Эксперт: инциденты с судами в Черном море участились из-за незаконной перевалки грузов

Главный редактор профильного издания "Морской бюллетень" Михаил Войтенко считает, что одним из способов решения проблемы может стать введение контроля

МОСКВА, 28 января. /ТАСС/. Количество происшествий с гражданскими судами в Черном море увеличилось в последние годы, в том числе из-за формирования стихийной площадки для незаконной перевалки грузов вблизи территориальных вод РФ. Такое мнение ТАСС выразил главный редактор профильного издания "Морской бюллетень" Михаил Войтенко.

Пожар на танкерах "Маэстро" и "Канди", принадлежащих турецкой компании, возник 21 января в районе Керченского пролива за пределами территориальных вод России. Из 32 моряков удалось спасти 12 - все они граждане Турции и Индии. По предварительным данным, инцидент произошел во время перегрузки сжиженного газа с одного судна на другое, на танкерах находилось около 4,5 тыс. т топлива. Пожар не удается потушить.

"Разливы [груза происходят], но чтобы такого масштаба - я не помню. С другой стороны, если поднять историю даже за 2018 год, то увидим, что аварийность пошла вверх, она аномально высокая, она не должна быть такой. Я считаю, что это из-за формирования такой "серой" зоны [для перевалки грузов вне портов], которая никак не контролируется", - сказал Войтенко.

В момент предполагаемой перегрузки газа оба танкера находились на нелегальной якорной стоянке в нейтральных водах неподалеку от Керченского пролива. При этом, по словам эксперта, перевалка грузов вне портов международными правилами не запрещена: она может происходить по разным причинам, чаще всего - если большое грузовое судно не может зайти в порт, и груз для него подвозят более мелкие.

Кроме того, отметил Войтенко, судовладельцы могут идти на такие меры, желая сэкономить и не платить за пользование инфраструктурой портов. "Есть отмывание денег, а есть отмывание груза. [Может быть] необходимость поменять документы, прикрыться от санкций, причем преследовать эту цель могут сами поставщики. При перегрузке с судна на судно происходит замена документов, и это дает возможность замаскировать поставщика", - пояснил он.

Одним из способов решения, по мнению Войтенко, может стать введение контроля. "Если бы это производилось под должным контролем безопасности со стороны портовых властей, таких ситуаций не было бы - по международным правилам, требуется для таких перегрузок план работ, уведомление властей прибрежных вод <…> И что, что судно находится в нейтральных водах? Если бы это был не газ, а, например, нефть, то задело бы и российскую территорию - были такие примеры <…> и если вы [перегрузку вне портов] допускаете, то следить все равно надо", - считает он.