КРАСНОЯРСК, 11 октября. /Корр. ТАСС Виктор Хребтов/. Командир экипажа пропавшего в Туве вертолета Адар-оол Норбу - специалист высочайшего класса, получивший от главы республики Шолбана Кара-оола медаль "За доблестный труд". Об этом сообщили ТАСС в правительстве Тувы.
В марте 2013 года экипаж под руководством Норбу проявил мужество и профессионализм во время поисков погибших под снежной лавиной подростков в Монгун-Тайгинском районе. В экстремальных условиях при шквалистом ветре и отсутствии площадки для посадки вертолета, экипаж Адар-оола Норбу смог доставить в горы к месту поисков десантников МЧС и спасательное оборудование.
"Мы тогда до последнего момента надеялись на лучшее и дорожили каждой секундой поиска, - сказал глава Тувы. - Да и постоянно меняющаяся погода заставляла действовать решительнее. Поэтому, чтобы не терять драгоценное время на многочасовой подъем к месту, где лавина накрыла ребят, я попросил наших летчиков взвесить все и, если есть хоть малейшая возможность, то рискнуть".
"Честно признаться, просить об этом ребят было морально не просто. Они подвергались опасности. Но мужики, серьезно обдумав свое решение, совершили практически невозможное, высадив спасателей там, где даже человеку стоять непросто, не то что машине", - вспоминает руководитель Тувы.
По словам специалистов, ставших очевидцами высадки, экипаж Адар-оола Норбу продемонстрировал смелость и мастерство пилотажа. Не найдя площадки для приземления, командир Ми-8 принял решение выполнить маневр, который применяли военные летчики при выбросках десантников в горах Афганистана - подвести вертолет вплотную к склону горы и зависнуть, как бы уцепившись за него одним передним колесом шасси. Тувинские вертолетчики блестяще исполнили этот сложный прием.
Как пропал вертолет
На борту пропавшего 10 октября в Туве вертолета Ми-8 находились 12 человек. Пассажиры - представители компании "Стройлайн" из города Саяногорска (Хакасия): Стрельников Сергей Алексеевич - руководитель группы, Власов Андрей Алексеевич, Рябцев Петр Анатольевич, Вердин Юрий Иванович, Кермилкин Александр Иванович, Мохов Николай Тимофеевич.
В составе экипажа числятся капитан Норбу Адар-оол Макпакович, второй пилот Сизов Андрей Геннадьевич, борт- механик Донгак Эдуард Маадыр-оолович. Также на борту Ми-8 находились специалисты компании "Тыва авиа": авиатехники Деменев Иван Павлович и Кужугет Давалай Давалаевич и директор компании Шин Юрий Захарович, .
Ми-8 пропал по пути следования из местечка Соруг в Тоджинском районе Тувы в Кызыл. Специалисты из хакасского города Саяногорска осуществляли замеры уровней снега на территории, где предполагается установка снегомерных мачт для Саяно-Шушенской ГЭС.