САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 20 октября. /ТАСС/ Ровно триста лет назад, 20 октября 1714 года (9 октября по старому стилю) Петр I издал указ, запрещающий каменное строительство по всей России, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга. При этом в городе на Неве строго предписывалось возведение исключительно каменных строений. Расчет был прост — каменщики в поисках заработка будут отправляться в новую российскую столицу, которая быстрее сможет "подрасти". Указ действовал более четверти века - до 1741 года. ТАСС рассказывает о семи самых старых зданиях и сооружениях Санкт-Петербурга, сохранившихся до наших дней, и о судьбах их хозяев и создателей.
Летний дворец Петра I - дача в черте города
Дворец Меншикова, первого губернатора Петербурга
Кикины палаты — первое конфискованное здание
Благовещенская церковь — старейший каменный храм Санкт-Петербурга
Здание Двенадцати коллегий - для размещения органов госвласти
Петровские ворота - сохранившийся образец триумфального барокко
Башня Адмиралтейства — первое знаковое произведение русского зодчества
Летний дворец - дача в черте города
Летний дворец Петра I - это первое каменное здание в городе, построенное известным архитектором Доменико Трезини, творцом Петропавловской крепости и здания Двенадцати коллегий. Вопреки существовавшим канонам дворцового паркостроения, здание не являлось композиционным центром ансамбля Летнего сада, за развитием которого Петр ревностно следил пристально даже во время военных кампаний. Очевидно, строение замышлялось царем не как парадное, а исключительно для "дачных целей", то есть для летнего отдыха в любимом саду. Здание строилось очень быстро - уже в сентябре 1711 года Петр приказал Александру Меншикову остановить строительство Зимнего дворца и сосредоточиться на строительстве "Летнего дома".
Новоселье в Летнем дворце царь справил в апреле 1712 года. Но как и любая дача в наши дни, Летний дворец еще долго достраивался — строители работали над декорированием фасадов, интерьеров. Однако с тех пор Петр и его семья ежегодно в летнее время вплоть до 1725 года жили в Летнем дворце.
Всего в здании было 12 комнат — исключительно для личных потребностей царя и его семьи. Подсобных помещений, кроме поварен, не было — это связано с тем, что рядом с Летним строились Людские покои.
В облике Летнего дворца отразились особенности архитектуры раннего Петербурга — простота и строгость форм, скромность декорирования фасадов. Зато скромностью не отличался ближайший сподвижник Петра Александр Меншиков — не торопясь, он отстроил на берегу Невы самый роскошный на тот момент дворец.
Дворец Меншикова, первого губернатора Петербурга
Дворец первого губернатора Санкт-Петербурга Александра Даниловича Меншикова был возведен на Васильевском острове по проекту архитекторов Джованни Марии Фонтана и Готфрида Иоганна Шеделя.
Облик дворца уникален, он сложился в ходе длительного, поэтапного строительства с 1710 по 1727 гг. В законченном виде дворец представлял четырехэтажное здание с обширным внутренним двором, тремя проездными воротами, роль парадного входа от Невы выполняли сквозные "Великие сени".
Кикины палаты — первое конфискованное здание
В начале 18 века послуживший в Азовской кампании Петру I денщиком, бывший бомбардир Потешного полка, а теперь государев человек – адмиралтейств-советник, то есть, главный кораблестроитель Александр Кикин отвечал за строительство флота. Имел доходы большие — как официальные, так и неофициальные, соответственно, построил в Москве и Петербурге себе несколько домов.
Последним по проекту Андреаса Шлютера был возведен дворец у Первой береговой линии (в самом конце нынешней Шпалерной улицы). Сейчас здание более известно как Кикины палаты - памятник архитектуры петровского барокко.
