СБ Нидерландов: взрыв слева от кабины пилотов Boeing привел к разрушению лайнера в воздухе
Точное место запуска ракеты, сбившей самолет, еще не установлено, необходимо дальнейшее расследование, также отмечается в докладе
ГИЛЗЕ-РЕЙН /Нидерланды/, 13 октября. /Спец.корр. ТАСС Мария Федорова, Виталий Чугин/. Расследование показало, что самолет был сбит боеголовкой 9Н314M ракеты 9М38 из комплекса "Бук" с территории площадью 320 кв. км на востоке Украины. Об этом сообщил председатель Совета по безопасности (СБН) Нидерландов Тьиббе Йустра, представляя доклад по крушению Boeing на Украине.
"Ракета взорвалась слева сверху от кабины пилотов", - отметил он.
По словам Йустра, "носовая часть самолета была поражена сотнями высокозаряженных частиц из боевой головки". "В результате три члена экипажа в кабине пилотов сразу же погибли, а самолет распался на части в воздухе. Обломки упали на территорию, площадью 50 кв км. Погибли все 298 человек, находившихся на борту", - уточнил он.
Об установлении точного места запуска ракеты
Для установления более точного места запуска ракеты, которая сбила самолет, необходимо дальнейшее расследование, сообщил Тьиббе Йустра.
"Дальнейшее расследование необходимо для установления более точного места запуска ракеты", - сказал Йустра.
"Но эта работа выходит за пределы мандата СБН", - подчеркнул он.
Как сообщается в опубликованном голландской стороной документе, площадь района возможного пуска ракеты составляет 320 квадратных километров.
Свои расчеты представили также российские и украинские следователи. Йустра заметил, что данные, переданные Россией и Украиной, укладываются в версию СБН.
В докладе отмечается, что для расчета района возможного запуска был использован симулятор, учитывающий характеристики и самолета, и ракеты. "Были имитированы многочисленные запуски с разных точек... Это позволило высчитать возможную траекторию полета с учетом конечных данных о месте детонации", - сказано в докладе.
Авторы доклада убеждены, что ракета, выпущенная с установки вне установленного квадрата, "не смогла бы вызвать ту структуру разрушений, которая присутствует на фрагментах самолета".
О закрытии воздушного пространства
Комиссия по расследованию катастрофы также пришла к выводу, что воздушное пространство над юго-востоком Украины должно было быть закрыто, но авиационные власти Украины не сделали этого своевременно.
"Никто из представителей авиационных властей не смог оценить риски для гражданской авиации, вызванные вооруженным конфликтом на земле. По мнению нидерландского бюро по расследованию авиакатастроф, имелись достаточные основания для того, чтобы закрыть воздушное пространство над юго-восточной частью Украины в качестве превентивной меры. Однако авиационные власти Украины не сделали этого", - заявил во время оглашения результатов официального расследования Тьиббе Йустра.
Россия считала, что тип ракеты, которой был сбит Boeing на Украине, нельзя точно определить, однако СБН отклонил это утверждение, сообщил Тьиббе Йустра.
"Россия считала, что имеющиеся данные не позволяют сделать вывод о точном типе ракеты, однако СБН отклонил это утверждение", - сказал он. По его словам, "в докладе объясняются причины для этого".
"61 оператор летал над этим регионом и считал это пространство безопасным, - подчеркнул также Тьиббе Йустра. - Они не ожидали, что оно было небезопасным для гражданских самолётов".
"Воздушное пространство над восточной частью Украины активно использовалось: между 14 и 17 июля 2014 года 61 оператор из 32 стран направлял свои рейсы через это воздушное пространство. В день аварии до тех пор, пока воздушное пространство не было закрыто, 160 коммерческих авиалайнеров пролетело над районом", - сказал председатель СБН. По его словам, "Malaysia Airlines управляла полетом MH17 в соответствии с правилами".
"Как страна отправления Нидерланды не несли никакой ответственности за то, чтобы давать советы Malaysia Airlines или KLM как партнеру относительно выбранного маршрута полета", - сказал Йустра.
"При полете над зоной конфликта необходима дополнительная оценка рисков"
Существующая система ответственности в отношении полетов над конфликтными зонами является неадекватной.
"СБН отмечает, что существующая система ответственности в отношении полетов над конфликтными зонами является неадекватной", - указывается в докладе Совета по безопасности Нидерландов.
"При полете над зоной конфликта необходима дополнительная оценка рисков. Таким образом, СБНсчитает крайне важным, чтобы стороны, участвующие в авиации - в том числе, государства, международные организации, такие как Международная организация гражданской авиации (ИКАО, ICAO) и Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA), и операторы больше обменивались информацией о конфликтных зонах и потенциальных угрозах для гражданской авиации", - подчеркивается в документе.
"При обработке и интерпретации этой информации больше внимания следует уделять развитию конфликта, включая любое увеличение военной активности и стрельбы с земли. Кроме того, СБН считает, что операторы должны давать общественности отчет о своих маршрутах полетов", - указывается в тексте доклада.
Позиция России
Россия неоднократно высказывала свое недовольство как ходом расследования, так и тем, что представленные российской стороной данные игнорируются.
Во вторник концерн "Алмаз-Антей" представил подтвержденные натурными экспериментами выводы собственного расследования катастрофы. Специалисты подтвердили, что Boeing был обстрелян из зенитного ракетного комплекса "Бук" из района населенного пункта Зарощенское, который, как сообщалось ранее, в день катастрофы контролировали украинские военные.
Кроме того, эксперты концерна пришли к выводу, что была использована ракета более старой модификации, чем предполагалось ранее, а именно 9М38. Производство таких ракет завершилось в 1986 году, сами они были сняты с вооружения в России.
Пресс-конференция "Алмаз-Антея", посвященная расследованию катастрофы Boeing. Хроника
Крушение Boeing
Пассажирский самолет Boeing 777-200ER компании "Малайзийские авиалинии" (Malaysia Airlines), выполнявший рейс MH17 из Амстердама (Нидерланды) в Куала-Лумпур (Малайзия), разбился 17 июля 2014 года на востоке Донецкой области. Погибли 283 пассажира и 15 членов экипажа - граждане 10 государств. В качестве причин катастрофы выдвигались версии о попадании ракеты "земля-воздух" или "воздух-воздух".
Власти Украины и представители ополчения провозглашенной Донецкой народной республики (ДНР) обвинили в случившемся друг друга. Совет Безопасности ООН потребовал провести всестороннее и независимое расследование. Представители РФ неоднократно высказывали недовольство тем, как это расследование ведется, а также заявляли, что представленные российской стороной данные игнорируются.
- Нидерланды игнорируют информацию от РФ по следствию о причинах крушения Boeing
- Нуланд: США уверены, что доклад по крушению Boeing подтвердит их позицию по трагедии
- Эксперт: говорить о виновных в ЧП с Boeing до публикации итогов расследования некорректно
- Эксперт: голландские СМИ "задают тональность" в преддверии публикации доклада по Boeing
- Лавров не видит смысла комментировать инициативы группы пяти стран по крушению Boeing