28 ноября 2014, 11:13

Омолодить на 30 лет: второе рождение звезды танкового биатлона

ИТАР-ТАСС/ Артем Коротаев
Как из танков, разработанных еще в СССР, в Омске делают современные боевые машины - в материале ТАСС

Новая страница 1

Основной боевой танк Т-72Б3, на котором российские военные нынешним летом одержали победу на чемпионате мира по танковому биатлону, широкой общественности был представлен лишь в прошлом году. По данным Минобороны РФ, по итогам 2013 года Сухопутные войска получили более 270 машин этой модификации. 

Танк, по словам военных, хорошо зарекомендовал себя как на соревнованиях, так и на службе, и в этом году поставка модернизированных машин в войска продолжается.

Омский завод транспортного машиностроения, где танки Т-72Б, разработанные почти 30 лет назад, превращаются в современные Т-72Б3, 25 ноября завершил работу в рамках гособоронзаказа на 2014 год. Боевые машины отправились в воинские части всех военных округов страны, большая часть их будет дислоцироваться в Новгородской области и регионах Дальнего Востока.

В настоящее время «Омсктрансмаш» уже осуществляет поставки техники в воинские части в рамках исполнения гособоронзаказа следующего года.   

 Корр. ТАСС побывали на предприятии и выяснили, что модернизация порой может по трудоемкости приближаться к производству, а прошедшие ее машины по  характеристикам не уступают новейшим Т-90.

Танковый музей

Разобрать до болта

Бассейн для бронетехники

Стальная "марганцовка"

Из танка – на завод

Новая страница 2

Танковый музей

В одном из цехов Омского завода транспортного машиностроения ("Омсктрансмаш") разнообразные танки Т-72, собранные по всей России, ждут, пока ими займутся рабочие. Одни прямо с полигонов, с выгоревшей краской и грязью, присохшей к деталям ходовой части. Другие - еще недавно приведенные танкистами в порядок, чистые, яркие. С различным навесным оборудованием, прожекторами, дымовыми гранатометами или зелеными кирпичиками динамической защиты, которые защищают танк, взрываясь навстречу летящему снаряду. Целый музей машин, служивших в разных концах страны, работавших в разном климате и выполнявших разные задачи. 

"Вот с Дальнего Востока пришла машина, а эта - из танкового училища, на ней молодые ребята тренировались. Танки к нам приходят разные, состояние у них тоже разное", - начальник механосборочного производства "Омсктрансмаша" Алексей Хорошайло деловито проходит мимо длинных рядов техники, ожидающей своей очереди.

На заводе Хорошайло работает 18 лет и последние два года занимается именно модернизацией Т-72. Эта работа началась после вхождения "Омсктрансмаша" в корпорацию "Уралвагонзавод". Раньше, вспоминает Алексей Сергеевич, предприятие специализировалось на танках Т-80, но выпускало их до смешного мало - после развала СССР "Омсктрансмаш", как и сотни других машиностроительных предприятий, переживал трудные времена.

Прославленный завод, зародившийся из нескольких вагоноремонтных мастерских еще в конце XIX века, в 1942 году начал выпускать легендарные танки Т-34 и после войны сохранил ориентацию на оборонную продукцию. Через его цеха прошла немалая часть истории послевоенного советского танкостроения - стоявшие на вооружении Т-54, Т-55, а потом и Т-80 сотнями выходили с завода.

После перестройки и без того тяжелая для предприятия ситуация усугубилась тем, что Министерство обороны РФ решило унифицировать боевые машины и, выбирая между омскими Т-80 и выпускавшимися в Нижнем Тагиле Т-72, склонилось к последним. "Омсктрансмаш" надолго оказался не у дел. Хотя концепцию Т-80, уверены на заводе, можно развивать и дальше, но время для этого уже упущено.

Новая страница 3

Разобрать до болта

Теперь, когда предприятие вошло в состав "Уралвагонзавода", работу с Т-72 пришлось освоить в полной мере. От тех машин, что приходят в цеха завода, в конечном продукте мало что остается. "Наша задача - разобрать их до последнего болта, до последней гайки. А потом собрать заново, но уже по-другому. На выходе, по сути, получается совершенно новый танк", - говорит Алексей Хорошайло. 

Т-72Б3 от предшественника наследует, по сути, только корпус и башню. Новая ходовая часть и более мощный двигатель повышают маневренность танка и, как следствие, выживаемость на поле боя. Машина, как рассказали ТАСС в пресс-службе Центрального военного округа, получает усовершенствованную 125-миллиметровую гладкоствольную пушку, снижающую по сравнению с Т-72 на 15% рассеивание снарядов, а при стрельбе на ходу - в 1,7 раза.

Кроме того, машина оснащена прицельными комплексами, позволяющими при необходимости вести огонь не только наводчику, но и командиру танка, системой наведения управляемых ракет, датчиками метеопоправок при стрельбе, новой радиостанцией и блоками динамической защиты.

"После модернизации он сопоставим с Т-90, на данный момент самыми современными российскими танками. Но просто так ведь новое оборудование не прикрутишь, для этого нужно всю машину перебирать", - говорит Хорошайло. "Всю машину" - это ни много ни мало 23 тыс. деталей.

