29 сентября 2016, 12:42
Интервью Сколково

Юрий Сапрыкин: до конца года наши резиденты получат финансовую поддержку

Сколково
По словам вице-президента по развитию деятельности Фонда "Сколково" на Дальнем Востоке, сейчас реализуется госпрограмма помощи компаниям, занимающимся разработками инновационной продукции

Вице-президент по развитию деятельности Фонда "Сколково" на Дальнем Востоке Юрий Сапрыкин рассказал ТАСС о задачах и перспективах дальневосточного представительства фонда.

- Начнем с самого начала: зачем Фонд "Сколково" открыл свое представительство на Дальнем Востоке?

- Мы реализуем государственную программу поддержки Дальнего Востока в части помощи высокотехнологичным компаниям, которые занимаются исследованиями и разработками инновационной продукции. На Дальнем Востоке девять регионов, и мы стараемся активно работать со всеми. Юридически мы действительно находимся в Приморском крае, во Владивостоке, тем не менее плотно работаем с Хабаровским краем, Якутией, Камчаткой и Сахалином.

- Оправдались надежды? Или еще слишком рано об этом говорить?

- Нет, не рано. Я совершенно однозначно могу сказать, что, конечно же, это стоило того. До самого открытия были разные мнения, но вот сейчас, по прошествии полутора лет, мне, как руководителю, очевидно, что такая опорная точка должна быть. Дальний Восток сильно отдален от центральной части России, и, по сути, во многом наше представительство позволяет транзакционные и логистические издержки нивелировать. Одна из наших задач - сделать так, чтобы не ощущалось этого громадного расстояния между компаниями, которые работают на Дальнем Востоке, и научными коллективами и институтами развития, которые расположены в Москве, в "Сколково". Компании, которые находятся в нашей орбите, должны чувствовать нашу близость. Их сотрудникам важно знать, что к нам можно прийти, посоветоваться, получить поддержку, помощь. Наша задача в том, чтобы эффективно организовать коммуникацию с коллегами из Москвы, из фонда. С этой задачей представительство справляется, мы делаем так, чтобы расстояние и время не чувствовались.

У большинства наших компаний на Дальнем Востоке материально-техническая база, сотрудники, технические разработки. Точка опоры в лице представительства им очень помогает. Важно, чтобы ученые ощущали себя частью экосистемы "Сколково" и получали весь набор услуг и сервисов, не выезжая из своего родного региона.

- На базе острова Русский планировалось создать научно-техническую территорию опережающего социально-экономического развития. Что удалось сделать? Принимает ли в этом участие представительство Фонда "Сколково"?

- Да, конечно. Более того, по итогам Восточного экономического форума, который прошел недавно, вышло еще одно поручение президента о том, чтобы такую работу интенсифицировать. Были разные мнения по поводу того, какой должна быть эта зона: туристическо-рекреационной или научно-технической. Безусловно, остров Русский, Дальневосточный федеральный университет обладают определенным потенциалом, который необходимо реализовывать, и немалое количество средств государство вложило в инфраструктуру на острове Русский. Мы готовы участвовать в формировании концепции. Срок этого поручения - до 1 июля 2017 года, времени осталось не так много. Дислокация на острове Русский технопарка или какой-то иной инфраструктуры будет нами приветствоваться.  

- Каким конкретно проектам из Приморья вы помогли с реализацией?

- Всего у дальневосточного представительства "Сколково" более 30 проектов, 20 из которых - из Приморья. Это и понятно, поскольку именно в Приморье во многом сосредоточен научный потенциал. Это и филиал Российской академии наук, и Дальневосточный федеральный университет. Проекты разные, интересные. И робототехника, и космические разработки, и медицинское направление. За те полтора года, что мы работаем, нам удалось оказать проектам реальную поддержку. Одним помогли доработать продукт, другим - принять участие в различных международных мероприятиях, где они представили свои разработки.

