– 23 сентября в Гиперкубе ИЦ «Сколково» состоялась специализированная встреча Клуба друзей кластера, в рамках которой прошел Круглый стол по теме «Поддержка отечественных разработчиков и производителей радиоэлектронной аппаратуры и средств связи». Один из обсуждаемых вопросов был про импортозамещение. Насколько наша телекоммуникационная отрасль зависит сегодня от иностранных технологий и «железа»?
– Вы правильно разделили разработки и «железо». После сегодняшнего Круглого стола у меня сложилось ощущение, что в плане разработок мы куда менее зависимы, чем в плане компонентов. Технологии у нас, как правило, используются собственные. Например, производитель телекоммуникационного оборудования, резидент «Сколково», компания QTECH, представитель которой участвовал в дискуссии, успешно локализовала всю разработку, проектирование в России. Производство же у них в Юго-Восточной Азии. Примечательно, что именно эта компания ориентирована на экспорт: сейчас успешно работает на рынке Бразилии. Внутри нашей страны сконцентрированы конструкторские и интеграторские компетенции, а вот львиную долю элементной базы для конечных изделий собственной разработки приходится закупать. В рамках дискуссии звучали оценки: 50-70% импортной составляющей «железа» в используемых в России системах. Основным поставщиком является Юго-Восточная Азия, что неудивительно.
– Государство ставит задачу полностью уйти от импорта, ну, или создать возможность для 100% импортозамещения?
– Риторика относительно импортозамещения звучит постоянно, но, безусловно, все понимают, что достичь 100% локализации невозможно, да и нет в этом необходимости. Я бы сказал, что гораздо более актуальна задача сохранения и развития интеграторских и разработческих компетенций. А стратегических рисков в импорте элементарной компонентной базы у нас нет. Ну, например, другой резидент «Сколково», МЕТРОТЕК, успешно конкурирующий на мировом рынке, закупает часть компонентов (в основном печатные платы) в Китае. Так поступают все производители из развитых стран: простые операции отдают на аутсорс, а сами концентрируются на интеллектуальных решениях. Тот же Boeing в США представляет собой просто большое конструкторское бюро, а все производство распылено по миру.
– Многие крупные иностранные компании телекоммуникационной отрасли стартовали благодаря господдержке. Например, та же Huawei. В чем выражается поддержка нашего государства?
– Вы привели пример китайского гиганта – компании Huawei. Действительно, эта компания развилась и превратилась в мирового лидера по производству телеком-аппаратуры при мощнейшей поддержке государства. Она выражалась, прежде всего, в серьезном финансировании и предоставлении длинных дешевых денег, экспортном кредитовании. У нас такие программы пока еще системно не работают. Но существуют другие меры поддержки. Прежде всего, налоговые. Так, например, компании-разработчики в области IT платят уменьшенный налог на заработную плату сотрудников, у них сниженный налог на прибыль. Кроме того, осуществляется поддержка компаний-стартапов. Фонд «Сколково», его инфраструктура и программы – уже часть этой поддержки для тех компаний, которые стали нашими резидентами. Фонд осуществляет прямые государственные инвестиции – выдает гранты. Общий объем этих грантов для компаний Фонда превысил 2 млрд руб. в 2013 году. Но эти гранты – только часть инвестиций в проект: по нашим условиям, участник обязан предоставить соинвестиции в размере не менее того, что предоставляет государство. И общий объем соинвестиций в компании-резиденты нашего кластера составил около 4,1 млрд руб. в 2013 году
– Эти инвестиции уже возвращаются?
– Мы внимательно следим за финансовыми показателями наших компаний, оценивая эффективность потраченных средств. Один из главных параметров – выручка, поскольку именно она характеризует бизнес-активность резидентов. Выручка компаний Фонда в 2013 году составила 19 млрд руб.
– В вашем кластере есть разработки для космической отрасли, являющиеся государственным секретом?
– Нет, наши разработки исключительно коммерчески ориентированные, а значит, открытые.
– Еще недавно и грузы, и космонавтов на МКС доставляла только Россия. Сегодня американцы тоже занимаются «импортозамещением» – развивают собственный космический транспорт. А наша космическая отрасль зависит от импорта?
– Было бы наивно утверждать, что такой зависимости нет. Наши современные спутники, в том числе телекоммуникационные, производились в сотрудничестве с ведущими спутникостроительными компаниями, такими как «Астриум», во многом на импортной компонентной базе. Это касается и наших перспективных ракет-носителей, таких как «Ангара». Но я бы не стал драматизировать ситуацию – насколько мне известно, несмотря на непростую внешнеполитическую ситуацию, сотрудничество в области спутникостроения продолжается. Причем оно носит двусторонний характер – американские ракеты-носители тоже продолжают летать на наших двигателях, произведенных в Самаре и в Королеве. Мне кажется, ключевым моментом здесь остается сохранение конструкторских компетенций, и, по возможности, хеджирование рисков за счет диверсификации каналов поставок и, возможно, развития у себя производства наиболее критических компонентов, таких как сложные радиационно устойчивые микросхемы.