В Ростов-на-Дону съезжаются родственники погибших и авиационные эксперты

Максим Григорьев/ ТАСС

Спасатели будут работать на месте трагедии круглосуточно

МОСКВА, 19 марта. /ТАСС/. В Ростов-на-Дону съезжаются родственники погибших, а также авиационные эксперты, которые примут участие в расследовании обстоятельств крушения самолета авиакомпании FlyDubai. Спасатели будут работать на месте трагедии круглосуточно. Родственники погибших получат все полагающиеся им социальные и страховые выплаты. На борту находились 62 человека. Все они погибли.

Обстоятельства трагедии

Boeing 737-800 авиакомпании FlyDubai подлетел к Ростову-на-Дону по расписанию. По словам помощника руководителя Южного следственного управления на транспорте Оксаны Коврижной, самолет дважды заходил на посадку в неблагоприятных погодных условиях. Между первой и второй попытками прошло более двух часов. "Самолет должен был приземлиться в 01:10 мск. Сделал несколько кругов. И крушение произошло в 3:40 мск", - сообщила она.

При падении авиалайнер почти носом "вошел в землю", сообщил ТАСС источник в экстренных службах. "По предварительной информации, Boeing падал вертикально, практически носом вошел в землю. Разлет обломков небольшой. Сами обломки мелкие", - сказал собеседник агентства.

Представители авиакомпании, которой принадлежал разбившийся лайнер, заявили, что пилоты Boeing 737-800 был опытными и обладали всеми необходимыми навыками. Самолет был произведен пять лет назад и последний плановый техосмотр прошел в январе 2016 года без нареканий.

Журналистам стало известно, что капитан разбившегося воздушного судна, 38-летний Аристос Сократус, был гражданином Кипра и ранее работал в кипрской бюджетной авиакомпании Helios Airways, которая обанкротилась после крушения Boeing 737-300 в 2005 году недалеко от Афин. Сократус получил образование в Авиационной академии Оксфорда (Oxford Aviation Academy) и увлекался гонками на мотоциклах. Он недавно женился, его супруга ждет ребенка.

Как сообщила электронная версия кипрской газеты Cyprus Mail со ссылкой на друга семьи погибшего пилота, Сократус выполнял один из своих последних рейсов за эмиратскую авиакомпанию FlyDubai, так как уже был нанят другим авиаперевозчиком - компанией Ryanair - и должен был вернуться обратно на Кипр в мае этого года, где хотел продолжить свою карьеру.

Спасатели работают

В районе крушения Boeing не прекращается работа следственных групп и спасателей. Всего задействовано свыше 800 человек. Как ранее сообщил губернатор Ростовской области Василий Голубев, "площадь разброса (обломков), порядка тысячи квадратных метров". Работу осложняют плохие погодные условия.

Как сообщил глава МЧС Владимир Пучков, спасатели планируют полностью завершить поисковую операцию в воскресенье в 9 утра. "После этого будет продолжена работа по оказанию технической и технологической помощи и поддержки Межгосударственному авиационному комитету, Следственному комитету и всем службам, которые выполняют свои задачи", - сказал он.

На месте трагедии обнаружено уже более 100 фрагментов тел, все они отправлены на экспертизу, сообщил в свою очередь начальник Южного регионального центра МЧС Игорь Одер. Сроки их идентификации могут занять до двух месяцев, добавил он.

Идентификация останков погибших пройдет с помощью анализа ДНК, сообщил ТАСС источник в оперативном штабе. "Процедуры опознания как таковой не будет из-за того, что тел целых нет. Опознать их нет возможности, так как есть только фрагменты тел, идентификация будет проходить с помощью анализа ДНК", - сказал собеседник агентства.

Он добавил, что процедура забора материалов для анализов будет проходить в медицинских учреждениях в ближайшее время.

Расследовать будут долго

Расследование крушения Boeing авиакомпании FlyDubai будет долгим, заявил журналистам министр транспорта РФ, глава правительственной комиссии по расследованию авиакатастрофы Максим Соколов. "Расследованием будет заниматься СК и Межгосударственный авиационный комитет", - сказал Соколов по итогам заседания комиссии.

