19 ДЕК, 08:10

Ленинград, 19 декабря 1943: Американские и британские самолеты защищали небо над городом

ИТАР-ТАСС в рамках проекта "Ленинградская победа-70" рассказывает о 50 последних блокадных днях

ЛЕНИНГРАД, 1943 год. 19 декабря. /ТАСС/. На Ленинградском фронте, как и на других фронтах Великой Отечественной, активно использовалась техника, поступавшая по ленд-лизу из США и из Великобритании. Один из истребителей для советских летчиков купил американский актер-комик Ред Скелтон. "Иномарки" — как воздушные, так и наземные, подходили для выполнения боевых задач, но зарубежные образцы нередко нуждались в усовершенствовании с учетом российских погодных условий.

В декабре 1943 года ленинградцы, как и вся страна, читали сообщения ТАСС о состоянии американской экономики и военной промышленности, понимая, что производимая техника, прежде всего, будет направлена на войну с общим противником. 

Руководитель управления по делам военного производства США Дональд Нельсон заявил, что производство вооружений в США в ноябре увеличилось. Индекс военного производства в ноябре составил 665 против 647 в октябре. Стоимость военной продукции в денежном выражении возросла на 3% по сравнению с октябрем, а в октябре она возросла на 6% по сравнению с сентябрем. Статистические данные, заявил Нельсон, свидетельствуют о том, что производство вооружений приближается к наивысшей точке. В некоторых отраслях военного производства уже достигнут наивысший предел". Нельсон отметил также, что "в связи с изменениями военных потребностей приходится постоянно пересматривать программу военного производства".

ТАСС

Постоянно отслеживала лента ТАСС деятельность британского и американского Комитетов помощи России в войне.

КОМИТЕТЫ ПОМОЩИ РОССИИ В ВОЙНЕ

"Комитеты помощи России в войне" (Russia War Relief) действовали в США и Великобритании. В Штатах такой комитет был создан в 1941 году, его инициаторами стала группа бизнесменов, общественных и религиозных деятелей. За время войны СССР получил по линии этой организации помощь на сумму более 1,5 млрд долларов. В Великобритании комитет Red Cross Aid to Russia Fund возглавляла супруга премьер-министра У.Черчилля Клементина. Этим комитетом в течение войны было собрано около 8 млн фунтов.

20 декабря Агентство передало из Лондона: "В Англии собрано на оборудование госпиталя в Сталинграде 142 тысячи фунтов стерлингов. Намечено было собрать 75 тысяч". Из Нью-Йорка двумя днями раньше поступило сообщение ТАСС о деятельности американского комитета по оказанию помощи Советскому Союзу войне: "Председатель комитета по оказанию помощи Советскому Союзу (Эдвард) Картер объявил, что на 1944 год намечена программа отправки в Советский Союз различных материалов на 21 миллион долларов против примерно 16 миллионов в этом году. За первые 10 месяцев текущего года в СССР отправлено различных материалов – медикаментов, одежды, продовольствия и т.п. на 10.250 тысяч долларов».

Ленд-лиз для Ленинграда

На обслуживании главных линий, связывавших Ленинград с Москвой, стояла американская двенадцатиканальная система высокочастотного телефонирования. В защите ленинградского неба участвовали британские истребители Hurricane, поставленные в 1941-44 на судах северных конвоев и через Иран. Массовое использование Hurricane советской авиацией началось с лета 1942 года – они применялись в том числе морской авиацией Краснознаменного Балтийского флота, они поступали также в части ПВО, прикрывавшие "Дорогу жизни" и Тихвин. 

Два авиаполка, воевавшие под Ленинградом в составе Восточной оперативной группы, использовали американские истребители Tomahawk (Р-40). Эти боевые машины обеспечивали прикрытие транспортных самолетов, которые доставляли грузы в блокадный город. 

ЛЕНД-ЛИЗ

Ленд-лиз – система передачи США взаймы или в аренду военной техники, оружия, боеприпасов, снаряжения, стратегического сырья, продовольствия, различных товаров и услуг странам-союзникам по антигитлеровской коалиции в годы Второй мировой войны. Название происходит от сочетания английских слов to lend – давать взаймы и to lease – сдавать в аренду. Закон о ленд-лизе был утверждён Конгрессом США 11 марта 1941 г: он предоставлял президенту полномочия передавать, обменивать, давать в аренду или поставлять иным способом военные материалы или военную информацию правительству любой страны "если ее оборона против агрессии жизненно важна для обороны Соединенных Штатов".

В годы войны поставки по ленд-лизу получали 42 страны, в том числе СССР, с которым соглашение о поставках было подписано 11 июня 1942 г. Поставки начались с ноября 1941 г. От Великобритании СССР в соответствии с двусторонним соглашением о товарообороте, кредите и клиринге от 16 августа 1941 г получал кредит в 10 млн фунтов сроком на 5 лет; в августе 1941 г в Архангельск прибыл первый караван "Дервиш" из шести английских и одного советского судна, доставивший военные грузы.

