9 декабря 2014, 15:54
Интервью Сколково

«Мы решили серьезно расширить работу с молодыми учеными»

«Сколково»
Исполнительный директор Открытого университета Сколково Андрей Егоров и его заместитель Екатерина Морозова – о программах ОтУС на 2015 год

– Этой осенью в ОтУС студенты занимались и готовили проекты по программе «Транспорт будущего». Почему выбрали именно эту тему?

Андрей Егоров: Для программы «От идеи к бизнесу» мы каждый раз придумываем тему с учетом интересов наших кластеров и форсайтов, общаемся с коллегами, спрашиваем, что для них актуально. Во-первых, на тему «Транспорт будущего» сразу возник спрос. Во-вторых, эта тема очень широкая, в ней могут быть как интернет-системы по подбору попутчика, так и батарейки для электротранспорта, ракета или автомобиль без водителя – то, что сейчас делает Google. Так мы поняли, что этой темой привлечем широкую аудиторию из разных вузов.

Екатерина Морозова: Основная особенность программы – кроссдисциплинарность. Именно поэтому нам удалось привлечь старшекурсников, инженеров, молодых ученых из многих вузов, лабораторий и даже корпораций. Например,  из студенческого конструкторского бюро Бауманского университета, из компании «Сбербанк Технологии». Есть несколько проектов из МАИ. Получился широкий спектр идей и тем, которые на программе дорабатываются и развиваются. Поэтому мы считаем важным и нужным продолжать запуск акселерационных программ, которые позволят талантливой молодежи  решать междисциплинарные задачи в кроссфункциональных командах. 

Мы будем продолжать практику таких программ, но перейдем в формат интенсивов с погружением, когда участники 6 дней  с утра до ночи работают над своим проектом. Это позволяет за 6 дней полностью пройти цикл от идеи до работающего прототипа или структурированного проектного предложения.

 

– Команды «Транспорта будущего» уже прошли предзащиту?

Е.М.: Это был первый рубеж, через который должны были пройти команды, получив обратную связь от экспертов. В качестве экспертов на предзащиту мы пригласили представителей наших кластеров и представителей корпоративного сектора – компанию Microsoft, с которой ОтУС дружит с самого первого дня работы. Следующий рубикон будет 20 декабря, когда состоится итоговая защита. Сейчас к своей радости мы видим, что на курсе дооформились или образовались с нуля несколько серьезных проектов, которые могут претендовать на статус компании-участника «Сколково».

 

– Насколько я знаю, на предзащите у вас были и достаточно зрелые, и совсем студенческие проекты?

А.Е.: В этом и концепция программы. ОтУС работает на выращивание человеческого капитала для сколковской экосистемы и вовлечение молодежи в проект «Сколково». Мы приглашаем тех, кто хотел бы заниматься наукоемким предпринимательством, но пока не знает, как, и тех, у кого уже есть проекты. Мы смешиваем участников. Кто-то заканчивает курс и входит в команду другого участника, кто-то пробует запустить проект с нуля. При этом мы понимаем, что такое проект с нуля. Он, скорее всего, прогорит, и следующие семь проектов его прогорят. Но в стартаперской жизни, пока ты несколько раз не провалился, вряд ли ты добьешься успеха. Мы даем всем возможность попробовать.

Е.М.: Кстати, предыдущая программа ОтУС «Генерация идей» предусматривала разработку идей с нуля. Есть же много специалистов – разработчиков, инженеров, у которых пока нет собственного проекта. Программа была нацелена на то, чтобы помочь талантливым молодым людям сформировать идею проекта и начать ее реализовывать. И на этой программе у нас сформировалась команда коучей, которая сейчас активно участвует в качестве наставников в «Транспорте будущего».

 

– Что дала участникам программа «Транспорт будущего»?

Е.М.: Были случаи, когда команда проекта собиралась уже на программе, были случаи, когда команды получали инвестиции прямо на каком-то мероприятии программы. Многие команды были заинтересованы в том, чтобы получить своего коуча, и получили его. Для кого-то предзащита стала способом наладить контакты с кластерами «Сколково».

 

– Тем, кто прошел программы ОтУС, потом проще получить статус участника «Сколково»?

А.Е.:  Чтобы получить резидентство, они должны пройти все установленные процедуры. Но после участия в программах ОтУС им, конечно, проще: они уже прошли все эти шаги на защитах – «объясните вашу модель, в чем ваша инновационность, где ваша коммерческая часть» и т.д.

Да, одна из задач в том, чтобы наша молодежь создавала компании-участники  «Сколково». Но глобальная задача – чтобы они стали частью сообщества, которое формируется вокруг «Сколково».

