СЕВЕРОДВИНСК, 15 ноября. /ИТАР-ТАСС/. Испытания авианосца "Викрамадитья" /бывший "Адмирал Горшков"/ в 2013 году проходили корректно, в том числе и испытания котельной группы, сообщил вице-президент Объединенной судостроительной корпорации /ОСК/ Игорь Пономарев журналистам в пятницу. Церемония передачи "Викрамадитьи" индийской стороне пройдет в Северодвинске в субботу 16 ноября.
"В этом году все испытания прошли абсолютно корректно, быстро и без замечаний", - сказал Пономарев. По его словам, была проведена грандиозная работа, в результате которой тяжелый авианесущий крейсер был преобразован в полноценный авианосец. "Корабль подтвердил все тактико-технические характеристики, заложенные в контрактную спецификацию, - подчеркнул вице-президент ОСК. - Останавливаясь на неудачах прошлого года /в прошлом году "Викрамадитью" не смогли сдать ВМС Индии из-за выявленных на испытаниях в море неисправностей судовых котлов главной энергетической установки. - Прим. ИТАР-ТАСС/, нужно понимать и всегда брать уроки из этого, что это был просто несчастный случай".
Как проходили испытания
В свою очередь ответственный сдатчик Игорь Леонов рассказал журналистам, что корабль испытывался два сезона и всего провел в море 188 суток. За это время авианосец прошел 19,5 тыс. миль, было совершено 88 посадок и взлетов МиГ-29К. Всего же вместе с вертолетами и береговой авиацией было совершено 778 полетов. "Корабль показал очень хорошие ходовые качества, была достигнута скорость 29 узлов, - подчеркнул Леонов. - Все системы работали безаварийно, включая и исправленные ошибки, я имею в виду котельную группу. Никаких проблем в 2013 году мы с котлами не имеем".
Пономарев заверил журналистов, что "в принципе российская сторона была готова сдать корабль еще в прошлом году, но эта небольшая задержка позволила более тщательно подойти к испытаниям техники, устранить все мелкие неисправности".
За кораблем присмотрят
В соответствии с условиями контракта, сообщил Пономарев, в течение года российская группа гарантийных специалистов будет находиться в месте базирования "Викрамадитьи". Это достаточно сложный технологический объект, его эксплуатация будет длиться не один год, а минимум 25 лет, пояснил вице-президент ОСК.
"Мы проводим работу с индийскими ВМС о подписании рамочного контракта на послегарантийное обслуживание корабля", - сказал Пономарев, уточнив, что документ был подписан еще 2004 году вместе с контрактом на модернизацию авианосца, однако сейчас "идет проработка конкретики".
По его словам, группа российских специалистов для поддержания технической готовности корабля будет находиться постоянно рядом, а отдельные специалисты будут вызываться по мере необходимости. Он уточнил, что, в частности, речь и о конструкторском сопровождении авианосца. "Конструктор будет отслеживать эксплуатацию корабля весь период срока его службы. Через 5-10 лет потребуется замена каких-то снятых с производства механизмов, узлов. Конструктор должен предложить замену", - говорит топ-менеджер ОСК.
На каких условиях корабль передадут Индии
Пакетное межправительственное соглашение, подписанное в Нью-Дели в январе 2004 года, предусматривает передачу корпуса российского авианесущего крейсера "Адмирал Горшков" индийской стороне бесплатно с условием его модернизации на "Севмаше" и оснащения авиагруппой российского производства. Общая стоимость контракта первоначально оценивалась в $1,5 млрд, а все работы по переоборудованию корабля в полноценный авианосец планировалось завершить в 2008 году. Однако сроки выполнения контракта сдвинулись. Российская сторона заявила о недооценке объема работ и необходимости дополнительной выплаты на проведение модернизации корабля. 12 марта 2010 года, во время визита Владимира Путина в Индию, было подписано дополнительное соглашение об измененной стоимости ремонта и модернизации авианосца "Викрамадитья" /"Всемогущий"/. По данным индийской стороны, покупка российского авианосца обойдется ей в $2,33 млрд. Предполагается, что срок его службы составит 30 лет.
О корабле
"Адмирал Горшков", именовавшийся прежде "Баку", был введен в состав Северного флота в 1987 году. После ремонта и переоборудования полное водоизмещение авианосца составило 45 тыс. тонн, наибольшая длина - 283,5 метра, максимальная ширина - 59,8 метра /увеличилась на 8,8 м. - Прим. ИТАР-ТАСС/. Корабль может нести на борту 30 летательных аппаратов, включая самолеты МиГ-29К и вертолеты. Численность экипажа - около 2 тыс. человек. Отремонтированный и преобразованный под новые задачи корпус крейсера насыщен современным оборудованием, системами и механизмами. Авианосец получил новые навигационный и радиолокационный комплексы, комплекс связи и управления авиацией. В результате, по оценке "Севмаша", фактически был создан новый корабль.