ЛЕНИНГРАД, 1943 год. 20 декабря. /ТАСС/. В дни блокады острой проблемой оставался вопрос энергоснабжения. В 1941 году энергосистема Ленинграда почти полностью остановилась. Все гидроэлектростанции были отрезаны от города. Не хватало запасов топлива для работы ТЭЦ. Самый трудный период пришелся на конец января 1942 года, когда были зафиксированы минимальные за все время блокады показатели по производству электроэнергии. В Ленинграде перестали освещаться улицы, дома, остановились трамваи.
Переломный момент произошел осенью 1942 года, и в 1943 году ленинградским энергетикам удалось наладить обеспечение осажденного города электричеством.
В середине декабря 1943 года завершалась подготовка энергосистемы к работе в условиях зимнего максимума нагрузок для надежного снабжения потребителей. В городе проводился ремонт оборудования, составлялись проекты восстановления разрушенных электростанций. Параллельно восстанавливались разрушенные объекты на территории города и области:
Также ЛенТАСС сообщал в эти дни о вручении грамот исполкома Ленгорсовета предприятиям-победителям в общегородском соревновании за экономию топлива, электроэнергии и образцовое ведение энергохозяйства:
{article_opinion:813:'Промышленные и коммунальные предприятия города провели значительные работы по подготовке энергооборудования к эксплуатации в зимних условиях. Серьезно улучшилось содержание оборудования блокстанций. Предприятия "Ленэнерго" обеспечили снабжение города электроэнергией, подготовились к приему осенне-зимних нагрузок, досрочно и высококачественно закончили ремонт оборудования. В результате широко развернутого соревнования в третьем квартале по городу сэкономлены миллионы киловаттчасов электроэнергии и тысячи тонн условного топлива. Победителям соревнований присуждены переходящие Красные знамена и грамоты'}
Трудные дни
В сентябре 1941 года, когда замкнулось кольцо блокады, все гидроэлектростанции и Дубровская ГРЭС были отрезаны от города. Немецкие войска захватили Дубровскую ГРЭС и поселок Невдубстрой. На протяжении всей блокады Ленинграда немецкие войска использовали корпуса Дубровской электростанции как оборонительный рубеж. Находясь на естественной возвышенности и будучи хорошо укрепленной толстыми стенами, она стала настоящей крепостью.
Наши войска пытались отбить ее у врага на протяжении 16 месяцев. Станция была заминирована, персоналу приказано отойти на правый берег Невы. В ходе боевых действий на Невском пятачке ГРЭС была полностью уничтожена, вся техническая и другая документация потеряна.
С началом блокады прервалась передача электроэнергии и с Волховской ГЭС, основное оборудование которой в октябре 1941 года демонтировали и вывезли на Урал и в Среднюю Азию. На станции остались в работе два вспомогательных гидроагрегата по 1000 кВт, работавшие для железнодорожного узла Волховстрой и воинских частей. Станция была заминирована, подготовлена к взрыву и затоплению.
В блокадном кольце осталось несколько городских теплоэлектроцентралей. С начала войны все электростанции старательно замаскировали, дымовые трубы укоротили или демонтировали, котлы перевели в бездымный режим горения. Запасов топлива в Ленинграде для работы станций катастрофически не хватало, и ТЭЦ одна за другой были остановлены. Их оборудование было частично демонтировано и отправлено в тыл для энергоснабжения эвакуированных предприятий. Продолжала работать только городская электрическая станция номер 5 "Красный Октябрь" /Правобережная/ в Уткиной Заводи.
К середине октября 1941 года производство электроэнергии в Ленинграде снизилось до одной трети предвоенного уровня. Отопление зданий Ленинграда фактически прекратилось. Электрическое освещение сохранили только в Смольном, в здании Главного штаба, в некоторых отделениях милиции, партийных учреждениях, у командования зенитных батарей, на почте и телеграфе, в управлении пожарной команды, в судах и в домоуправлениях.
Чтобы поддерживать работу станции, энергетики искали остатки топлива где могли - на остановленных заводах и фабриках, разбирали деревянные бараки и сараи.
