Все новости
Расследование крушения Boeing в Донецкой области

Крушение Boeing 777 на Украине: версии трагедии

© AP Photo/Dmitry Lovetsky
Самолет "Малайзийских авиалиний" потерпел катастрофу 17 июля в Донецкой области. Все находившиеся на его борту 298 человек погибли

Boeing 777 компании "Малайзийские авиалинии", совершавший рейс по маршруту Амстердам - Куала-Лумпур, 17 июля разбился на востоке Донецкой области Украины в районе села Грабово близ города Торез.

Погибли все находившиеся на борту 283 пассажира и 15 членов экипажа - граждане 10 государств: Нидерландов, Малайзии, Австралии, Индонезии, Великобритании, Бельгии, Германии, Филиппин, Канады и Новой Зеландии.

Авиакатастрофа вошла в десятку крупнейших за всю историю авиации.

Сразу после крушения появились версии о том, что самолет могли сбить. Украинская сторона, представители США и НАТО заявили, что в Boeing могла попасть ракета, запущенная с ПЗРК "Бук-М", находившегося под контролем ополчения ДНР.

Минобороны РФ, в свою очередь, обнародовало сведения о том, что авиалайнер мог быть поражен ракетой, запущенной с военного самолета или установки "Бук-М" вооруженных сил Украины.

Совет безопасности ООН 21 июля потребовал провести всестороннее и независимое расследование трагедии "в соответствии с руководящими принципами международной гражданской авиации". Так как большинство погибших были гражданами Нидерландов, Украина передала этому государству право расследовать обстоятельства авиакатастрофы в сотрудничестве с ООН, Международной организацией гражданской авиации (ICAO), Межгосударственным авиационным комитетом (МАК), Малайзией, Австралией, Германией, США и Великобританией.

Что могло произойти с самолетом, читайте в специальном материале ИТАР-ТАСС.

Версия о причастности ополченцев

Вскоре после трагедии украинские спецслужбы выложили запись переговоров повстанцев, на которой якобы обсуждается уничтожение малайзийского Boeing.

Однако группа экспертов, изучившая пленку, пришла к выводу, что она является монтажом множества не связанных между собой разговоров.

Американская разведка также утверждает, что по малайзийскому лайнеру была выпущена ракета класса "земля-воздух". По словам президента США Барака Обамы, ракета была выпущена с территории, контролируемой ополченцами. По его версии, ополченцы постоянно получают помощь из России, которая "включает в себя вооружение и подготовку кадров".

В качестве доказательств, что ополченцы располагают зенитно-ракетными комплексами "Бук", в госдепе США привели фотографии и видео, размещенные в социальных сетях, а также видеозапись с YouTube, "которую там разместили украинцы". На вопрос о других фотографиях из соцсетей, которые говорят об обратном, в госдепе заявили, что остальные версии выглядят "совершенно нелогичными".

Спецслужбы США полагают, что ополченцы сбили пассажирский самолет "по ошибке", приняв его за военный.

Мы не понимаем, почему американцы, которые говорят о том, что у них есть какие-то неопровержимые доказательства своей версии крушения авиалайнера, эти доказательства не предоставляют
Сергей Лавров
министр иностранных дел РФ

В интервью французской газете Midi Libre генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен охарактеризовал трагедию 17 июля как военное преступление. "Мы располагаем многочисленными данными, которые указывают на то, что сепаратисты, поддерживаемые русскими, виновны", - утверждал он.

Фог Расмуссен отказался давать комментарии, какой именно информацией, указывающей на вину той или иной стороны, располагают в НАТО. В штаб-квартире альянса также уклонились от разъяснений на этот счет.

Между тем власти Донецкой народной республики (ДНР) отрицают причастность к крушению самолета "Малайзийских авиалиний". "У ополчения нет такого вооружения, которое могло бы сбить самолет на высоте 10 км. Мы имеем ПЗРК, которые сбивают максимум на высоте 3-4 км", - заявил представитель премьера ДНР Сергей Кавтарадзе, возложив вину за крушение лайнера на армию Украины.

Представитель пресс-службы Луганской народной республики подтвердил, что у ополченцев нет зенитных комплексов "Бук". Вице-премьер ДНР Андрей Пургин отметил, что в распоряжении ополченцев нет и радиолокационных станций, а значит, нет и возможности отслеживать само появление самолетов.

Генпрокурор Украины Виталий Ярема сообщил, что ополченцы Донецкой и Луганской народных республик не захватывали ЗРК "Бук" украинских вооруженных сил, нет у них и систем С-300.

Бородай: Киев пытается уйти от разоблачения, активизируя бои в районе падения Boeing

США косвенно подтвердили наличие сил ПВО Украины под Донецком в день крушения Boeing

Обвинения в адрес России

Администрация президента Украины после крушения самолета распространила заявление, в котором Петр Порошенко не исключил, что лайнер был сбит с российской территории.

Источник в Минобороны РФ сообщил в ответ, что в 17 июля вылетов российских боевых самолетов в районах, примыкающих к Донецкому региону, не было.

Директор департамента контрразведки Службы безопасности Украины Виталий Найда в интервью CNN выразил уверенность, что "русский подготовленный, обеспеченный оборудованием, хорошо обученный офицер… нажал эту кнопку намеренно", чтобы сбить малайзийский Boeing над Украиной. 

"Подобные голословные заявления, тем более официальных лиц, мягко говоря, вызывают недоумение и наглядно демонстрируют непрофессионализм этого чиновника", - заявил в ответ на эти обвинения начальник пресс-службы Минобороны РФ генерал-майор Игорь Конашенков. "Чтобы делать подобные выводы, нужны факты. А здесь только бессмысленное сотрясение воздуха на уровне бреда", - подчеркнул генерал.

