Польский прокурор не подтвердил версию о взрыве в авиакатастрофе под Смоленском

Окончательные выводы будут сделаны после анализа доклада международной группы экспертов

МОСКВА, 10 декабря. /ТАСС/. Версия о взрыве на борту президентского самолета Ту-154М, потерпевшего крушение под Смоленском 10 апреля 2010 года, не подтверждается имеющимися у следствия данными, окончательные выводы будут сделаны после анализа доклада международной группы экспертов. Об этом заявил в интервью газете Gazeta Wyborcza Кшиштоф Шварц, председатель следственной группы № 1 в Национальной прокуратуре республики, которая с 2016 года занимается расследованием причин смоленской авиакатастрофы.

"Следы взрывчатых веществ на деталях самолета или оборудования имеются в небольших количествах, выраженных в нанограммах. Добавим, что следы взрывчатых веществ на компонентах самолета сами по себе не являются доказательством взрыва", - отметил Шварц. "Бывший эксперт из Национального совета по безопасности на транспорте, американского агентства, занимающегося расследованием авиационных происшествий, изучил копии записей аудиорегистратора Mars - анализ звукового спектра и записи регистратора полетных данных. Он не обнаружил никаких данных, указывающих на взрыв, сравнив записи с "базой данных различных типов звуков", - добавил он. Кроме того, версия о взрыве на борту не подтверждается и судмедэкспертами, заметил Шварц.

Вместе с тем представитель прокуратуры подчеркнул, что проводимое его группой следствие еще не завершено и в ходе него расследуются версии о "технических сбоях, человеческих ошибках и различных формах саботажа". По его словам, с поступившим польской стороне в сентябре докладом международной группы экспертов работают переводчики, это может занять еще несколько месяцев.

Катастрофа под Смоленском

Самолет Ту-154М разбился утром 10 апреля 2010 года под Смоленском в условиях густого тумана. В результате погибли все 96 человек, находившиеся на борту, включая президента Польши Леха Качиньского и его супругу Марию. Высокопоставленная польская делегация летела в Катынь для проведения траурных мероприятий. В условиях плохой видимости и отсутствия визуального контакта с землей пилоты приняли решение посадить авиалайнер, самолет несколько метров не дотянул до взлетно-посадочной полосы, столкнувшись сначала с деревьями, а затем и с землей.

Специалисты Межгосударственного авиационного комитета пришли к выводу, что катастрофа произошла в результате действий экипажа, который в условиях психологического давления принял неверное решение о посадке при неблагоприятных погодных условиях.

В докладе польской правительственной комиссии среди причин крушения воздушного судна, помимо снижения до недопустимой высоты, названы также ошибки экипажа и тот факт, что пилот проигнорировал сигналы системы раннего предупреждения о столкновении с землей TAWS. Польские эксперты пришли к выводу, что причиной происшествия было снижение ниже минимальной высоты при чрезмерной скорости в метеоусловиях, не позволяющих осуществлять визуальный контакт с землей, а также запоздалое начало процедуры ухода на второй круг.