Намного реже в ленинградском небе появлялись британские истребители Supermarine Spitfire, получившие известность летом-осенью 1940 года в период знаменитой "Битвы за Британию". Официальная передача этой марки самолетов СССР началась в 1943 году. В марте 1945 года под Ленинградом при участии Supermarine Spitfire был сбит немецкий самолет-разведчик, который был неуязвим для всех остальных типов истребителей того времени. 

В наземных войсках использовались британские тяжелые танки Churchill (A22). По программе ленд-лиза в СССР поступило 334 таких боевых машины. На Ленинградском фронте они появились с весны 1943 года, когда на вооружение 49-го отдельного гвардейского танкового полка поступил 21 Churchill. В начале 1944 года британские танки были задействованы в боях под Ленинградом, вплоть до полного завершения Ленинградско-Новгородской операции, как на Ленинградском, так и на Волховском фронте. В условиях зимней кампании был выявлен существенный недостаток зарубежной машины – ее неприспособленность к условиям русской зимы, и в первые же дни штатные обогреватели британских танков пришлось заменить аналогичным оборудованием советской конструкции. 

Поставки продуктов питания

Особое значение для Ленинграда и Ленфронта имело поступление продовольствия. Благодаря поставкам по ленд-лизу в рационе ленинградцев появились такие продукты, как маргарин, сыр, соевая мука и крупа, концентраты, шоколад, галеты, яичный порошок, мясо индейки и курицы, в армейских пайках - знаменитая американская "тушенка", прозванная солдатскими острословами "вторым фронтом", и даже борщ в пакетах, который готовили специально для России по русским рецептам. С июня 1941 по сентябрь 1945 года по программе ленд-лиза в СССР поступило из Великобритании, США и Канады более 4,9 млн нетто-тонн продовольствия. С января 1942 года сахар и масло, поступившие по ленд-лизу, выдавались по детским продовольственным карточкам в Ленинграде. 

Еще одним элементом продовольственной помощи союзников Ленинграду была поставка семян овощей, использовавшихся на городских огородах летом 1942 и 1943 года. Они поступали в маленьких конвертах из коричневой бумаги с подписью по-русски: "Героическим ленинградцам от друзей в С.Ш.А." 

Новости из стран-союзниц

Пристально следили в Ленинграде за сводками новостей о положении в странах-союзницах по Антигитлеровской коалиции и о заверениях лидеров этих стран в согласованном движении к общей цели — полному разгрому фашистской Германии.

ГРАМОТА ПРЕЗИДЕНТА США РУЗВЕЛЬТА ЛЕНИНГРАДУ В ОЗНАМЕНОВАНИЕ ГЕРОИЧЕСКОЙ ОБОРОНЫ ГОРОДА

От имени народа Соединенных Штатов Америки я вручаю эту грамоту городу Ленинграду в память о его доблестных воинах и его верных мужчинах, женщинах и детях, которые, будучи изолированными захватчиком от остальной части своего народа и несмотря на постоянные бомбардировки и несказанные страдания от холода, голода и болезней, успешно защищали свой любимый город в течение критического периода от 8 сентября 1941 года по 18 января 1943 года и символизировали этим неустрашимый дух народов Союза Советских Социалистических Республик и всех народов мира, сопротивляющихся силам агрессии. Франклин Д. Рузвельт, 17 мая 1944 года, Вашингтон.

В конце декабря  газеты опубликовали выдержки из текста рождественского послания Рузвельта, которое транслировалось из Гайд-парка в Нью-Йорке. "Я совещался с руководителями Англии, России и Китая по военным вопросам, касающимся настоящего момента, в частности, по вопросу о планах успешного наступления против наших противников, которое должно быть предпринято в кратчайший срок и с самых различных пунктов земного шара", - говорил американский президент и уверенно заявлял о намерении "поладить с русским народом".

Из сообщений ТАСС в декабре 1943 года ленинградцы узнавали о боевых действиях союзников. В тот период это прежде всего касалось налетов британской авиации на Берлин – сообщения Агентства на эту тему практически ежедневно появлялись на страницах советской печати.

Корреспондент ТАСС передавал из Лондона в декабре 1943 года: "Английское министерство авиации сообщает, что в ночь на 17 декабря крупное соединение английских бомбардировщиков "Ланкастер" совершило налет на различные объекты в Берлине. Сброшено свыше 1500 тонн фугасных и зажигательных бомб. Атмосферные условия затрудняли непосредственное наблюдение за результатами бомбардировки. Летчик разведывательного самолета, находившийся над Берлином по окончании налета, сообщил, что в районе бомбардировок возникли большие пожары, дым от которых поднимался выше облаков. Другие соединения английской авиации атаковали различные объекты в Северной Франции. Самолеты "Москито" подвергли бомбардировке объекты в Западной Германии. Кроме того, продолжалось минирование вражеских вод. Тридцать английских самолетов не вернулись на свои базы".

