ГААГА, 18 августа. /ТАСС/. Спецтрибунал по Ливану признал Селима Айяша, связанного с шиитской организацией "Хезболлах", виновным по всем пунктам обвинения в деле об убийстве Рафика Харири. Соответствующее решение огласил во вторник председательствующий по делу судья Дэвид Ре.
"Судебная палата признала Айяша виновным по всем пунктам обвинения", - сказал он.
Ему вменялись такие преступления, как совершение теракта, заговор с целью совершения теракта, преднамеренное убийство и попытки преднамеренного убийства.
Трое других обвиняемых по делу - Хасан Мерхи, Хусейн Унейси и Асаад Сабра - были оправданы судом по всем пунктам. Они подозревались в заговоре с целью совершения теракта и соучастии в совершении преднамеренных убийств и попыток убийств.
В завершении заседания Дэвид Ре постановил, что обвинение должно в письменной форме представить свои соображения по поводу приговора в отношении Айяша, а защита должна дать свои ответы на них к 15 сентября. "Также сегодня мы издадим приказ, который аннулирует ордеры на арест в отношении троих обвиняемых, которые были оправданы", - сказал судья.
Обращаясь к жертвам преступлений, он выразил надежду, что вынесенный вердикт в какой-то степени облегчит их страдания. "Мы понимаем, что вы никогда не будет полностью удовлетворены, что бы мы ни сказали, - подчеркнул Ре. - Но это то, что мы можем сделать в данной ситуации. Мы благодарим за участие в заседании и желаем удачи, куда бы вы ни направлялись".
Дело на 2,6 тыс. страниц
В ходе заседания судья Мишлин Брейди заявила, что прокуратура смогла доказать при отсутствии разумных оснований для сомнения, что Айяш был связан с "Хезболлах" и являлся организатором атаки на Харири. Однако в отношении трех других обвиняемых этого сделано не было. Большая часть доказательств прокуратуры основывалась на телекоммуникационных данных. Защита требовала оправдания всех обвиняемых в связи с отсутствием физических доказательств их причастности к совершенным преступлениям.
Суд пришел к выводу, что непосредственно атака была совершена террористом-смертником. Как показала анализ ДНК, им являлся молодой человек чуть старше 20 лет, его личность установлена не была.
Не установила инстанция и заказчика преступления. "Власти Сирии и "Хезболлах" могли иметь мотивы для убийства Харири и его политических союзников, - отметила судья Джанет Носворси, зачитывая краткое изложение решения, содержащего 2,6 тыс. страниц. - Однако суд не располагает доказательствами того, что руководство "Хезболлах" было каким бы то ни было образом причастно к убийству Харири. Нет доказательств и того, что в инцидент было вовлечено сирийское правительство".
О трибунале
СТЛ был учрежден в 2007 году по решению Совета Безопасности ООН для привлечения к судебной ответственности лиц, причастных к теракту в Бейруте 14 февраля 2005 года, в результате которого погибли 22 человека, в том числе Харири, и еще 226 получили ранения. На работу инстанции за 15 лет было потрачено около миллиарда долларов. Правительство Ливана несет 49% расходов, связанных с деятельностью СТЛ, остальные 51% покрываются за счет добровольных взносов членов ООН.
Никто из обвиняемых не был задержан и не сдался суду добровольно, поэтому судебный процесс над ними проходил заочно. Интересы ливанцев представляли назначенные самим трибуналом адвокаты. Ранее основным фигурантом в деле был член вооруженного крыла "Хезболлах" Амин Бадреддин, но он погиб в ходе военных действий в Сирии, где воевал на стороне правительственных сил.
Вынесение решения переносилось дважды. Сначала вердикт должен был быть оглашен в середине мае, но его отложили из-за пандемии коронавируса. Затем заседание было запланировано на 7 августа, однако было перенесено на 18 августа в связи со взрывом в Бейруте.
Ливанская общественность разделилась во мнении относительно последствий деятельности трибунала. Ряд экспертов высказывали опасения, что заочный приговор в адрес членов "Хезболлах" повлечет за собой дестабилизацию обстановки.
Ранее лидер "Хезболлах" Хасан Насрулла отказался выдать подозреваемых международному правосудию. Он отверг все обвинения и предупредил, что политически мотивированный судебный процесс в Гааге может спровоцировать новую междоусобицу в Ливане.
В сою очередь экс-премьер Ливана и лидер суннитского движения "Аль-Мустакбаль" Саад Харири, который стал политическим наследником своего отца, заявил, что не испытывает никакого разочарования по поводу приговора. По его словам, решения и выводы трибунала не являются политизированными. "Кто так утверждает, должен выдать убийц, чтобы доказать обратное, - подчеркнул Харири. - В противном случае на сторону, которая укрывает преступников, ляжет политическая, моральная и судебная ответственность". Как считает экс-премьер, вынесение приговора в Гааге "обязывает всех к сотрудничеству с тем, чтобы положить конец политическим убийствам в Ливане".
О Рафике Харири
Рафик Харири (мусульманин-суннит) был одним из самых богатых и влиятельных политиков Ливана. Свое состояние он начал создавать в Саудовской Аравии, где в 1960-1970-е годы занимался строительным бизнесом (в 1978 году ему было даровано саудовское подданство). В 1989 году Харири сыграл значительную роль в ходе подготовки и подписания Таифских соглашений, положивших конец гражданской войне в Ливане, длившейся с 1975 года.
В 1992 году он занял пост премьер-министра. Его правительству удалось привлечь иностранные инвестиции и добиться получения международных кредитов для восстановления экономики страны и возобновления туризма. В то же время в период его премьерства в стране усилилось саудовское влияние, что вызывало беспокойство Сирии, чьи войска с 1976 года находились на ливанской территории (введены в качестве Межарабских сил сдерживания).
В 1998 году Харири ушел в отставку из-за разногласий с избранным в том же году просирийским президентом Эмилем Лахудом. Однако после победы его блока "Достоинство" на парламентских выборах в 2000 году Рафик Харири вновь возглавил кабинет. В октябре 2004 года, после продления парламентом срока полномочий Лахуда еще на три года, Харири вновь ушел в отставку. Он возглавил оппозицию, выступавшую за вывод сирийских войск из Ливана и разоружение полувоенных группировок в стране, в частности военного крыла шиитской политической организации "Хезболлах". Эксперты высказывали предположение, что после парламентских выборов 2005 года он вновь мог бы возглавить правительство.