В конце января 1942 года производство электроэнергии в городе упало до самого низкого уровня за все время блокады Ленинграда. Движение электрического транспорта было остановлено, перестали подавать воду в трубы, прекратилось электроосвещение улиц и домов. Вырабатываемая электрическая энергия расходовалась только на госпиталь, хлебозавод и Смольный. Зимой 1942 года третий котел станции "Красный Октябрь" переделали, чтобы иметь возможность сжигать в нем фрезерный торф, имеющийся на торфяных предприятиях Всеволожского района. Это немного облегчило ситуацию. В конце марта 1942 года возобновилось движение грузовых трамваев, а с 15 апреля – шести маршрутов пассажирского трамвая.
Прорыв энергетической блокады
Энергетическую блокаду удалось частично прорвать осенью 1942 года. К сентябрю были закончены начатые в феврале восстановительные работы на Волховской ГЭС. К тому времени решился и вопрос с электропередачей Волхов-Ленинград.
Завод "Севкабель" изготовил более ста километров подводного кабеля, который решили проложить через Ладожское озеро. Для того чтобы дать "Севкабелю" достаточно электроэнергии для выполнения этой задачи, была срочно восстановлена работа Василеостровской ТЭЦ, остановленной в первые месяцы блокады из-за недостатка топлива. Коллектив станции сумел растопить котлы, запустить машины и дать электрический ток. "Севкабель" досрочно, в течение трех месяцев, изготовил 200 тонн кабеля и 300 тонн медного провода.
23 сентября 1942 года в обход линии фронта по воздушным линиям и по этому кабелю электроэнергия Волховской ГЭС начала поступать в город, находящийся в осаде.
Главная сложность заключалась в том, что кабель было возможно прокладывать только ночью. Близкая линия фронта делала опасными любые работы с кабелем в дневное время. Применять традиционные методы прокладки подводного кабеля здесь не представлялось возможным, поэтому кабельщики "Ленэнерго" И.И.Ежов и Н.С.Туманов придумали и реализовали новый способ, который заключался в предварительном монтаже всей длины кабельной вставки в 22,5 км в укромном месте в бухте Морья на Ладожском озере на железной барже, далее кабель укладывали на озерное дно на глубине 18-20 км. На баржу с монтажной площадки кабель вручную подавали женщины.
В мае 1943 года смонтировали дополнительно высоковольтную линию электропередачи 110 кВ Волхов-Ленинград с переходом через Неву на сваях старого железнодорожного моста. После полного снятия блокады соорудили Шлиссельбургский переход через Неву, а кабель со дна Ладожского озера подняли и использовали при ремонте городских линий. Примечательно, что большая часть ладожского кабеля впоследствии была проложена под Невским проспектом.
Улучшение в 1943 году ситуации со снабжением электростанций топливом, налаживание энергообеспечения города, тем не менее, не снимали главную проблему осадного положения. Энергообъекты постоянно подвергались артобстрелам и бомбежкам, причем, они были для противника первостепенной целью. Единственную работавшую в Ленинграде ТЭЦ "Красный Октябрь" гитлеровцы включили в зону самого интенсивного огня. Каждый день станция подвергалась артиллерийским обстрелам и бомбежкам: гибли люди, разрушались здания, страдало оборудование.
Конец 1943 года оказался для пятой Городской электростанции самым разрушительным. Станции был нанесен огромный урон - разбита восточная часть пульта управления, разрушена световая схема, вышла из строя охладителная линия главных трансформаторов. За время блокады на станцию сбросили сотни тяжелых фугасных бомб, больше 3600 крупнокалиберных снарядов. Многие машины и котлы были изуродованы взрывами, на открытых подстанциях в эксплуатации осталось менее 25 проц оборудования. Но изувеченная станция не сдавалась. Под постоянными обстрелами и шквальными бомбежками "Красный Октябрь" в декабре 1943 года ежесуточно вырабатывал по 23,5 тыс кВт/ч энергии. Станция продержалась до полного снятия блокады, после чего немедленно началось восстановление.
СПБ РИЦ ИТАР-ТАСС благодарит Департамент по связям с общественностью компании "ТГК-1" за помощь в подготовке материала.
Все материалы, посвященные 70-летию освобождения Ленинграда от блокады