27 января 2015, 02:03

Узников Освенцима возвращала к жизни врач, работавшая в блокадном Ленинграде

Семьдесят лет назад советские войска освободили концлагерь в Польше

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 27 января. /Корр. ТАСС Екатерина Калинина/. Семьдесят лет назад советские войска освободили концлагерь Освенцим. В нем на тот момент остались только самые немощные - в основном это были женщины и дети, а также мужчины, доведенные до крайней степени истощения.

Спасти от смерти этих людей могла только квалифицированная медицинская помощь, и эту миссию взяли на себя советские врачи, которые прибыли в Освенцим в составе Терапевтического подвижного полевого госпиталя N 2692 III Прибалтийского фронта.

ДИСТРОФИЯ - “ЛЕНИНГРАДСКАЯ БОЛЕЗНЬ”

В блокированном и отрезанном от поставок продовольствия Ленинграде алиментарная дистрофия, то есть голодное истощение, стало уже осенью 1941 года главной причиной смертности. В 1940-х годах ее называли также "ленинградской болезнью".

Первые страдающие дистрофией появились в больницах в начале ноября 1941 года, а уже к концу месяца от голода погибли свыше 11 тысяч человек. Число больных дистрофией нарастало с каждым днем. В декабре 1941 года они составили 70% всех поступивших в больницы, в январе 1942 года — 85%. В январе 1942 года, по неполным данным, в Ленинграде умирало ежедневно 3,5-4 тысяч человек.

На фоне истощения даже обычные болезни принимали атипичные формы. Неузнаваемое течение заболеваний при катастрофической недостаточности лабораторных исследований ставило врачей в затруднительное положение и имело тяжелые последствия.

Деятельность медиков осложнялась голодом, отсутствием тепла, электричества и воды. Многим специалистам приходилось работать не по своему профилю, так как основную массу пациентов составляли раненые и больные дистрофией.

Ленинградский опыт - для узников Освенцима

Лечебное учреждение было развернуто весной-летом 1945 г. на территории освобожденного концлагеря. Руководила госпиталем Маграрита Жилинская. В 1941-1944 годах она была начальником медицинского отделения полевого подвижного госпиталя N 737, действовавшего в Ленинграде и Ленинградской области. С декабря 1941 г. по июль 1942 г. в этом госпитале, развернутом в Ленинграде на ул. Ткачей, 7а, оказывалась помощь не только раненым и больным военнослужащим, но и простым ленинградцам с алиментарной дистрофией.

После снятия блокады Ленинграда в 1944 году Маргарита Жилинская во главе подвижного госпиталя двигалась на запад вместе с наступавшей советской армией. Врачи останавливались там, где возникала необходимость оказать срочную медицинскую помощь бойцам и жертвам войны.

Поступившие в госпиталь люди страдали алиментарной дистрофией и сопутствующими заболеваниями, которые были вызваны истощением организма.

"В начале Великой Отечественной войны представления о дистрофии как о заболевании не было, в годы блокады в Ленинграде врачи занимались научным изучением дистрофии, обобщая клинический материал, полученный в ходе лечения больных, разработали практические рекомендации, которые были приняты на вооружение всеми, прежде всего, ленинградскими врачами. Так что, наверняка, блокадный опыт Жилинской был очень ценен", - рассказала ТАСС старший научный сотрудник Военно-медицинского музея Анна Волькович, которая подготовила к 70-летию освобождения узников концлагеря выставку “Освенцим. Спасители и спасенные”.

В Освенциме советские госпитали, последовательно развертывавшиеся на территории лагеря, в здании бывшего лагерного лазарета (ревира) с конца января 1945 г. оказывали медицинскую помощь бывшим узникам, которых, по разным данным, было освобождено от 2200 до 7600 человек. Пациенты госпиталей, бывшие заключенные, ставились на довольствие и лечились по тем же стандартам, которые были утверждены для лечения советских раненых и больных воинов
Анна Волькович
старший научный сотрудник Военно-медицинского музея

По данным Волькович, "смертность среди пациентов подвижного госпиталя в Освенциме была, но невысокая. Большую часть освобожденных узников медикам удалось спасти, самых тяжелых переводили на долечивание в советский Армейский госпиталь для легкораненых, расположенный неподалеку".

Лечить и выхаживать раненых сотрудникам ТППГ-2692 помогали врачи из числа бывших заключенных и сотрудники Польского Красного Креста.

