистрировано скачкообразное изменение значений угла атаки от датчика 1 до величины 7,2 градуса. Значения двух других углов атаки датчиков 2 и 3 и угла тангажа были около 0 градусов", - говорится в документе. 

Тогда экипаж переключил приборы на резервную подсистему датчиков угла атаки и благополучно завершил полет. После приземления пилоты указали на неисправности. "Комиссия изучает порядок устранения указанных неисправностей и принятые профилактические меры. Информация будет дана в окончательном отчете", - сказано в промежуточном отчете.

Процедура замены датчиков

МАК рекомендовал усовершенствовать процедуру по замене датчиков угла атаки на самолетах SSJ-100. "Будет инициирован процесс разработки сервисного бюллетеня в дополнение к требованиям РЭ по однозначному закреплению накладки крепления датчика угла атаки за конкретным местом и самолетом с помощью нанесения соответствующей несмываемой маркировки на поверхность накладки", - говорится в документе.

Также инструкции для датчиков угла атаки будут дополнены рисунками, поясняющими принцип нанесения контрольной риски для правильной их установки. Для экипажа разрабатывается бюллетень о работе системы ограничения по углу атаки при некорректных данных.

Читать на tass.ru
Теги