САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 20 июня. /Корр. ИТАР-ТАСС Юлия Андреева/. Дневник Тани Вассоевич, который школьница вела в годы войны, будет издан в Санкт-Петербурге. Издатели называют его памятником жизни обычной ленинградской семьи в страшных условиях блокады.
13-летняя Татьяна начала записи 22 июня 1941 года, рассказав о первом дне войны: "В 12 часов дня объявили, что началась война. По радио выступал т. Молотов с речью. Мама плакала". Она описала первые изменения в жизни ленинградцев, вызванные войной: "Ночью была первая настоящая тревога, но она через 5 минут кончилась и все обошлось благополучно... Наш жакт (жилищно-арендное кооперативное товарищество - прим. ред.) принимает соответствующие с войной меры: навозит песок, достраивает бомбоубежище, пока дети дома спускаются к нам".
Свой дневник Таня вела в течение всей войны, окончив его 30 мая 1945-го. На страницах девочка рассказывает о повседневной жизни в обычном ленинградском доме на Васильевском острове, друзьях, учебе, борьбе с голодом, о потере близких - в дни блокады погибли ее мать и брат. Записи сопровождались иллюстрациями, которые девочка выполняла цветными карандашами, а когда их не было, подписывала ручкой цвета, чтобы потом раскрасить. Среди иллюстраций, сделанных детской рукой, поражает подробный план могил на Смоленском кладбище, где она похоронила родных. Подписи к нему зашифрованы нехитрым детским шифром, которым ребенок хотел скрыть стоящую за словами страшную правду.
"Публикуя этот дневник, мы прежде всего хотели передать силу духа этой девочки", - подчеркнула на прошедшей в пятницу в Санкт-Петербургском региональном центре ИТАР-ТАСС презентации издания арт-директор ТО "Балтийская звезда" Юлианна Черемская.
Чем ценны дневники военных лет
Для историков дневники военной поры являются ценнейшим источником для воссоздания правдивой картины эпохи. "Не бывает плохих дневников, - считает доктор исторических наук Никита Ломагин, автор ряда книг о блокаде Ленинграда. - Есть некоторые темы, которые мы не можем раскрыть без дневников". Вместе с тем, считает историк, "один дневник, даже выдающийся, не дает полного представления о событиях, это возможно только при комплексном использовании разных источников".
Исследователи ценят блокадные дневники за искренность. "Эти записи люди делали наедине с собой, и ни в одном из дневников нет страха за то, что он будет прочитан", - отмечает специалист Мемориального музея обороны и блокады Ленинграда Ирина Муравьева.
В фондах этого музея за 25 последних лет собрано несколько десятков дневников, переданных горожанами - членами семьи жителей и защитников блокадного Ленинграда. Около десятка из них - дневники детей, почти 30 - записки военных. Более 60 дневников принадлежат перу обычных горожан - поденные записки в осажденном городе вели рабочие, художники, врачи, руководители предприятий, учителя и многие другие, кто хотел без свидетелей и страха перед цензурой, которой подвергались, например, письма, высказать свои мысли.
Дневники рассказывают обо всех сторонах жизни города, и многие события в них "встречаются", особенно если авторы жили недалеко друг от друга. Это дает возможность современным исследователям "увидеть" одно и то же событие глазами ленинградцев разного возраста и социального положения.
Среди авторов блокадных дневников преобладали женщины, школьники и пожилые люди, то есть те, кто не был призван в действующую армию. Практически не сохранилось дневников мужчин призывного возраста. Самый известный из ленинградских блокадных дневников - дневник Тани Савичевой, на страницах которого девочка фиксировала, как один за другим в первую блокадную зиму 1941-42 гг умирали ее близкие. Записи этого дневника выбиты на гранитных плитах памятника "Цветок жизни".