За прошедшие три года у нас было много программ. Мы делали программу про предпринимательство в IT, предпринимательство в космической сфере. Весной у нас прошла первая Pharma’s  School совместно с компанией Pfizer и биомедицинским кластером. Туда мы звали студентов-аспирантов и молодых ученых, связанных с фармакологией. Каждый год проходят Летняя и Зимняя школы ОтУС.

Е.М.: Да, кроме резидентства в «Сколково» участники получают много других бонусов. Например, по результатам итогового тестирования трое участников программы Pharma’s School получили возможность бесплатного обучения  на магистерской программе в Hibernia Сollege (Дублин).  

 

– Какие плану у ОтУс на следующий год?

Е.М.: На 2015 год у нас несколько приоритетов. Прежде всего, расширение работы с молодыми учеными. Мы начали эту работу в 2014 году, проведя Летнюю школу ОтУС совместно с Федеральным агентством научных организаций. На конкурсной основе мы отобрали 100 лучших молодых ученых из разных регионов России. На школе мы увидели, как востребованы образовательные возможности «Сколково» в среде академической молодежи. Мы решили серьезно расширить эту работу и разработали программу ОтУС по созданию сообщества молодых ученых, причем в связи с большим интересом со стороны государств СНГ мы решили привлекать и ученых из этих стран тоже.

12 декабря пройдет первое мероприятие этой программы – встреча молодых ученых России и стран СНГ. Следующие наши зимняя и летняя школы также будут ориентированы на молодых ученых. Кроме этого, мы видим потребность в ежеквартальных встречах ученых из разных государств и разных дисциплин, для того чтобы обмениваться информацией о текущих разработках и приоритетах, которые есть в разных странах. Самое главное – наработать международные связи, чтобы потом была возможность создавать международные проекты. Как оказалось, мы по-прежнему осознаем себя частью большого пространства, академические связи остались и там, где они были нарушены, есть желание их восстановить. Летом 2016 года мы снова проведем школу для молодых ученых, но уже с участием представителей стран БРИКС.

А.Е.: Кроме этого, в 2016 мы планируем провести в «Сколково» большую конференцию для наших соотечественников, которые живут в других странах и занимаются наукой и технологиями. Вместе с нашими партнерами – Ассоциацией русскоязычных ученых и специалистов в области технологий – мы поддерживали такие конференции в Кембридже и Аризоне и с привлечением других ассоциаций русскоязычных ученых по всему миру. Важно приглашать наших бывших соотечественников в «Сколково» в качестве экспертов, профессоров, предпринимателей, а также строить с их помощью международную кооперацию с ведущими научными и технологическими центрами.

 

– Почему вы делаете такой акцент именно на молодых ученых?

Е.М.: Для «Сколково» это самая правильная целевая аудитория, потому что, как известно, наш фонд ориентирован на поддержку наукоемких проектов. Многие проекты хорошие с потребительской точки зрения и с точки зрения рыночной стоимости не могут стать нашими резидентами, потому что в них нет науки. Поэтому нам нужно идти в науку, к молодым ученым, которые только начинают делать свой исследовательский проект, и вместе с ними продумывать модели коммерциализации. Еще я уверена, что для ученых отличный путь – дойти до продажи патента и пойти делать следующее изобретение. У нас нет задачи всех сделать предпринимателями. У нас есть задача помочь ученому определиться с правильной формой приложения его научно-исследовательского проекта.

Ведь все, что связано с коммерциализацией научной деятельности, не похоже на стартапы. В научных разработках другой жизненный цикл. От научной разработки до коммерциализации иногда проходит несколько лет. Для того и был создан фонд «Сколково», чтобы помочь преодолеть наукоемким стартапам ту самую «долину смерти» – когда они, находясь в лаборатории, не имея возможности привлечь венчурные деньги, должны получить какой-то результат и продумать модель коммерциализации этого результата.

 

– Ученые из каких областей наиболее активны в мероприятиях «Сколково»?

Е.М.: Неожиданно для нас самих самыми активными на Летней школе были ребята из институтов Российской академии сельского хозяйства. Они больше всех говорили о необходимости обратить внимание именно на их сектор исследований, включить его в форсайты. Поэтому сейчас, когда Фонд «Сколково» прорабатывает возможность открытия нового направления «Биотехнологии для сельского хозяйства», мы ведем активную коммуникацию с академической молодежью.

 

- Чем молодые ученые будут заниматься на ближайшей Зимней школе?

А.Е.: Зимняя школа будет называться «Вызов принят». Мы хотим обсудить основные проблемы, которые стоят перед человечеством: бедность, энергобезопасность, помощь людям с ограниченными возможностями и т.д.

Мы хотели бы оторваться от рамок, посмотреть на разные подходы к глобальным вызовам: от тех, что использует ООН, до тех же форсайтов наших кластеров, и выбрать несколько направлений, с которыми мы хотим работать в наших следующих программах. То есть сформировать повестку на ближайшие пару лет для сколковской молодежи.