27 июля 2014, 09:24

ЦКБ "Рубин": неатомные подлодки проекта "Лада" оснащены принципиально новым оборудованием

Архив ИТАР-ТАСС/ Владимир Саяпин
"У нас была проблема с электродвижением, сегодня она решена, поэтому уверенно строится серия таких кораблей", - отметил гендиректор Игорь Вильнит

СЕВЕРОДВИНСК (Архангельская область), 27 июля. /ИТАР-ТАСС/. В процессе доработки и опытной эксплуатации головной подлодки "Санкт-Петербург" серии 677 "Лада" удалось решить все выявленные проблемы этого новаторского проекта и создать принципиально новое оборудование для неатомных подлодок. Такое мнение в беседе с журналистами высказал генеральный директор ЦКБ "Рубин" Игорь Вильнит.

"Этот проект создавался во времена очень тяжелой финансовой обстановки. В это время пытаться создать корабль будущего, где все было новое, - это надо было иметь мужество", - сказал он.

По словам Вильнита, генеральный конструктор "Рубина" Юрий Кормилицин сделал все для того чтобы проект "Лада" был реализован, а его лодки были оснащены принципиально новым современным оборудованием. Многие системы и технические характеристики этих подлодок стали существенным прорывом в отечественном неатомном кораблестроении. Например, скрытность "Лады" еще более высока, чем у знаменитых "Варшавянок" (636 проект).

"У нас была проблема с электродвижением, сегодня она решена, поэтому уверенно строится серия таких кораблей. С "Ладой" проблем нет, этот проект, безусловно, состоялся", - подчеркнул Вильнит.

Он напомнил, что головная подлодка серии - "Санкт-Петербург" - сейчас проходит программу опытной эксплуатации на Северном флоте, которая будет завершена до конца этого года.

"К сожалению, в строительстве серии произошла временная задержка. Однако головные корабли, существенно улучшенные по отношению к кораблям предыдущих поколений, никогда не вступали в состав флота в назначенный период времени. Всегда возникала необходимость что-то доделать", - пояснил Вильнит.

Проект Лада

Подводные лодки серии "Лада" проект 677 относятся к четвертому поколению неатомных субмарин. Разработаны ОАО "ЦКБ "Рубин". Обладают меньшей шумностью и рядом глубоко усовершенствованных систем по сравнению с подлодками третьего поколения. По сравнению с подлодками 636 проекта ("Варшавянка") надводное водоизмещение "Лады" снижено почти в 1,3 раза - с 2 300 до 1 765 тонн. Скорость полного подводного хода увеличена с 19 до 21 узла. Численность экипажа - 36 подводников, автономность - до 45 суток. Лодки этого типа отличаются очень низким уровнем шумности и высоким уровнем автоматизации. Головная подлодка серии "Лада" - "Санкт-Петербург" - была заложена в 1997 году, а принята в опытную эксплуатацию в 2010 году. Вторая подлодка серии ("Кронштадт") заложена в 2005 году, однако ее строительство было приостановлено и возобновлено только в 2013 году. Третья подлодка - "Севастополь" - заложена в 2006 году, ее строительство также было приостановлено.

Батареи для подлодок нового поколения

Литий-ионные батареи для дизельных и неатомных подводных лодок созданы на смену батареям предыдущего поколения, сообщил гендиректор ЦКБ "Рубин" Игорь Вильнит.

Главком ВМФ РФ Виктор Чирков заявлял о том, что Россия будет создавать свои литий-ионные батареи для неатомного подводного флота, в 2012 году.

"Батарея уже, по сути, сделана, ее можно уже ставить на корабли. Изначально ставилась задача, чтобы эти батареи были взаимозаменяемыми", - сказал Вильнит.

Он отметил, что конструкторы "Рубина" провели целую серию исследований и испытаний в различных условиях, в том числе испытание коротким замыканием, когда выделяется колоссальное количество энергии.

"Все это прошли, сегодня она находится на этапе изготовления", - подчеркнул гендиректор центрального конструкторского бюро.

Эти батареи нового поколения по сравнению с предыдущими допускают зарядку и разрядку в любом режиме - можно прервать или начать ее, когда это удобно командиру, сообщил Вильнит.

"Не требуется для нее специальных "лечебных циклов", которые необходимы обычным щелочным или кислотным батареям. Существенно повышен ее ресурс, емкость и надежность", - добавил он.

Сейчас в российском подводном флоте используются аккумуляторные батареи, срок действия которых ограничен, а стоимость, по экспертным оценкам, достигает 300 миллионов рублей. Литий-ионные батареи позволяют увеличить время нахождения лодки под водой как минимум в 1,4 раза.