Представители американской разведки признали, что никакой информацией о прямой причастности властей России к случившейся трагедии Вашингтон не располагает. В то же время они утверждали, что Россия "создала условия", которые и привели в конечном счете к авиакатастрофе в небе над востоком Украины. Кроме того, они обвинили Москву в том, что та продолжает поставлять украинским ополченцам вооружения, в том числе средства противовоздушной обороны (ПВО) и танки.

В Минобороны РФ отметили, что Россия не передавала ополченцам ЗРК "Бук", равно как и другое вооружение и военную технику. Распространенные в СМИ кадры, якобы запечатлевшие перевозку ЗРК "Бук" в РФ с Украины, являются подтасовкой, заявил начальник главного оперативного управления генштаба Вооруженных сил РФ генерал-лейтенант Андрей Картаполов.

Данные Минобороны РФ: Boeing был в зоне поражения украинских батарей 

В Минобороны РФ заявили, что место катастрофы малайзийского самолета попадает в зону поражения двух украинских батарей зенитного ракетного комплекса большой дальности С-200 и трех батарей комплекса средней дальности "Бук-М1".

"Российскими радиотехническими средствами в течение 17 июля фиксировалась работа радиолокационной станции 9с18 "Купол" батареи ЗРК "Бук-М1", дислоцированной в районе населенного пункта Стыла (30 км южнее Донецка)", - добавили в ведомстве.

Позднее начальник главного оперативного управления генштаба Вооруженных сил РФ генерал-лейтенант Андрей Картаполов сообщил, что в распоряжении Минобороны имеются снимки из космоса, запечатлевшие средства ПВО украинской армии, которые подтверждают, что в день катастрофы Boeing одна из установок "Бук" была перемещена к контролируемой ополченцами территории.

Также, по данным Минобороны, российские средства объективного контроля зафиксировали украинский самолет Су-25, который предположительно летел в сторону малайзийского Boeing. Как отметил Картаполов, Су-25 способен достигать высоты 10 км. На его вооружении стоят ракеты класса "воздух-воздух" Р-60, которые могут поражать цели на расстоянии до 12 км и гарантированно до 5 км".

По его словам, в месте разрушения пассажирского лайнера была зафиксирована новая отметка о воздушном объекте, который наблюдался в течение четырех минут. Объект барражировал над местом крушения с целью контроля ситуации.

Российские военные эксперты поддерживают версию, что малайзийский самолет был сбит украинским штурмовиком Су-25. По словам главнокомандующего ВВС РФ в 2002-2007 годах генерала армии Владимира Михайлова, это произошло при содействии центра управления полетами в Днепропетровске, причем "организаторы этого страшнейшего теракта, конечно, рассчитывали, что самолет упадет на российскую территорию".

Михайлов высказал уверенность, что Boeing был сбит не ЗРК "Бук", а именно таким образом, о чем свидетельствует характер поражения. "От "Бука" был бы мгновенный взрыв, значительно больше было бы разрушений", - подчеркнул Михайлов.

Предварительные итоги расследования

9 сентября Совет по безопасности Нидерландов опубликовал предварительный доклад о причинах катастрофы, в котором "были учтены предложения стран-участников расследования".

"Свидетельств того, что самолет был технически неисправен или экипаж совершил какую-либо ошибку, не найдено, - отмечается в документе. – Boeing 777 развалился в воздухе в результате попадания в него большого числа объектов на большой скорости".

"Данные бортового самописца, регистратора полетных данных и авиадиспетчерской службы свидетельствуют о том, что полет лайнера проходил в нормальном режиме до 17:20 мск, после чего резко оборвался, - говорится в докладе. - Прослушивание разговоров между членами экипажа в кабине пилотов с бортового самописца свидетельствует об отсутствии каких-либо технических сбоев или чрезвычайных ситуаций. Регистратор полетных данных не зафиксировал никаких сигналов тревоги, работа двигателей также была стабильной, а все параметры находились в приделах нормы. Радиосвязь с украинской диспетчерской службой подтверждает, что экипаж не делал никаких экстренных вызовов. Последний вызов, сделанный украинскими диспетчерами между 17:20 мск и 17:22 мск, остался неотвеченным".

"Характер обломков на земле свидетельствует о том, что самолет распался на части в воздухе, - утверждается далее в документе. - Согласно документам, лайнер был пригодным для полетов, когда вылетал из Амстердама, и не имел никаких технических проблем. Boeing управлялся опытными профессиональными пилотами".

"На данный момент экспертам не удалось провести детальное изучение обломком, - отмечается в докладе. - Однако доступные изображения свидетельствуют о том, обломки пробиты насквозь во многих местах. Характер повреждений фюзеляжа и кабины указывает на то, что множество внешних объектов пробили самолет снаружи. Вероятно, в результате полученных повреждений лайнер лишился структурной целостности и развалился в воздухе. Это также объясняет и факты резкого прекращения регистрации полетных данных, потери связи с диспетчерами и исчезновения самолета с радаров".

"В дальнейшем появятся новые доказательства"

Как особо подчеркивается в документе, предварительный доклад содержит лишь исходные данные расследования, которое идет полным ходом. "Для того чтобы определить, что послужило причиной крушения, необходимо продолжить расследование, - говорится в докладе. - Совет уверен, что в дальнейшем появятся новые доказательства".

Сейчас специалисты приступили к подготовке окончательного доклада, который будет опубликован в течение года с момента катастрофы. Рабочая версия окончательного доклада будет направлена представителям стран, участвующих в расследовании (Австралия, Великобритания, Малайзия, Россия, США и Украина). В течение двух месяцев страны должны будут дать свои заключения, которые при необходимости будут включены в окончательный доклад.