В свою очередь глава Росавиации Александр Нерадько сообщил, что "черные ящики" Boeing найдены и могут быть расшифрованы. "Визуальным осмотром установлено, что можно предположить, что оба самописца будут подлежать расшифровке. По результатам расшифровки, с учетом анализа состояния элементов конструкции воздушного судна, и будет установлена причина (авиакатастрофы - прим. ТАСС). Только после изучения всех факторов и всех обстоятельств, которые станут известны в ходе кропотливой работы, которая будет проводиться и в рамках технического расследования, и в рамках уголовного расследования", - отметил он.

Расшифровка "черных ящиков" разбившегося Boeing будет проводиться в Москве, сообщил ТАСС источник, знакомый с ситуацией. "Расшифровка бортовых самописцев будет проводиться в Москве, в Ростове-на-Дону такой аппаратуры нет", - сказал он.

Тем временем комиссия эмиратских экспертов и сотрудников авиакомпании FlyDubai прибыла спецбортом из Дубая в Краснодар и направляется в Ростов-на-Дону, сообщил Максим Соколов. "Борт (с представителя компании - прим. ТАСС) уже прибыл в Краснодар, и в настоящий момент они двигаются в сторону Ростова, где погода по-прежнему плохая", - сказал он.

В Россию были направлены до 15 сотрудников авиакомпании и, возможно, еще несколько представителей эмиратских властей. Изначально планировалось, что они посетят Ростов-на-Дону, Москву и пробудут в России до двух недель. "Если потребуется, то продление сроков их пребывания в РФ будем согласовывать отдельно", - сказал источник.

"Большая часть экспертов являются сотрудниками кадрового департамента, - отметил сотрудник авиакомпании. - В состав делегации также входят представители службы безопасности. В их числе - граждане США, стран Евросоюза, Индии и Новой Зеландии".

Диспетчеры не виноваты

Нет оснований ставить вопрос о недочётах в работе диспетчеров аэропорта в связи с крушением Boeing в Ростове-на-Дону, заявил глава Росавиации после заседания правительственной комиссии по расследованию авиакатастрофы. "Наши диспетчеры работают полностью в соответствии с требованиями международных правил, и нет никаких оснований ставить вопрос о недостатках деятельности диспетчеров", - сказал Нерадько.

Он напомнил, что, в соответствии с международными правилами полетов, решение о вылете и посадке принимает командир воздушного судна. "Потому что именно командир знает собственный уровень подготовки, те нормативы, которые установлены в самой авиакомпании. Диспетчеру это неизвестно", - пояснил он.

Росавиация не имеет замечаний к работе диспетчеров в аэропорту Ростова-на-Дону, где ночью упал самолет, сообщил журналистам начальник южного территориального управления Росавиации Владимир Исаев. "Оборудование облетано, развернуто. Нареканий к работе оборудования не было и нет. Диспетчеры работали в соответствии с технологией работы, замечаний нет", - сказал он.

Boeing 737-800 компании FlyDubai мог потерпеть катастрофу в результате ошибки пилотирования при выполнении экипажем ухода на второй круг. Такую точку зрения высказал ТАСС председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора, заслуженный пилот СССР Олег Смирнов.

Отвечая на вопрос, мог ли диспетчер в аэропорту Ростова-на-Дону запретить посадку эмиратскому Boeing из-за бокового ветра, эксперт отметил: "Все международные авиационные правила сегодня говорят только одно: окончательное решение по любой стадии полета принимает командир корабля и никто больше".

Говоря о том, почему командир Boeing не ушел на аэродром в Краснодар, как это делали другие экипажи, Смирнов пояснил, что, как правило, в лоукост-компаниях "не рекомендуют командирам кораблей уходить на запасный аэродром, потому что это - дополнительное топливо и дополнительные расходы". "Все это выяснит комиссия", - добавил специалист.

Страховые выплаты будут

Родственники погибших в авиакатастрофе в Ростове-на-Дону россиян получат все положенные им социальные выплаты, сообщили в пресс-службе Минтруда РФ со ссылкой на министра труда и социальной защиты РФ Максима Топилина. "Пенсионному фонду России поручено совместно с органами социальной защиты Ростовской области выявить круг лиц, которые имеют право на социальные выплаты, в том числе на пенсию по потере кормильца, в связи с гибелью родственников", - сказал Топилин.