Дворец, как и многие особняки аристократов того времени, имел характерную ступенчатую форму: двухэтажный центр и одноэтажные боковые крылья. В 1715 году Кикин был обвинен во взяточничестве, уплатил большой штраф и потерял часть имущества. При этом он лишился доверия Петра и сделался его злейшим врагом. Главный корабел примкнул к лагерю сановников, недовольных политикой Петра. Именно Кикин предложил царевичу Алексею бежать за границу, подальше от сурового царственного отца.
Царевича вернули Россию, он публично отрекся от прав на престол, а на следствии одного за другим выдал своих недавних сообщников. Кикин был арестован, пытан и казнен.
Имущество ренегата конфисковали. Отошел в казну и каменный дворец у Первой береговой линии. После реконструкции здесь открылся первый русский публичный музей — Кунсткамера (палата редкостей). Одновременно с этим в первую Кунсткамеру переехала личная библиотека Петра. Коллекции оставались в палатах Кикина до 1727 г, до новоселья Кунсткамеры в собственном здании на Васильевском острове, а в Палатах основался штаб Полка Конной гвардии.
Сейчас в этом здании находится городской музыкальный лицей.
Многие здания, построенные при Петре, меняли хозяев и назначение, а в советское время в храмах чаще всего обустраивались музеи.
Благовещенская церковь — старейший каменный храм Санкт-Петербурга
Благовещенская церковь - часть уникального архитектурного ансамбля Александро-Невской лавры, задуманного Доменико Трезини и Петром I. Церковь изначально строилась не только как культовое сооружение, но и как усыпальница членов царской фамилии.
Храм строился в период с 1717 по 1724 годы. Курировал стройку лично князь Меншиков, а непосредственно за "каменное дело" отвечали зодчие Христофор Конрат и Теодор Швертфегер — тогда Трезини было слишком много дел, он строил Здание Двенадцати Коллегий и перестраивал Петропавловскую крепость.
Здание Двенадцати коллегий - для размещения органов госвласти
Планы царя-преобразователя спешным образом по-новому настроить функции госаппарата совпали с идеей создать архитектурную и административную доминанту Васильевского острова — комплекс зданий Двенадцати коллегий, которое предназначалось для единовременного размещения высших органов государственного управления России, учрежденных Петром I в 1718 году.
Строил здание Двенадцати коллегий Доменико Трезини. Торцевой фасад комплекса был обращен к Неве и разделен на одинаковые по размерам трехэтажные корпуса; каждой коллегии по зданию с отдельным входом. Все они объединялись в единую прямолинейную композицию общей длиной около 400 метров. Тем самым зодчий выполнил установку Петра I подчеркнуть самостоятельность каждой коллегии и в то же время их единство при решении государственных задач.
Непосредственно комплекс возводился в период с 1722 по 1742 годы по соседству с дворцом Меншикова. После смерти Трезини в 1734 году строительство продолжили Михаил Земцов и Теодор Швертфегер.
Петровские ворота - сохранившийся образец триумфального барокко
Перестройка Петропавловской крепости началась в мае 1706 года и продолжалась до 1740 года. Реконструкция проводилась участками, постепенно, чтобы крепость не потеряла оборонных функций. В 70-80 годы XVIII века стены крепости со стороны Невы были облицованы гранитом.
Башня Адмиралтейства — первое знаковое произведение русского зодчества
В начале XVIII века русские боевые корабли сооружались на верфях у рек Сяси и Свири. Осенью 1704 года русский флот постигла серьезная утрата — около 50-ти свежепостроенных кораблей при переводе в устье Невы попали в шторм на Ладоге: большинство судов утонуло, оставшиеся на плаву нуждались в серьезном ремонте. Произошедшее натолкнуло Петра на мысль построить новую верфь поближе к Финскому заливу, прямо в строящемся городе.
Петр I с Меншиковым лично выбрали место для судоверфи - наискось от Заячьего острова, напротив Васильевского. По замыслу Петра, новая крепость вместе с Петропавловской должна была закрыть шведам путь вход в Неву.