МОСКВА, 22 сентября. /ТАСС/. Появление новых видов лесных вредителей наблюдается в регионах Сибирского федерального округа (СФО) в 2020 году. Это увеличивает риск возникновения природных пожаров в поврежденных древостоях, от которых и так ежегодно страдают сибирские регионы, считают опрошенные ТАСС эксперты.
В начале сентября Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (ВНИИ ГОЧС) предупредил о напряженной санитарной обстановке в лесах Сибири до конца 2020 из-за массового повреждения насаждений вредителями и пожарами. В НИИ сообщили, что самые большие по площади участки ослабленных и усыхающих насаждений наблюдаются на территории Красноярского края, а также Иркутской и Томской областей. Основным вредителем на этой территории является сибирский шелкопряд - гусеница, уничтожающая таежные леса, где преобладают пихты, кедры, ели и лиственницы. Однако в этом году в лесах появились новые вредители, которые увеличивают риски пожаров в лесах СФО.
Новые виды
"Появляются инвазивные виды, которых раньше не было на территории Сибири или их не находили. В последние годы у нас была мощная вспышка уссурийского полиграфа, который повреждает пихтовые древостои. А там, где погибший лес, там непременно [располагается] сухостой, у которого способность к возгоранию выше. Кроме этого, в погибших древостоях бурно начинает расти травяная растительность, весной она высыхает, а это прекрасный горючий материал, чтобы начался пожар", - сообщил ТАСС доктор биологических наук, заведующий лабораторией мониторинга леса Института леса СО РАН Вячеслав Харук.
В Томской области на смену сибирскому шелкопряду пришел союзный короед - жук-вредитель, ранее характерный для западных территорий России. Из-за его деятельности усыхают кедровые деревья, вследствие чего растет риск возникновения пожара."Риск возникновения пожаров растет, например, в Лучаново-Ипатовском кедровнике. Там уже 70% леса поражены и заметно усохли. Если вспыхнет, то это будет страшно", - сообщил ТАСС Иван Керчев, доцент кафедры лесного хозяйства и ландшафтного строительства Томского государственного университета (ТГУ), почти 10 лет изучающий лесных вредителей в Томской области.
На севере Красноярского края в июле 2020 года специалисты обнаружили леса, поврежденные лиственничной листоверткой - бабочкой, откладывающей яйца на ветви и стволы лиственницы и являющейся одним из самых распространенных вредителей этого вида. "По предварительной оценке, с учетом данных дистанционного зондирования земли общая площадь поврежденных насаждений составляет около 75 тыс. га. В прошлом максимальные площади массового размножения серой лиственничной листовертки на территории Красноярского края фиксировались в 1967 и 1968 годах и достигали 22 млн га", - рассказали ТАСС в Министерстве лесного хозяйства региона.
В Иркутской области, где основным вредителем тайги по-прежнему остается сибирский шелкопряд, в 2019 году появился новый вид - полиграф уссурийский, жук-короед, поражающий пихтовые породы. "Полиграф уссурийский очень агрессивный вид вредителя, способный в течение 2-3 лет привести заселенное насаждение к усыханию", - рассказал ТАСС исполняющий обязанности директора Центра защиты леса Иркутской области Алексей Титов. По его словам, большая часть заселенных вредителем участков леса очень сильно повреждена.
Возможные причины и борьба с вредителями
Специалисты лесного хозяйства считают, что всплеск вредителей в Сибири может быть связан с климатическими изменениями, в частности, с жаркой и засушливой погодой. По данным красноярского Минлесхоза, в течение последних лет в регионе отмечалось превышение средней многолетней температуры июня в среднем на 4 градуса при одновременном сокращении количества осадков. По словам Вячеслава Харука, засуха приводит к ослаблению древесных растений, и они становятся более восприимчивы к негативным воздействиям. Откладывая яйца, жуки-короеды специально ищут больные деревья, которые не могут защититься от вредителей, выделяя смолу.
Для предотвращения гибели деревьев в Красноярском крае в мае 2021 года планируется провести повторную инвентаризацию очага лиственничной листовертки. В других регионах СФО также запланированы мероприятия для борьбы с вредителями, однако их проведение затрудняет ряд факторов. Так, в Приангарье очаги уссурийского полиграфа расположены в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, и борьба с вредителем здесь усложняется ограничениями природоохранного законодательства.
Законодательные препоны являются препятствием для уничтожения поврежденных лесов и в Томской области. По словам Ивана Керчева, "вылечить" поврежденный лес можно только санитарной рубкой, однако из-за того, что кедры, как и другие ореховые деревья, по закону рубить нельзя, короед "чувствует себя безнаказанным". По мнению Керчева, необходимо пересмотреть законные акты, чтобы исправить сложившуюся ситуацию. "Мы должны вести себя по-хозяйски, а не по-браконьерски, вспоминая о существовании лесов дважды в год, когда собираем урожай. Нужно регулировать эти моменты и предусмотреть возможность вмешательства. Я не предлагаю все рубить, но рубить все и ничего не рубить - крайности, а это плохо", - сказал он.
О пожарах в Сибири
В регионах Сибири ежегодно наблюдается сложная ситуация с прохождением лесопожарного сезона. Прошлым летом в СФО площадь возгораний превысила среднегодовые значения примерно в полтора раза и составила 5 млн га. Сибирские пожары 2019 года вызвали широкий общественный резонанс. На государственном уровне начался процесс пересмотра законодательства об охране лесов и тушении лесных пожаров.