11 сентября 2014, 08:23

Александровская колонна: 180 лет на водке с мылом

Один из главных символов Петербурга отмечает юбилей со дня открытия. Построенная французом колонна восславила победу русского оружия над Наполеоном и превзошла по масштабам все зарубежные аналоги

Новая страница 1

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 11 сентября. /Корр. ИТАР-ТАСС Юлия Андреева/. В Петербурге отмечаются сразу две памятные даты, связанные с Александровской колонной, - 180 лет со дня ее открытия и 182 года с момента установки.

Колонна весом 700 тонн является одним из крупнейших в мире монументов такого рода. Она была воздвигнута как памятник победе русского оружия над Наполеоном и получила свое имя в честь императора Александра I, возглавлявшего армию в заграничном походе 1813-1814 годов.

{photo:3842576:'Николай I в общегенеральском мундире, 1843 год':'left':'50'}Александр Благоверный и Александр Благословенный

Колонна мыслилась Николаем I как грандиозный памятник брату Александру, получившему после победы над Наполеоном прозвание Благословенного, и скульптор Борис Орловский, работая над фигурой бронзового ангела, установленного на капители монумента, придал ему черты императора.

Монумент посвящен и еще одному великому Александру - князю Новгородскому Александру Ярославичу, вошедшему в историю под прозванием Невский, канонизированному Русской православной церковью и считающемуся небесным покровителем Санкт-Петербурга. Именно поэтому и установка колонны на пьедестал в 1832 году, и ее открытие в 1834-м были проведены 11 сентября (30 августа по старому стилю), в день перенесения в Петербург мощей святого благоверного Александра Невского.

Читайте далее:

"Смешать цемент с водкою и прибавить десятую часть мыла…"

Собачка - индикатор безопасности сооружения

Золотой Ленин в облаках

Новая страница 2

"Смешать цемент с водкою и прибавить десятую часть мыла…"

Памятник победе над французами возводил французский архитектор Огюст Монферран, построивший в Петербурге несколько зданий, самым знаменитым из которых считается Исаакиевский собор. Однако именно после сооружения Александровской колонны Николай I сказал ему: "Montferrand, vous vous êtez immortalisé" ("Монферран, вы себя обессмертили").

Известно, что Монферран сначала хотел воздвигнуть на Дворцовой площади обелиск с барельефами и надписью: "Благословенному – благодарная Россия", но Николай I желал получить именно колонну. За образец французу было велено взять известные монументы, установленные в западноевропейских странах.

Российский памятник превзошел по масштабам зарубежные аналоги. В записке Монферрана Николаю I говорится, что Александровская колонна выше, чем Помпеева в Александрии, колонны Антонина и Траяна в Риме и Вандомской колонны в Париже, прославляющей победы Наполеона.

Порода, из которой изготовлена Александровская колонна, весьма напоминает монолитные колонны Исаакиевского собора, отчего в Петербурге тут же родилась легенда о том, что на Дворцовой площади попросту была установлена "лишняя" колонна с Исаакия. Однако высота монумента, составившая 84 фута (25,6 м), значительно превосходит 56-футовые (17 м) колонны собора, что делает легенду несостоятельной.

Работы по установке основания памятника проводились зимой. Монферран писал, что, сажая постамент на фундамент, он распорядился приготовить специальный "хитрый" раствор, способный выдержать русскую зиму: "Я велел смешать цемент с водкою и прибавить десятую часть мыла". В силу того, что камень первоначально сел неправильно, его пришлось несколько раз передвигать, и именно мыло, как объяснял архитектор, обеспечило относительную легкость этих передвижений.

Щит с ворот Цареграда

Памятник императору Александру мыслился одновременно и памятником русской армии, поэтому в декоре колонны использованы образцы отечественного оружия со времен Древней Руси до первой половины XIX века. Присутствует там и копия шлема Александра Невского, и броня ("панцирь") царя Алексея Михайловича.

Все они воссозданы с максимальной точностью, для чего было тщательно изучено старинное оружие и доспехи, хранившиеся в Оружейной палате Кремля. Монферран утверждал даже, что воссоздал в декоре Александровской колонны щит Вещего Олега, прибитый, как утверждает легенда, в Х веке к воротам Цареграда (Константинополя), однако российские историки считали эти заявления француза "наивными".

На барельефах Александровской колонны присутствуют и мифологические фигуры, вооруженные классическим древнегреческим оружием. Монферран говорил, что сделал это, чтобы "не уязвить самолюбия никакого народа", и россияне увидели в этом единственный намек на "уколотое национальное чувство француза, которому пришлось сооружать памятник победителю его отечества".

