3 июня 2013, 13:38

Выставка уникальных работ в жанре пикториальной фотографии открылась в Санкт-Петербурге

Фото ИТАР-ТАСС
Фото ИТАР-ТАСС

Одной из предпосылок появления пикториализма стало стремление фотографов к превращению собственной практики в форму творчества, по статусу не уступающую изобразительному искусству

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 3 июня. /Корр.ИТАР-ТАСС Лев Фролов/. Важный этап в истории фотоискусства первой трети ХХ века, когда наибольшего расцвета достиг жанр так называемой пикториальной фотографии /от pictorial - "изобразительный", "живописный"/, воссоздан в Выставочном зале Парадного корпуса РОСФОТО в Петербурге.

Сегодня здесь открылась выставка, на которой представлены редкие коллекционные работы, в большинстве своем ранее не демонстрировавшиеся широкой публике. Экспозиция организована при поддержке Министерства культуры РФ.

Жанр пикториальной фотографии в России был популярен в 1920-1930-е годы. Некоторые эстетические концепции построения изображения и сам термин были заимствованы из программной книги английского фотографа Генри Пича Робинсона "Художественный эффект в фотографии", опубликованной в 1869 году: "Любой обман, трюк и колдовство любого сорта открыты для фотографа... Можно сделать очень много и создать прекрасные картины, смешивая в фотографии реальное и искусственное".

Одной из предпосылок появления пикториализма стало стремление фотографов к превращению собственной практики в форму творчества, по статусу не уступающую изобразительному искусству. Сознательно уходя от документальности, авторы запечатлевали пейзажи, натюрморты, незамысловатые жанровые сцены. Упрощая композицию и обращаясь к обыденным сюжетам, они утверждали первостепенное значение художественного приема. Пикториалисты использовали простейшие мягкорисующие объективы и специальные фильтры, придававшие изображению характерную атмосферность, намеренно избавляя фотографию от прозаических деталей.

В русскую фотографию пикториализм пришел через английские, французские и немецкие журналы, благодаря поездкам отечественных фотографов на европейские конкурсы и выставки. Мастера русской школы получали золотые и серебряные медали на крупнейших международных выставках и салонах.

Нынешний проект стал продолжением серии выставок, посвященных важному этапу истории фотографического искусства, который долгое время оставался недооцененным. В 2002 году в РОСФОТО состоялась масштабная выставка русской пикториальной фотографии 1890-1920-х годов из государственных и частных коллекций. В 2011 году - выставка петербургской пикториальной школы, собравшая более сотни работ 25 авторов.

Часть коллекции РОСФОТО, объединившая работы мастеров русского пикториализма 1910-1930-х годов, экспонируется впервые. В проекте представлены авторы, давно занявшие достойное и важное место в истории фотографии: Сергей Лобовиков, Александр Гринберг, Николай Андреев, Моисей Наппельбаум, Николай Петров, Сергей Иванов-Аллилуев, Абрам Штеренберг, Василий Улитин, Семен Фридлянд. На выставке можно будет увидеть редкие абстрактные работы ученика Василия Кандинского Михаила Тарханова.

Помимо произведений известных и признанных мастеров в экспозицию включена серия лиричных пейзажей /1910-е годы/ неизвестного автора, экспериментировавшего с различными техниками "благородной печати".