20 октября 2014, 05:50

От дачи до Адмиралтейства: как строился каменный Петербург

Гравюра Рудольфа Яхнина "Летний дворец Петра I". Архив ИТАР-ТАСС
Гравюра Рудольфа Яхнина "Летний дворец Петра I"

О семи сохранившихся памятниках архитектуры начала XVIII века - в материале ТАСС

Новая страница 1

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 20 октября. /ТАСС/ Ровно триста лет назад, 20 октября 1714 года (9 октября по старому стилю) Петр I издал указ, запрещающий каменное строительство по всей России, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга. При этом в городе на Неве строго предписывалось возведение исключительно каменных строений. Расчет был прост — каменщики в поисках заработка будут отправляться в новую российскую столицу, которая быстрее сможет "подрасти". Указ действовал более четверти века - до 1741 года. ТАСС рассказывает о семи самых старых зданиях и сооружениях Санкт-Петербурга, сохранившихся до наших дней, и о судьбах их хозяев и создателей.

Летний дворец Петра I - дача в черте города

Дворец Меншикова, первого губернатора Петербурга

Кикины палаты — первое конфискованное здание

Благовещенская церковь — старейший каменный храм Санкт-Петербурга

Здание Двенадцати коллегий - для размещения органов госвласти

Петровские ворота - сохранившийся образец триумфального барокко

Башня Адмиралтейства — первое знаковое произведение русского зодчества

Новая страница 2

Летний дворец - дача в черте города

Летний дворец Петра I - это первое каменное здание в городе, построенное известным архитектором Доменико Трезини, творцом Петропавловской крепости и здания Двенадцати коллегий. Вопреки существовавшим канонам дворцового паркостроения, здание не являлось композиционным центром ансамбля Летнего сада, за развитием которого Петр ревностно следил пристально даже во время военных кампаний. Очевидно, строение замышлялось царем не как парадное, а исключительно для "дачных целей", то есть для летнего отдыха в любимом саду. Здание строилось очень быстро - уже в сентябре 1711 года Петр приказал Александру Меншикову остановить строительство Зимнего дворца и сосредоточиться на строительстве "Летнего дома".

Новоселье в Летнем дворце царь справил в апреле 1712 года. Но как и любая дача в наши дни, Летний дворец еще долго достраивался — строители работали над декорированием фасадов, интерьеров. Однако с тех пор Петр и его семья ежегодно в летнее время вплоть до 1725 года жили в Летнем дворце.

Всего в здании было 12 комнат — исключительно для личных потребностей царя и его семьи. Подсобных помещений, кроме поварен, не было — это связано с тем, что рядом с Летним строились Людские покои.

В облике Летнего дворца отразились особенности архитектуры раннего Петербурга — простота и строгость форм, скромность декорирования фасадов. Зато скромностью не отличался ближайший сподвижник Петра Александр Меншиков — не торопясь, он отстроил на берегу Невы самый роскошный на тот момент дворец.

Новая страница 3

Дворец Меншикова, первого губернатора Петербурга

Дворец первого губернатора Санкт-Петербурга Александра Даниловича Меншикова был возведен на Васильевском острове по проекту архитекторов Джованни Марии Фонтана и Готфрида Иоганна Шеделя.
Облик дворца уникален, он сложился в ходе длительного, поэтапного строительства с 1710 по 1727 гг. В законченном виде дворец представлял четырехэтажное здание с обширным внутренним двором, тремя проездными воротами, роль парадного входа от Невы выполняли сквозные "Великие сени".

Роскошь отделки и убранства комнат подчеркивали мрамор, декоративная живопись, античная и современная итальянская скульптура. Это, по словам иностранного путешественника, посетившего Петербург в1721 г., был "обширнейший и великолепнейший дворец", вмещавший собрания живописи, скульптуры, предметов прикладного искусства, книг, нумизматики, был центром культурной и светской жизни столицы. Известно, что даже сам Петр, желая удивить европейцев, принимал в дворце Меншикова иностранных послов.

Все изменилось после смерти Петра. В правление Екатерины I, в 1727 году, Меншиков попал в опалу после неудачных попыток сохранить вес при Дворе, был обвинен в измене и казнокрадстве. Все его имущество было конфисковано, дворец на Васильевском острове передан Первому кадетскому корпусу. Сейчас Меншковский дворец — музей, филиал Государственного Эрмитажа.

Но можно сказать, что экс-фавориту, отправившемуся доживать век в Березов Тобольской губернии, еще повезло — десятью годами ранее другой сподвижник Петра I, Александр Кикин, был лишен не только имущества, но и жизни, а в его доме, в котором тот и пожить толком не успел, прагматичный государь распорядился устроить первый публичный государственный музей и библиотеку.