Новая страница 3

Собачка – индикатор безопасности сооружения

В работах по установке на пьедестал монолитной части колонны высотой в 12 саженей (25,6 м) были задействованы 400 строителей и 2 тысячи ветеранов войны с Наполеоном – гвардейцев, унтер-офицеров, матросов и саперов. Все они явились на эту церемонию при полном параде и со всеми наградами. Установка заняла 100 минут, и, как писал сам Огюст Монферран, в течение этого времени "все с ужасом ждали самой страшной катастрофы".

За действом наблюдали сотни людей, а в день открытия колонны, 30 августа 1834 года, на Дворцовую площадь пришли не менее 10 тысяч человек. Монферран вспоминал, что "толпа возросла вскоре до таких размеров, что кони, кареты и люди смешались в одно целое. Дома были заполнены до самых крыш".

Тысячи петербуржцев видели, что исполинская колонна была установлена без каких-либо дополнительных укреплений и держится только под тяжестью собственного веса. Поэтому новый памятник довольно долгое время вызывал у горожан настороженность и даже страх – люди опасались ходить мимо колонны, боясь, что она может упасть.

Городская легенда утверждает, что, дабы развеять эти страхи, Монферран взял за обыкновение каждое утро прогуливаться вокруг колонны со своей собачкой. Со временем его прогулки возымели действие, и петербуржцы перестали бояться Александровской колонны.

Александровская колонна или Александрийский столп?

После появления в 1836 году стихотворения А.С.Пушкина "Памятник" со словами: "Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа" многие увидели в этом намек на недавно поставленную Александровскую колонну и на то, что Пушкин рассчитывает превзойти в посмертной славе императора Александра.

Эта версия до сих пор не получила окончательного толкования. Ее противники утверждают, что "Памятник" является переводом одноименного стихотворения Горация, в котором говорится об Александрийском маяке, одном из семи чудес света. Апеллируя к правилам русского языка, исследователи говорят о том, что прилагательное "александрийский" никак не могло быть образовано от имени Александр, поэтому аналогии надо искать в древней, а не современной Пушкину, истории.

Сторонники утверждают, что у Горация, так же как в более ранних русских переводах стихотворения, сделанных Михаилом Ломоносовым и Гавриилом Державиным, используется сравнение с пирамидами.

Исходя из этого, пушкиноведы полагают, что образ был изменен не случайно, под "Александрийским столпом" подразумевается именно Александровская колонна, и Пушкин явно желал уязвить обоих царей – и Александра, и его брата Николая I, установившего новое чудо света – самый грандиозный из всех существующих монументов такого рода.

Новая страница 4

Золотой Ленин в облаках

В середине 1920-х годов, когда город сменил имя на Ленинград, у властей появилась идея превратить колонну из царского памятника в революционный.

"Шли весьма бурные дискуссии между председателем Исполкома Ленсовета Георгием Зиновьевым и главой Наркомпроса Анатолием Луначарским, - рассказал ИТАР-ТАСС член городской топонимической комиссии Алексей Ерофеев. – Зиновьев предлагал демонтировать с колонны ангела с крестом, заменив его на фигуру Ленина".Позолоченный Ильич должен был парить в облаках, символизируя торжество пролетарской революции, однако Луначарский поддержал защитников колонны, и главе ленинградского Исполкома пришлось отказаться от своего грандиозного замысла.

"Зиновьев наложил на письме Луначарского резолюцию: "Ну их к черту. Оставимте им колонну с "ампирным ангелом", - рассказывает А.Ерофеев.

Израненная колонна

В годы блокады Александровская колонна была закрыта лишь на две трети своей высоты, и после войны реставраторы извлекли из гранитного монолита более полусотни осколков. Получил "ранение" и Ангел – осколок повредил одно из его крыльев. Еще один осколок повредил напоминание о другом Александре – Невском: он застрял в барельефном изображении шлема князя, откуда его удалось вытащить лишь в 2003 году.

За свою историю колонна реставрировалась пять раз. Следы Великой Отечественной войны удалили с "Александрийского столпа" в 1963 году. Спустя 14 лет вокруг колонны восстановили исторические фонари, а асфальт вокруг постамента заменили гранитом и брусчаткой из диабаза.

Самая масштабная реставрация колонны была проведена в 2001-2003 гг. Стоимость работ составила 14,7 млн рублей.

14 октября 2009 года приказом Минкультуры РФ права оперативного управления колонной, являющейся федеральной собственностью, были закреплены за Государственным Эрмитажем.