САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 13 ноября. /ТАСС/. Государственный Эрмитаж решил с помощью своих котов отстоять право показывать у себя работы бельгийского художника Яна Фабра, чья выставка вызвала критику со стороны общественности, и разъяснить широкой публике смысл использования образов животных в искусстве. Для этого музей открыл на своих официальных страницах в соцсетях хэштег #кошкизаФабра.
"В этой рубрике (под хэштегом #кошкизаФабра - прим. ТАСС) мы будем рассказывать об эрмитажных котах, жителях музея, картинах старых мастеров, на которых появляются образы котов, а также о современном искусстве", - пояснили в пресс-службе музея. Первой публикацией по этой теме стал рассказ о лоджиях Рафаэля в Эрмитаже, в росписи которых использовано много изображений животных, в том числе кошек и белок.
Главными героями новой рубрики стали знаменитые эрмитажные коты. Их фотографии на фоне интерьеров Зимнего дворца напоминают о миссии по защите бездомных животных, которую Эрмитаж взял на себя добровольно.
"Наш музей более других и в самые тяжелые времена привечает животных и заботится о них. Надо сказать, что эрмитажные кошки появились тогда, когда громадное количество "любителей животных" в голодные годы выбрасывало этих животных на улицы. И с этих улиц сотрудники Эрмитажа их подбирали. Так что эрмитажные кошки - одно из свидетельств того, что Эрмитаж знает, о чем говорит и что делает", - приводит пресс-служба слова генерального директора музея Михаила Пиотровского.
Рыцарь отчаяния
Эрмитаж получил массу упреков в жестокости от пользователей социальных сетей после открытия выставки Яна Фабра "Рыцарь отчаяния - воин красоты". В своем творчестве он пытается громко и осязаемо рассуждать о жизни и смерти, физических и социальных метаморфозах и о природе жестокости, присущей как людям, так и животным. В качестве материалов для создания жутковатых философских композиций Фабр нередко использует чучела птиц и животных, панцири жуков и даже кровь. При этом художник подчеркивает, что он сам не причиняет вреда живым существам, а берет тела погибших животных.
"Фабр пытается дать им новую жизнь в искусстве и таким образом победить смерть. Найденные им вдоль автострад тела сбитых машинами животных он превращает из отходов потребительского общества в укор человеческой жестокости", - объяснили в отделе современного искусства Эрмитажа.
Некоторые представители публики высказывают мнение о том, что чучелам не место в Эрмитаже, и такое искусство вообще не имеет права на существование. Появились даже требования об отставке генерального директора Эрмитажа за то, что он допустил создание такой экспозиции в залах музея.
Министерство культуры не сочло нужным регулировать эту ситуацию, поскольку это "входит в зону ответственности музея". "Государственный Эрмитаж, как и другие российские музеи, имея достаточно широкую независимость и свободу, самостоятельно определяет приоритеты выставочной деятельности, их тематическую направленность, художественное решение и дизайн", - сказали в пресс-службе Минкультуры.
О чучелах и шубах
На сторону Эрмитажа в споре об использовании чучел животных в искусстве встала директор петербургского Музея кошки, ветеринарный врач эрмитажных котов Анна Кондратьева. Она опубликовала свою позицию на аккаунте Музея кошки в соцсетях, подчеркнув, что сама не является сотрудником Эрмитажа. "Искусство не обязано быть красивым и дарить сугубо положительные эмоции. Оно должно давать почву для размышлений, а музеи - площадку для дискуссий", - отметила она.
"Да, эта выставка шокирует, но именно в этом ее ценность! Фабр как раз поднимает тему жестокости, столь актуальную сейчас, рассуждает о ее истоках", - считает Кондратьева. По ее мнению, чучела и скелеты в Эрмитаже нужны для того, чтобы "рассказать добреньким и впечатлительным зрителям о тысячах и тысячах брошенных животных, погибших под колесами или принесенных на усыпление".
"Шубы и меховые горжетки на плечах модниц гораздо менее уместны, нежели чучела в залах Эрмитажа", - считает Кондратьева.
Выставка Яна Фабра открылась в Эрмитаже 21 октября. На ней представлено около 200 работ Фабра. Они размещены в 11 залах Зимнего дворца, его внутреннем дворе и в пространстве здания Главного штаба.