19 апреля 2016, 10:12

Погибли три члена экспедиции по поиску "Святой Анны", пропавшей в Арктике в 1914 году

ИТАР-ТАСС/ Сергей Фадеичев

В качестве версий произошедшего рассматриваются техническая неисправность вертолета, ошибка пилотирования и погодные условия

АРХАНГЕЛЬСК, 19 апреля. /Корр. ТАСС Софья Ануфриева/. Три члена экспедиции по поиску следов Георгия Брусилова, пропавшего в Северном Ледовитом океане на шхуне "Святая Анна" в 1914 году, погибли при крушении вертолета Robinson в районе острова Белый Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО). Об этом корреспонденту ТАСС сообщили в пресс-службе национального парка "Онежское Поморье", выступающего организатором экспедиции.

"Три человека, из экспедиции "По следам двух капитанов", погибли в потерпевшем катастрофу вертолете Robinson в районе острова Белый Ямало-Ненецкого автономного округа", - сказали в пресс-службе нацпарка. "Погибли - организатор экспедиции, директор нацпарка "Онежское Поморье" Олег Продан, командир воздушного судна, генеральный директор компании "Мириталь" Алексей Фролов и штурман, гендиректор "Фирмы "ММС" Михаил Фарих", - уточнили в парке.

"Восемь человек на трех легких вертолетах 18 апреля вылетели из Москвы. В последний раз они выходили на связь с пресс-службой в тот же день в 16 часов. Сообщили, что благополучно приземлились в поселке Амдерма (Ненецкий автономный округ) и готовятся вылететь дальше по маршруту на остров Белый (ЯНАО)", - рассказали в пресс-службе.

Крушение вертолета

18 апреля три вертолета марки Robinson R-66 совершали перелет из поселка Андерма на остров Белый. При подлете к острову ухудшились погодные условия. Один вертолет ушел на разведку местности, а другие два направились в порт Сабетта. В дальнейшем связь с первым вертолетом была потеряна. По факту ЧП СК РФ возбудил уголовное дело по статье 263 УК РФ "Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц". В качестве версий произошедшего рассматриваются, в том числе техническая неисправность вертолета, ошибка пилотирования и погодные условия.

Маршрут экспедиции

Директор парка "Онежское Поморье" и руководитель экспедиции Олег Продан ранее сообщал ТАСС, что маршрут вертолетной экспедиции должен был пройти через Архангельск, Нарьян-Мар, поселок Амдерма на побережье Карского моря, остров Белый, Мыс Желания архипелага Новая Земля и остров Земля Александры архипелага Земля Франца-Иосифа (ЗФИ), где предполагалось произвести дозаправки топливом. По его словам, при благоприятной погоде экспедиция должна была продлиться 12-14 дней.

"Наша главная цель - установить три радиомаяка на льды, в местах, где были отмечены последние точки координат дрейфующей шхуны "Святая Анна". По их сигналам, передаваемым через спутник, мы сможем определить предполагаемый маршрут дрейфа льда в этих широтах, а, значит, и возможный путь зажатой льдами шхуны Брусилова. Это позволит продолжить поиски следов пропавшей экспедиции и раскрыть тайну ее гибели", - пояснил Продан. По его словам, исследование с использованием радиобуев уже проводилось в 2013 году. Тогда они почти вплотную приблизились к архипелагу ЗФИ. Если бы полученные сейчас новые данные показали аналогию с 2013 годом, можно было бы готовить крупномасштабную поисковую экспедицию по северным островам ЗФИ, уточнил руководитель экспедиции. Заряда аккумуляторных батарей радиобуев должно было хватить не менее чем на год работы.

Кроме того, исследователи рассчитывали побывать на острове Земля Георга (ЗФИ), где их предыдущим поисковым экспедициям в 2010-2011 гг удалось найти останки человека, дневник, винтовочные гильзы и личные вещи людей из команды "Святой Анны". Найденные артефакты переданы в Архангельский краеведческий музей.

Олег был членом Русского Географического общества, Почетным полярником России, первым директором нацпарка "Онежское Поморье", образованного в 2013 году. Также Продан - кандидат в мастера спорта по парашютному спорту (1500 прыжков, сертификат кат. D). Имел свидетельство пилота-любителя вертолета.

История "Святой Анны"

Лейтенант флота Георгий Брусилов в 1912 году организовал и возглавил собственную полярную экспедицию на паровой шхуне "Святая Анна" с целью впервые в истории пройти Северным морским путем под российским флагом. Осенью 1912 г. судно было зажато льдами в Карском море и начало дрейфовать в северном направлении. В апреле 1914 года, после полутора лет дрейфа, когда шхуна находилась севернее архипелага ЗФИ, отряд из 11 человек во главе со штурманом Валерианом Альбановым отправился пешком к земле. Лишь Альбанов и матрос Александр Конрад были спасены на мысе Флора ЗФИ экспедицией Георгия Седова, возвращавшейся в Архангельск на судне "Святой Фока" после зимовки. Судьба 13 членов экспедиции, оставшихся на борту "Святой Анны", после апреля 1914 г. неизвестна.

Дневники Альбанова легли в основу романа Вениамина Каверина "Два капитана". По книге были сняты одноименные художественные фильмы и поставлен мюзикл "Норд-Ост".