Новая страница 4

Кикины палаты — первое конфискованное здание

В начале 18 века послуживший в Азовской кампании Петру I денщиком, бывший бомбардир Потешного полка, а теперь государев человек – адмиралтейств-советник, то есть, главный кораблестроитель Александр Кикин отвечал за строительство флота. Имел доходы большие — как официальные, так и неофициальные, соответственно, построил в Москве и Петербурге себе несколько домов.

Последним по проекту Андреаса Шлютера был возведен дворец у Первой береговой линии (в самом конце нынешней Шпалерной улицы). Сейчас здание более известно как Кикины палаты - памятник архитектуры петровского барокко.

Дворец, как и многие особняки аристократов того времени, имел характерную ступенчатую форму: двухэтажный центр и одноэтажные боковые крылья. В 1715 году Кикин был обвинен во взяточничестве, уплатил большой штраф и потерял часть имущества. При этом он лишился доверия Петра и сделался его злейшим врагом. Главный корабел примкнул к лагерю сановников, недовольных политикой Петра. Именно Кикин предложил царевичу Алексею бежать за границу, подальше от сурового царственного отца.

Царевича вернули Россию, он публично отрекся от прав на престол, а на следствии одного за другим выдал своих недавних сообщников. Кикин был арестован, пытан и казнен.

Имущество ренегата конфисковали. Отошел в казну и каменный дворец у Первой береговой линии. После реконструкции здесь открылся первый русский публичный музей — Кунсткамера (палата редкостей). Одновременно с этим в первую Кунсткамеру переехала личная библиотека Петра. Коллекции оставались в палатах Кикина до 1727 г, до новоселья Кунсткамеры в собственном здании на Васильевском острове, а в Палатах основался штаб Полка Конной гвардии.

Сейчас в этом здании находится городской музыкальный лицей.

Многие здания, построенные при Петре, меняли хозяев и назначение, а в советское время в храмах чаще всего обустраивались музеи.

Новая страница 5

Благовещенская церковь — старейший каменный храм Санкт-Петербурга

Благовещенская церковь - часть уникального архитектурного ансамбля Александро-Невской лавры, задуманного Доменико Трезини и Петром I. Церковь изначально строилась не только как культовое сооружение, но и как усыпальница членов царской фамилии.

Храм строился в период с 1717 по 1724 годы. Курировал стройку лично князь Меншиков, а непосредственно за "каменное дело" отвечали зодчие Христофор Конрат и Теодор Швертфегер — тогда Трезини было слишком много дел, он строил Здание Двенадцати Коллегий и перестраивал Петропавловскую крепость.

Здание двойной Благовещенской церкви — первое по времени каменное сооружение ансамбля Лавры. Прямоугольное в плане, двухэтажное с двухсветным верхним этажом и высокой голландской с переломом кровлей, оно отличается простотой, практицизмом и универсальностью. Интерьеры церкви не раз менялись — связано это было с тем, что в XVIII-XIX веках это была единственная теплая церковь в городе и она зимой в суровые морозы не могла вместить всех прихожан. В конце XVIII века у южной стены здания образовалась так называемая "палатка", в которой проводились дополнительные захоронения выдающихся людей — дипломатов и военачальников.

В советское время культовому сооружению с функцией усыпальницы решили добавить еще одну социально значимую нагрузку — здесь был организован Музей городской скульптуры. Правда, власти Петербурга весной 2014 года заявили, о том что церковь будет передана Русской Православной Церкви, а музей переедет в помещения памятника федерального значения Уткина дача.

Новая страница 6

Здание Двенадцати коллегий - для размещения органов госвласти

Планы царя-преобразователя спешным образом по-новому настроить функции госаппарата совпали с идеей создать архитектурную и административную доминанту Васильевского острова — комплекс зданий Двенадцати коллегий, которое предназначалось для единовременного размещения высших органов государственного управления России, учрежденных Петром I в 1718 году.

Строил здание Двенадцати коллегий Доменико Трезини. Торцевой фасад комплекса был обращен к Неве и разделен на одинаковые по размерам трехэтажные корпуса; каждой коллегии по зданию с отдельным входом. Все они объединялись в единую прямолинейную композицию общей длиной около 400 метров. Тем самым зодчий выполнил установку Петра I подчеркнуть самостоятельность каждой коллегии и в то же время их единство при решении государственных задач.

Непосредственно комплекс возводился в период с 1722 по 1742 годы по соседству с дворцом Меншикова. После смерти Трезини в 1734 году строительство продолжили Михаил Земцов и Теодор Швертфегер.

Еще при жизни Петра, до окончания отделки здания, сюда начали переводить некоторые органы госвласти. Однако после смерти императора назначение построек и роль Васильевского острова в целом изменились. Из-за капризов погоды и наводнений остров часто оказывался отрезанными от основных районов города. Из-за этого по новому плану, утвержденному в 1737 году при Анне Иоанновне, центром Петербурга сделалась Адмиралтейская сторона, на которой и стали располагаться высшие органы управления государством.

