1 августа 2014, 10:37

Памятник "Русской Гвардии Великой войны" открыли у Витебского вокзала в Петербурге

памятник представляет из себя объемный крест с барельефом, на котором изображены сидящие в проеме железнодорожного вагона воины

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 1 августа. /Корр. ИТАР-ТАСС Наталия Михальченко/. Памятник "Русской Гвардии Великой войны" открыли на площади у Витебского вокзала в Петербурге в пятницу, в день 100-летия вступления России в Первую мировую войну. На объемном кресте скульпторы студии военных художников имени М.Б.Грекова Алексей Игнатов и народный художник РФ Михаил Переяславец расположили барельеф с изображением воинов, сидящих в проеме железнодорожного вагона.

В церемонии участвовали реконструкторы из военно-исторических клубов Петербурга, одетые в форму Лейб-гвардии Семеновского, 2-го Софийского и 2-го стрелкового Царскосельского полков. Реконструкторы дали залп из винтовок Мосина образца 1891/1910 годов, которыми были вооружены солдаты того времени. Форму сшили по найденным в архивах приказам с описанием формы российских солдат времен Первой мировой.

О памятнике

Общая высота памятника с постаментом 4,3 метра. Композицию в ансамбль площади у Витебского вокзала, откуда в 1914-1918 годах уходили на фронт эшелоны, вписал петербургский архитектор Антон Королев.

По мнению Андрея Соколова, директора студии военных художников имени М.Б.Грекова, запечатленный памятником образ "воплощает в бронзе марш "Прощание славянки", ставший визитной карточкой России во всем мире именно в годы Первой Мировой". Первоначальный текст марша рифмуется с памятником практически дословно: "Летят, летят года. Уходят во мглу поезда. А в них солдаты, а в небе темном горит солдатская звезда".

Вступление России в войну

Первая мировая война является первым широкомасштабным вооружённым конфликтом в истории человечества. Поводом для ее начала послужило убийство в Сараево австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда. Военные действия начались 28 июля с обстрела Белграда австро-венгерской тяжёлой артиллерией. В тот же день регулярные войска Австро-Венгрии пересекли сербскую границу.

1 августа Германия, стоявшая на стороне Австро-Венгрии, объявила войну России, в тот же день немцы безо всякого объявления войны вторглись в Люксембург. 6 августа войну объявила России Австро-Венгрия.

Император Николай Второй в манифесте о вступлении России в войну отмечал, что "повелел привести армию и флот на военное положение, но, дорожа кровью и достоянием подданных, прилагал все усилия к мирному исходу начавшихся переговоров". 16(29) июля 1914 года Николай II послал Вильгельму II телеграмму, в которой русский царь предложил передать спор между Австро-Венгрией и Сербией в международный третейский суд. "Она содержала конкретное предложение - как избежать войны, и только эта телеграмма не была опубликована в Германии", - отметил в интервью ИТАР-ТАСС писатель и историк Борис Романов.

Вильгельм II не ответил на это предложение, хотя переписка по телеграфу продолжалась еще некоторое время. Предложение, по мнению Бориса Романова, звучало из уст Николая II "логично и естественно", ведь именно русский царь был инициатором и архитектором системы международной безопасности, сформировавшейся на двух мирных конференциях в Гааге в 1899 и 1907 годах, и направленной как раз на то, чтобы споры между державами решались за столом переговоров, а не на поле брани.

Студия военных художников им. М.Б.Грекова основана в 1934 для воссоздания в художественных образах знаменательных страниц славы русского оружия и доблести русских воинов. Художниками студии создано более 70 панорам и диорам, включая первую советскую панораму "Сталинградская битва", а также монумент "Родина-Мать зовет" на Мамаевом кургане в Волгограде и памятник "Воину-освободителю" в Трептов парке Берлина.