В этом году мы активно работаем с грантами. Если в 2015 нашей задачей было найти компании и помочь им стать нашими резидентами, то сейчас мы хотим, чтобы наши резиденты получили от нас финансовую поддержку. Надеемся, что уже к концу года ряд проектов получит ощутимые для них деньги.

- Наверное, это не так просто - определить дальнейшую перспективность идеи? Сразу понять, фикция это или гениальное изобретение.

- Экспертное заключение даем не мы, не специалисты "Сколково", а внешняя экспертная панель. За все время существования проекта "Сколково" поступило более 10 тыс. заявок, но резидентов при этом у нас полторы тысячи. Следовательно, менее 10% проектов признается независимыми экспертами в качестве перспективных. Как я уже сказал, оценивают заявки внешние эксперты, к которым Фонд "Сколково" не имеет прямого отношения. Под каждый проект, который приходит на экспертизу, не важно из какого региона, эксперты выбираются случайным образом. Оценка идет по двум важным параметрам: научно-техническая новизна (чтобы не было плагиата или старой разработки) и коммерческий потенциал.

Чем больше будет компаний, которые занимаются высокотехнологичными разработками с высокой добавленной стоимостью, тем динамичнее будет развиваться регион. Мы видит только итоги голосования экспертов. Если более половины специалистов высказываются в поддержку проекта, то мы берем идею в проработку.

- А что можно сказать о компетенции экспертов?

- Экспертная панель у "Сколково" достаточно весома - есть нобелевский лауреат, много людей из академической среды, много людей из бизнеса, которые понимают, насколько проект будет востребован рынком. С уверенностью можно сказать, что все дальневосточные проекты - это проекты с хорошими перспективами.

- Что чаще всего предлагают жители Приморья? В чем особенность приморских проектов?

- Когда мы только открывали представительство, я считал, что у нас будут проекты, связанные с морской тематикой, и был приятно удивлен, когда узнал, что предлагаемые идеи охватывают практически все сферы жизни. Есть проекты по энергоэффективности, есть проекты в сфере IT-технологий. Ну и, конечно же, есть проекты по аквакультуре и морской робототехнике.

У нас сильная школа по биологии моря, которая формировалась десятилетиями. И мы это ощущаем. Но и остальные направления в общем-то не сильно отстают.

- Что нужно сделать молодому ученому для того, чтобы стать вашим резидентом?

- Ну, во-первых, у него должно быть желание. Потому что без этого ни один процесс не происходит. Если есть желание, то всегда можно найти информацию. В том числе и о нас. И, приложив небольшие усилия, проверить состоятельность собственной идеи. У нас на сайте есть форма заявки. Для того чтобы сделать попытку стать резидентом, не обязательно приезжать к нам в офис. Надо просто зайти на сайт. Отправить онлайн-заявку экспертам. И уже по итогам экспертизы обращаться к нам. А с юридическим оформлением документов мы поможем. Очень часто с первого раза кандидат сталкивается с отказом,  но мы всегда даем рекомендации, как доработать заявку. Главное, чтобы были желание и идея. Ничего сверхъестественного.

- То есть мозги за границу не утекут? Вы не упустите перспективную идею?

- Конечно же, нет. В этом и заключается наша основная задача. В том, чтобы перспективные идеи оставались в России и, в частности, на Дальнем Востоке. Чтобы люди отсюда не уезжали.

- Чем можно привлечь потенциальных резидентов? Какими привилегиями?

- Во-первых, по федеральному закону мы предоставляем налоговые льготы. Все налоги, которые сегодня возможны по отношению к компании, равны нулю, кроме социального налога, который в два раза меньше, чем у обычных компаний. Второй механизм нашей поддержки - грантовые программы, позволяющие получить деньги на продолжение исследований.

Также у нас есть таможенные льготы в отношении ввезенного оборудования. И, конечно, в орбите "Сколково" есть частные инвесторы, которые позволяют на разных стадиях развития поддерживать проект финансово.

Проводится большая работа в отношении индустриальных партнеров. На сегодняшний день более 40 крупных компаний с мировым именем являются нашими партнерами и готовы рассматривать наши сколковские проекты.