Советская печать уделяла внимание даже вопросам состояния здоровья лидеров государств. Так, в 20-х числах декабря корреспондент ТАСС регулярно сообщал из Лондона о самочувствии британского премьера Уинстона Черчилля, который заболел воспалением легких.

"В Лондоне опубликован очередной бюллетень о состоянии здоровья Черчилля. В бюллетене отмечается, что воспаление в легком не распространяется, общее состояние здоровья Черчилля продолжает улучшаться", - сообщал ТАСС советским читателям. Не осталось без внимания журналистов и то, что супруга британского г-жа Черчилль "выехала из Англии с тем, чтобы быть вместе с премьер-министром во время его болезни и выздоровления". Это корреспондент ТАСС передал со ссылкой на резиденцию премьер-министра в Лондоне.   

"Я сделал это!"

Один из американских самолетов Douglas A-20, защищавших ленинградское небо, имел весьма необычную историю. Его приобрел известный в те годы американский комик Ред Скелтон (Red Skelton) и направил на Ленинградский фронт в ноябре 1943 года с просьбой, чтобы летчик, который будет летать на этом самолете, рассказал о его боевом пути. На корпусе самолета актер попросил написать фразу: "Я сделал это!", ставшую визитной карточкой одной из его радиопрограмм. 

Атакующий бомбардировщик Douglas A-20 принадлежал к типу самолетов, чаще всего направлявшихся в СССР по программам ленд-лиза. Из 14 тысяч американских самолетов, доставленных в СССР по программе ленд-лиза, 3 тысячи были марки Douglas A-20. Около 45 процентов из них были доставлены на фронт через Аляску и Сибирь.

БИОГРАФИЯ РЕДА СКЕЛТОНА

Ричард Бернард "Ред" Скелтон (1913 – 1997) был известен в США как актер комического жанра благодаря своим выступлениям на национальном радио и телевидении в период с 1937 по 1971 годы. На американском ТВ у него была собственная программа "Шоу Реда Скелтона". Актер снялся в ряде голливудских картин. Четырежды Скелтон становился лауреатом премии "Эмми" - в 1952 (в двух номинациях), 1961, 1986 годах.

Самолет Скелтона был распределен в первый гвардейский авиационный полк, сопровождавший операции КБФ. За штурвал сел один из лучших пилотов полка Петр Стрелецкий. В состав экипажа вошли также штурман Николай Афанасьев и радист Иван Трусов. В декабре 1943 года, через два месяца после своего поступления на вооружение, самолет Реда Скелтона потопил два крупных немецких транспорта.

"Наш американский друг может не сомневаться в том, что экипаж самолета продолжит и в будущем противостоять врагу изо всех сил", - сказал флотской газете Стрелецкий.

19 декабря 1943 года ленинградское радио передало текст письма советского летчика капитана Петра Стрелецкого, адресованного Реду Скелтону. "Мы пойдем в полет, чтобы мстить фашистам за муки свободолюбивых народов, за раны нашего любимого Ленинграда, который враги систематически обстреливают тяжелыми снарядами", - писал летчик.

В конце февраля 1944 года, во время торпедной атаки на другой немецкий транспорт над латвийским портом Лиепая, самолет был поврежден в результате ударов немецкой ПВО, вследствие чего капитан Стрелецкий был ранен в ногу, но ему удалось довести поврежденный самолет на базу, располагавшуюся в двух часах лета. Тем не менее, пилот выжил.

Новый экипаж самолета, руководимый летчиком Вадимом Евграфовым, оправдал оказанное доверие в мае 1944 года, потопив семь транспортов противника. За этот подвиг Евграфов и его штурман Виктор Бударагин были удостоены звания Героев Советского Союза. Вскоре после этого Евграфов погиб в бою. У самолета Скелтона появился третий экипаж во главе с Павлом Свирским, на которого была возложена опасная разведывательная миссия. На обратном пути самолет обстреляли сразу шесть "Фокке-Вульфов" - от полученных в бою повреждений самолет загорелся, Сквирский и его штурман Мортиков успели выпрыгнуть из горящей машины до ее взрыва, а радист Александр Павлов погиб. 

В 1993 году Павел Сквирский и Ред Скелтон встретились, и авиатор рассказал актеру о судьбе самолета, подтвердив, что "это был очень хороший самолет".

СПб РИЦ ИТАР-ТАСС благодарит Генеральное консульство США в Санкт-Петербурге за любезную помощь в подготовке материала.

Все материалы, посвященные 70-летию освобождения Ленинграда от блокады

Читать на tass.ru
Теги