В сущности, здание Двенадцати коллегий так и не выполнило своего предназначения. Многие его помещения долгое время пустовали. К концу ХVIII века здесь располагались только архив Сената, Святейший Синод и Римско-Католическая духовная коллегия.

В 1835 году в здании разместился Петербургский госуниверситет, в связи с чем оно было частично перестроено: была застеклена открытая аркада вдоль главного фасада, разбит сад, в центральной части здания были сооружены парадная лестница и белоколонный актовый зал.

Сложно себе представить, как успевал за всем уследить Доменико Трезини, но строил он не только дворцы, но и занимался перестройкой Петропавловской крепости — сердца Санкт-Петербурга.

 

Новая страница 7

Петровские ворота - сохранившийся образец триумфального барокко

Перестройка Петропавловской крепости началась в мае 1706 года и продолжалась до 1740 года. Реконструкция проводилась участками, постепенно, чтобы крепость не потеряла оборонных функций. В 70-80 годы XVIII века стены крепости со стороны Невы были облицованы гранитом.

Первым каменным сооружением в составе обновленной крепости стали парадные ворота в Петровской куртине между Государевым и Меншиковым бастионами. Это единственный сохранившийся до наших дней образец триумфального сооружения петровского барокко, построенный в 1717 г Доменико Трезини в честь освобождения приневских земель от шведов. Позднее над однопролетной проездной аркой, увенчанной аттиком с полукруглым лучковым фронтоном, был установлен изготовленный из свинца двуглавый орел.

Особенность сооружения — в проеме по сторонам в нишах были установлены статуи, которые не сохранились.

На аттик со старых деревянных ворот было перенесено деревянное резное панно "Низвержение Симона Волхва Апостолом Петром", символизирующее победы России, в том числе и на море.

Новая страница 8

Башня Адмиралтейства — первое знаковое произведение русского зодчества

В начале XVIII века русские боевые корабли сооружались на верфях у рек Сяси и Свири. Осенью 1704 года русский флот постигла серьезная утрата — около 50-ти свежепостроенных кораблей при переводе в устье Невы попали в шторм на Ладоге: большинство судов утонуло, оставшиеся на плаву нуждались в серьезном ремонте. Произошедшее натолкнуло Петра на мысль построить новую верфь поближе к Финскому заливу, прямо в строящемся городе.

Петр I с Меншиковым лично выбрали место для судоверфи - наискось от Заячьего острова, напротив Васильевского. По замыслу Петра, новая крепость вместе с Петропавловской должна была закрыть шведам путь вход в Неву.

Верфь заложили 5 ноября 1704 года. Для промышленных корпусов того времени было характерным периметральное расположение цехов и складов (буквой "П"). В случае с "Адмиралтейским домом" внутренний двор был развернут в сторону Невы — с тем чтобы спускать на воду построенные корабли.

У самого берега сооружались эллинги и стапеля, кузницы, сараи. Для доставки грузов от портовых складов был прорыт Адмиралтейский канал (ныне не существует). "В дереве" верфь была построена всего за год, а первый 18-ти пушечный корабль был спущен на воду в апреле 1706 года.

Каменное здание Адмиралтейства было построено в 1732-1738 годах по проекту архитектора Ивана Коробова, оно повторило П-образные очертания прежней постройки.

Поставив вместо мазанковых амбаров каменные корпуса и возведя каменное основание башни, Коробов в центре башни устроил арочный проезд с двумя окнами по бокам и углам. Завершал башню восьмигранный купол с круглыми часами. От купола вверх "убегал" шпиль, увенчанный яблоком, короной и корабликом-флюгером — его установили в 1735 году. Построенная башня стала первым знаковым произведением в школе русского зодчества, и одной из основных "визитных карточек" современного Петербурга.

Адмиралтейство почти сразу стало играть роль "главного здания" Санкт-Петербурга, к нему тремя лучами сходились основные городские улицы — Невский проспект, Гороховая улица и Вознесенский проспект. Строительство кораблей на верфи продолжалось до 1844 года, позже здесь размещались Морское министерство, Главный морской штаб, Главное гидрографическое управление, Адмиралтейский собор.

После революции 1917 года в здании находились Центрофлот, Военно-морской революционный комитет, Высшее военно-морское училище, штаб Ленинградской военно-морской базы. Сюда же хотели перевести Главштаб ВМФ РФ.

При подготовке материала использовалась литература: В.Н Сашенко "Адмиралтейство"; О.Н. Кузнецова, Б.Ф. Борзин "Летний сад и Летний Дворец Петра I"; Л.И. Бастарева, В.И. Сидорова "Петропавловская крепость"; Н.В. Калявзина, Л.П. Дорофеева, Г.В. Михайлов "Дворец Меншикова"; А.И.Кудрявцев, Г.Н Шкода "Александро-Невская Лавра. Архитектурный ансамбль и памятники некрополей"; архивная информация ИТАР-ТАСС.