БИОГРАФИЯ

Маргарита Александровна Жилинская

Родилась в 1901 г. в деревне Боровое Уральской области Курганского округа. В 1919 г. окончила гимназию, в 1928 г. – I Московский госуниверситет.

С 1937 г. работала в Объединенной клинической психоневрологической больнице им. И.П. Павлова (Леннград, ВО, 15 линия. д. 4 – 6.)

В действующей армии – с 1941 по 1945 г. 14 мая 1943 г. М.А. Жилинской было присвоено офицерское звание майора медицинской службы.

В 1941–1944 годах была начальником медицинского отделения полевого подвижного госпиталя N 737, действовавшего в Ленинграде и Ленинградской области. С декабря 1941 г. по июль 1942 г. в этом госпитале, развернутом в Ленинграде по ул. Ткачей, 7а, оказывалась помощь не только раненым и больным военнослужащим, но и простым ленинградцам с алиментарной дистрофией.

С мая по октябрь 1944 г. М.А. Жилинская служила в эвакуационном госпитале № 922 67 армии Ленинградского фронта. С октября 1944 г. была начальником терапевтического полевого подвижного госпиталя N 2692. III Прибалтийского фронта.

В апреле 1945 г. госпиталь был развернут на территории концлагеря Освенцим. В нем находились на излечении 700 бывших узников. Жизнь и здоровье многих из них удалось спасти благодаря работе самой М.А. Жилинской, профессионализму и искреннему участию персонала госпиталя, а также активно помогавших им сотрудников польского Красного Креста и медиков – бывших заключенных Освенцима.

В 1945 году Маргарита Жилинская была уволена в запас и вернулась на работу в Объединенную клиническую психоневрологическую больницу им. И.П. Павлова. В 1952 г. защитила диссертацию на степень доктора медицинских наук. Умерла в 1982 г. Похоронена на Большеохтинском кладбище г. Санкт-Петербурга.

В те несколько месяцев, когда госпиталь под началом Жилинской работал в Освенциме, она и ее сотрудники принимали делегации по линии Всесоюзного общества культурной связи с заграницей (ВОКС), члены которых своими глазами хотели увидеть бывшую крупнейшую "фабрику смерти" Третьего Рейха. Среди них был и Хьюлетт Джонсон - знаменитый "Красный декан Кентербери" (настоятель Кентерберийского собора, в годы войны сделавший очень много для открытия второго фронта, сбора помощи для СССР и поддержки Русской православной церкви).

В начале 1960–х годов Маргарита Жилинская передала уникальные фотографии и немецкие медицинские документы, привезенные ею из Освенцима, в дар петербургскому Военно-медицинскому музею. "Эти предметы дополнили самую значительную в России коллекцию материальных свидетельств о нацистских концентрационных лагерях, с 1947 г. входящую в собрание Военно-медицинского музея", - отмечает Анна Волькович.

Судьба Жилинской

О послевоенной жизни Маргариты Жилинской осталось немного сведений, и сейчас сотрудники музея буквально по крупицам собирают информацию о медработнице, труд которой спас жизни стольким людям.

"Из официальных документов удалось узнать основные этапы ее биографии, и вот несколько месяцев назад произошло настоящее чудо. В музей пришел пожилой петербуржец, знавший Маргариту Жилинскую в последние годы ее жизни. Маргарита Александровна рассказывала ему, что происходила из семьи поляков, сосланных за участие в восстании Костюшко (1794 г.). Была замужем, однако оставила себе девичью фамилию. Муж ее, военный, был репрессирован в Ленинграде в 1937 г. Большую часть жизни она прожила в нашем городе на Моховой улице", - сообщила представитель музея.

Сотрудники Военно-медицинского музея надеются найти и других людей, знавших Маргариту Жилинскую, которые могли бы рассказать о ней или передать музею ее фотографии или какие-то другие свидетельства о ее жизни. "Мы будем рады любой информации и, конечно же, документам, фотографиям и предметам, связанным с жизнью медиков, работавших в ТППГ-2692 в Освенциме, а также в других советских госпиталях на его территории, которые с конца января 1945 г. оказывали помощь бывшим заключенным лагеря", - подчеркнула Анна Волькович. Эти сведения важны для дальнейшего изучения этой темы, пополнения фондов музея и для увековечения памяти о героических медицинских работниках.