ЛЕНИНГРАД, 1943 год. 16 декабря. /ТАСС/. Во время блокады телефонная связь в Ленинграде работала постоянно, однако количество абонентов было сокращено вдвое — в том числе, из соображений секретности. В середине декабря 1943 года ЛенТАСС сообщал о том, как связисты в рекордный срок проложили новый телефонный кабель в одном из городских районов.
"Воздушные телефонные линии одного из районов города нередко повреждались во время артиллерийского обстрела, абоненты оставались без связи. Ленинградские связисты решили заменить воздушный кабель подземным. В трудных условиях, местами по колено в воде, они прорыли траншеи и уложили около 5 километров бронированного кабеля. Эта работа, потребовавшая бы в мирное время не менее 3 месяцев, выполнена в рекордный срок - 30 дней - бригадой связистов под руководством инженера Коротышкина. Район получил надежную телефонную связь" (ЛенТАСС).
До войны в Ленинграде было порядка 100 тысяч телефонных номеров. С началом блокады все работы по реконструкции и расширению линейных сооружений Ленинградской телефонной сети были прекращены, а количество действующих телефонов в короткие сроки сократилось вдвое. В связи с решением военного совета Ленфронта в городе было выключено около 50 тысяч телефонов.
Приоритет - связь с Москвой
В осажденном Ленинграде в задачу работников городской телефонной сети входило обеспечение связью партийных и городских организаций, штаба Ленинградского фронта и воинских частей, обороняющихся на подступах к городу и в самом городе. Линейные сооружения телефонной сети использовались для радиовещания и оповещения жителей Ленинграда о воздушной тревоге, артиллерийских обстрелах и противовоздушной обороне. Линий ЛГТС служили также для связи городского штаба Местной противовоздушной обороны с районными штабами и объектами МПВО.
Главным требованием к связистам была непрерывная и бесперебойная связь с Москвой.
В первой декаде сентября 1941 года, как только кольцо блокады замкнулось, через Ладогу был проложен телеграфный полевой кабель, но он проработал всего несколько дней. Тогда было решено проложить бронированный подводный кабель по дну Ладожского озера по линии Осиновец — Новая Ладога. Он был специально изготовлен на заводе "Севкабель" осенью 1941 года (позднее на этом же предприятии сделали силовой кабель для прорыва "энергетической блокады" Ленинграда в 1942 году). Работы по прокладке телефонного кабеля проходили в неимоверно тяжелых условиях, но цель была достигнута, и в ноябре 1941 года начала действовать телефонная связь осажденного Ленинграда с Москвой по подводной линии через Ладожское озеро.
Требования секретности
Необходимость постоянной и бесперебойной телефонной связи между Ленинградом и Москвой, а также внутри города ни у кого не вызывала сомнения. Факт того, что в осажденном городе практически все телефонные переговоры ведутся в служебных целях, также был очевиден, поэтому немногочисленным пользователям телефона в городе постоянно напоминали о строжайшем соблюдении секретности и осторожности в общении.
В апреле 1942 года бюро горкома ВКП(б) указало на то, что "несмотря на указания горкома о неустанном повышении революционной бдительности и настороженности, некоторые партийные, советские и хозяйственные руководители продолжают открыто вести переговоры по телефону, в том числе, по АТС Смольного, сообщая всевозможные секретные сведения о политических настроениях трудящихся, данные о выпуске вооружения и боеприпасов, о местах поражения от артобстрелов и воздушных бомбардировок, причем при переговорах зачастую ссылаются на официальных лиц и постановления Военного совета Ленинградского фронта, Ленинградского горкома ВКП(б), тем самым разглашают и расшифровывают их".
В этой связи партийное руководство города обязало райкомы "принять срочные меры, направленные на решительное искоренение элементов благодушия и расхлябанности во всех звеньях партийной, советской и хозяйственной деятельности". Позднее институт связи им. Бонч-Бруевича даже сконструировал и изготовил аппарат для засекречивания телефонного разговора.
Восстановление телефонных сетей
От обстрелов во время войны пострадали многие здания и объекты телефонной сети, разрушались линии. Серьезные восстановительные работы удалось начать с весны 1942 года. Большую помощь оказали бойцы 374 отдельного батальона связи по монтажу и восстановлению поврежденных кабелей. На ЛГТС была введена круглосуточная работа спайщиков по восстановлению кабелей распределительной сети, им в помощь были присланы специалисты из Москвы. На спайщиков переучивали телефонисток и работников других специальностей. Постепенно восстановление набирало темпы, однако ущерб, нанесенный сооружениям телефонной сети в годы войны, удалось ликвидировать только в 1948 году.
Все материалы, посвященные 70-летию освобождения Ленинграда от блокады