Новая страница 4

Бассейн для бронетехники

В соседнем цехе выстроились ровными рядами танковые корпуса разной степени готовности. Они буквально иллюстрируют всю последовательность работы над корпусом, которому предстоит вместить в себя новые механизмы. С одной стороны - очищенный от краски ржавый металл, с другой - практически новая броня, прошедшая пескоструйную обработку и ряд других процедур. 

Перед покраской корпус проверяют на герметичность: купают в специальном бассейне с антикоррозионным раствором. После этого 40-тонная конструкция начинает вновь обрастать необходимыми для боевой машины механизмами.

"Устанавливают ходовую, коробки передач, двигатель, гитару, электронику", - перечисляет Алексей Хорошайло. После расспросов выясняется, что гитарой тут называют вовсе не музыкальный инструмент, а узел, передающий силовой момент с двигателя на коробки передач.

Аналогичные процедуры проходит и башня, которую уже с новой пушкой и внутренним оборудованием на финальной стадии сборки совмещают с корпусом.

"Омсктрансмаш" работает вместе с рядом других предприятий: в разных концах страны выпускаются двигатели, коробки передач, радиостанции, а собирается воедино все в Омске. Впрочем, немалая часть делается и здесь - гусеницы, катки, топливные баки. По большей части это литые детали. По словам Хорошайло, цельнолитых элементов в танках с течением времени становится меньше, но их количество все еще достаточно велико, чтобы выпускающий бронетехнику завод мог иметь собственное литейное производство.

Новая страница 5

Стальная "марганцовка"

Литейные цеха на "Омсктрансмаше" существуют еще со времен Великой Отечественной войны. Сегодня производство представлено тремя постоянно действующими плавильными печами. В них при температуре 1,7 тыс. градусов по 1,5-2 часа бурлит раскаленный металл, который потом разливают по формам. 

"Мы производим два основных вида стали. "Марганцовку", сплав железа с марганцем для большей износостойкости, - говорит советник гендиректора завода по металлургии Ефим Токман. - Это используется в ходовых частях. А еще углеродистую сталь, которая устойчива к перепадам температур, для грузовых вагонов".

Впрочем, для специальных машин, как здесь называют бронетехнику, и сталь делается специальная, с дополнительными добавками. Таковой в общем объеме производства немного: для внутренних нужд завода литейный цех выпускает только около 10% продукции.

В остальное время печи работают на производство деталей угледобывающих и сельскохозяйственных машин, которым стойкость к износу нужна не меньше, чем танкам, и элементов железнодорожных вагонов, которые тоже эксплуатируются и в холод, и в жару.

Вокруг печей работают сталевары в касках со специальными очками - долго любоваться на раскаленный металл без защиты вредно для зрения. По словам Токмана, опытный сталевар температуру металла способен определять буквально на глаз, без помощи специального щупа с датчиками. Но таких на заводе немного - сказались тяжелые времена, когда производство практически остановилось.

Новая страница 6

Из танка - на завод

Однако, по словам сотрудников предприятия, кадровая проблема в металлургии стоит не слишком остро. Сталеваров, говорит Ефим Токман, сегодня практически нигде не учат, но заводчане приспособились и набирают учеников для опытных литейщиков.

Через два-три года работы подручный сталевара уже имеет необходимую квалификацию для самостоятельной работы. В литейных цехах трудятся более 700 человек, и этого, считает собеседник агентства, вполне достаточно. 

"На ветеранах, конечно, держится многое. У нас есть люди, которые более 30 лет работают. Представляете, сколько через них подручных прошло, сколько они народу обучили?" - рассказывает Ефим Исаакович.

На заводе существуют целые династии рабочих. Еще со времен войны, когда в Омск эвакуировали предприятие из Ленинграда и нынешний "Омсктрансмаш" из железнодорожных мастерских стал танковым заводом, работают целыми семьями. Около месяца назад, рассказывают сотрудники, проводили в последний путь самого возрастного рабочего - слесаря-инструментальщика Германа Антонова, пришедшего на предприятие 14-летним подростком и проработавшего здесь 70 лет.

Сегодня из 4,8 тыс. сотрудников предприятия около 1,8 тыс. моложе 35 лет. "Они могут вообще не иметь какого-то там специального образования, главное, чтобы, как говорится, руки росли откуда нужно и было желание работать", - поясняет Алексей Хорошайло и признается, что сборщики сталкиваются с той же проблемой, что и литейщики: система профессионального образования хромает на обе ноги.

Сложнее всего приходится с сотрудниками, которым приходится тестировать новые механизмы. "Где вас научат стрелять из пушки, да еще так, чтобы, если что, понимать, что неправильно?" - объясняет Хорошайло.

Выручают выпускники танковых училищ, которые по крайней мере знают устройство этой машины и после окончания службы в войсках идут работать на завод.

Завод расположен рядом с вокзалом и располагает собственными железнодорожными путями. По этим путям, на платформах, боевые машины прибывают на завод и по ним же, радикально обновленные, покидают его, отправляясь в войска. За заводскими воротами танки, получившие ворох нового оборудования и еще одну цифру в наименовании, ожидает еще одна, вторая армейская жизнь.