В свою очередь президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс сообщил ТАСС, что разбившийся Boeing авиакомпании FlyDubai по риску авиаКАСКО мог быть застрахован на сумму $25-30 млн. По распространенной практике авиастрахования, подобные суда страхуются на общую сумму от 600 млн долларов, из которых, в том числе, производятся выплаты родным погибших пассажиров. Юргенс отметил, что, скорее всего, авиакомпании придется организовать представительство или иное подразделение в России для урегулирования убытка. Этот процесс может происходить как непосредственно в Ростове-на-Дону, так и в Москве.

По словам главы Минтранса Максима Соколова, работа по определению страховых выплат родственникам погибших в авиакатастрофе пассажирского Boeing начнется в воскресенье. Она будет вестись в рамках международного законодательства, поскольку FlyDubai - это компания, находящаяся под юрисдикцией государства Объединённые Арабские Эмираты, которые присоединились к международной Монреальской конвенции в 1999 году.

Как ранее сказал ТАСС президент Национального союза страховщиков ответственности (НССО) Андрей Юрьев, согласно Монреальской конвенции, размер страховых выплат за гибель пассажиров разбившегося Boeing будет определяться исходя из доходов погибшего. Также Юрьев пояснил, что минус Монреальской конвенции еще и в том, что по ней платят компенсацию только иждивенцам, в отличие от российского законодательства об обязательном страховании ответственности перевозчика перед пассажирами, где выплаты полагаются не только иждивенцам, но и ближайшим родственникам.

Президент НССО добавил, что плюсом Монреальской конвенции является то, что по ней родные погибших смогут получить значительные компенсации по моральному вреду, однако выплаты по моральному вреду осуществляются только по решению суда, напомнил он.

Но родственники погибших не останутся без поддержки. Как заявил глава Минтранса РФ, компенсации родственникам будут выплачены в регионах их проживания. "Погибли жители Ростовской и Волгоградской областей, Краснодарского края и Москвы. Размер компенсаций составит по 1 млн рублей из бюджета регионов", - сказал Соколов.

Туристы не поедут

Как правило, после трагедий, подобной ростовской, у туроператоров наблюдается отток туристов. Люди могут отказываться от уже купленных путевок. Как заявил сегодня глава Ростуризма Олег Сафонов, если кто-то сейчас захочет вернуть уже купленные туры в ОАЭ, то "наша позиция состоит в том, чтобы идти навстречу нашему потребителю". Сафонов подчеркнул, что в случае возникновения конфликтных ситуаций туристы могут обращаться в Федеральное агентство по туризму.

При этом он отметил, что катастрофа, скорее всего, окажет влияние на последующий объем продаж туров в ОАЭ. "Мы не думаем, что очень многие захотят вернуть туры, как опыт показывает, что обычно наступает некий спад именно объемов продаваемых туров", - сказал он.

В свою очередь советник главы Ростуризма Светлана Сергеева сообщила в эфире радиостанции "Москва FM", что российские пассажиры не отказываются от перелетов самолетами авиакомпании FlyDubai.

Представитель компании "Натали Турс" сообщил, что их клиентам, которые должны были лететь сегодня из Ростова-на-Дону в Дубай (ОАЭ) рейсом авиакомпании FlyDubai, но отказавшимся от поездки, вернут деньги. "Тем 20 туристам, которые уже отказались вылетать из Краснодара, а также всем остальным, которые в ближайшее время откажутся лететь самолетами FlyDubai, будут предоставлены компенсации, потому что это - форс-мажор", - заявил представитель туроператора.

Ранее пресс-секретарь РСТ Ирина Тюрина сообщила ТАСС, что разбившийся самолет должен был выполнить обратный рейс в Дубай из Ростова-на-Дону. Предполагалось, что им полетят 140 человек. В связи с катастрофой вылет рейса перенесли в Краснодар. Однако часть туристов решила отказаться от поездки.

Расследование крушения Boeing 737-800 в Ростове-на-Дону. Хроника событий