Все новости

Томские ученые разработали метод повышения износостойкости деталей в медицине и автопроме

Работа велась вместе с учеными Берлинского технического университета

ТОМСК, 26 февраля. /ТАСС/. Метод расчета коэффициента трения, совместно разработанный учеными России и Германии, позволит создавать более надежные и износостойкие материалы в автомобилестроении и медицине, сообщил в понедельник ТАСС профессор Томского политехнического университета (ТПУ) Валентин Попов.

"Мы "собрали пазл" из различных параметров и характеристик. Теперь есть универсальный метод, чтобы точно рассчитать трение, например, в обработке металлов давлением, проектировании прецизионных микромеханических устройств, для увеличения срока службы медицинских имплантов", - сказал Попов.

По его словам, новый метод позволит, например корректировать форму зубного импланта так, чтобы он был более износостойким. Это же касается автомобильных шин и многих других направлений.

"В этом проекте томичи проделали огромную работу. Приведу сравнение: в моем доме на стене висит пазл, собранный из 30 тысяч деталей. Чтобы собрать его, моя семья пропустила через сканер каждую деталь, написала программу, которая и помогла соединить детали в единое целое. Томские ученые как раз стали такой программой - предложили, как именно собрать пазл из различных характеристик и параметров трения", - поделился профессор.

Он уточнил, что современным ученым и производственникам, решающим высокоточные технологические задачи, уже не хватает закона Амонтона - Кулона, которому более 230 лет. Необходим более эффективный метод, поэтому ученые ТПУ и TUBerlin (Берлинский технический университет, Германия) объединили свои усилия в попытках найти способ описания трения в зависимости от скорости, температуры и давления.

Закон Амонтона - Кулона гласит, что сила трения при скольжении тела о поверхность не зависит от площади соприкосновения тела с поверхностью, но зависит от силы нормальной реакции этого тела и состояния окружающей среды. Закон назван в честь французских физиков, которые сформулировали понятие о коэффициенте трения и вывели соответствующую формулу. Годом создания закона считается 1781-й.