1 июля 2014, 06:49

Новосибирцы простились с ненормативной лексикой на специальном празднике

На фестивале "Ху из". Фото организаторов
На фестивале "Ху из"
Фестиваль "Ху из" прошел в одном из кафе в рамках вступления в России в силу соответствующего закона

НОВОСИБИРСК, 1 июля. /ИТАР-ТАСС/. Фестиваль нецензурного искусства "Ху из" прошел в одном из новосибирских кафе. "Праздник непослушания" организовали в рамках вступления в силу запрета на нецензурную брань в театральных постановках, в теле- и радиоэфире, а также в книгах и фильмах - ФЗ № 101 от 5 мая 2014 года начал действовать в России с 1 июля.

"Наш фестиваль - это попытка осмыслить то, чего мы лишимся с введением этого закона, - пояснила корр. ИТАР-ТАСС один из организаторов фестиваля Юлия Чурилова. - Есть множество пьес и других литературных произведений, из которых совершенно спокойно можно извлечь ненормативную лексику, и они от этого ничего не потеряют. Но есть такие произведения, в которых нецензурные слова являются частью художественного замысла, и изъять их невозможно".

В доказательство новосибирские актеры прочитали две мини-пьесы разных жанров: "Июль" Ивана Вырыпаева и "Кто любит Панкратова" Дмитрия Карпузова, объединенные только одним - нецензурной лексикой. Затем актеры и поэты читали стихи русских классиков, содержащие нецензурную лексику, а под конец совершили "коллективный акт бездуховности", хором произнеся четыре матерных слова.

Доктор филологических наук, профессор Новосибирского государственного театрального института Илья Кузнецов, прокомментировавший закон для ИТАР-ТАСС, считает, что бороться с использованием ненормативной лексики надо другими способами. "Засилье матерной лексики в нашем языке - это серьезная социокультурная проблема. И то, что государство начинает предпринимать меры по борьбе с этим злом - это правильно. Другое дело, что заходить к этой проблеме, на мой взгляд, надо немного с другой стороны. Закон исходит из того, что надо ограничить использование матерной лексике в культуре. Матерщина же - это явление массовой культуры. Именно здесь и надо с ней активно бороться. Если речь идет о театральной постановке, то достаточно написать на афише 18 плюс, и человек вменяемый начинает понимать, что его ждет и стоит ли туда идти. А вот когда мы на улице слышим, как матом говорят не только взрослые, но и дети трех-пяти лет, это страшное явление. И с этим надо бороться жесткими репрессивными методами - запретами, штрафами".

С 1 июля в России начал действовать не только запрет на нецензурную брань в театральных постановках, в теле-и радиоэфире, а также в книгах и фильмах. Согласно закону, все книги, в которых есть нецензурная брань, должны будут продаваться в закрытой упаковке и иметь соответствующее предупреждение на обложке. Также вводится понятие прокатного удостоверения, которое ограничивает возможности демонстрации фильмов и спектаклей с ненормативной лексикой.