21 ДЕК, 10:11

Ленинград, 21 декабря 1943: Советские летчики наносят удары в глубине немецкой обороны

ИТАР-ТАСС в рамках проекта "Ленинградская победа-70" рассказывает о 50 последних блокадных днях

ЛЕНИНГРАД, 1943 год. 21 декабря. /ТАСС/. Безопасность Ленинграда, войск Ленинградского фронта и других важнейших объектов зависела от того, на чьей стороне находилось господство в воздухе. Борьба за него не прекращалась ни на один день. Гитлеровцы, не сумев захватить Ленинград с воздуха, не отказались от намерения разрушить город. Задачу уничтожения Ленинграда и Москвы, по замыслам фашистского командования, должна была выполнить авиация. Советским летчикам предстояло сорвать эти планы. 

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ФРОНТ. 21 декабря /Воен.корр. ЛенТАСС/. Летчики Н-ской гвардейской части, изо дня в день усиливая удары по немецким войскам и их боевой технике, наносят большой урон врагу. На одной из железнодорожных станций, находящейся в глубине немецкой обороны, гвардии младший лейтенант Стрижак заметил два эшелона - до 40 вагонов. С пикирования он обстрелял оба эшелона пулеметно-пушечным огнем. Произведя одну за другой восемь атак, лейтенант Стрижак разбил оба состава и поджег несколько вагонов. Боевые друзья Стрижака летчики-гвардейцы Кубасов, Толстой и Казаченко тоже наносили удары по немецким тылам. Кубасов обстрелял и поджег вражескую автомашину, Толстой атаковал и поджег 2 машины, а Казаченко, находясь в свободной разведке, обнаружил скопление немецких грузовиков и легковых машин. С пикирования он разбил несколько машин и расстрелял из пулемета много десятков немецких солдат.

ЛенТАСС

Для действий на восточном крыле Ленинградского фронта за внешним кольцом блокады была образована авиационная оперативная группа. Летчики, кроме непосредственной поддержки сухопутных войск, прикрывали водную коммуникацию через Ладожское озеро, Тихвинский железнодорожный узел, Волховстрой, сопровождали транспортные самолеты, доставлявшие грузы в осажденный Ленинград, защищали Дорогу жизни. 

Упорную борьбу нашим летчикам приходилось вести с вражеской авиацией, стремившейся наносить по Ленинграду бомбовые удары, и с артиллерией врага. Для ее уничтожения в 1943 году летчики 13-й воздушной армии совершили более 3,3 тысячи боевых вылетов, в ходе которых подавили огонь 32 крупных артиллерийских батарей, 20 орудий, 9 артиллерийских транспортеров. Хотя полного подавления немецкой артиллерии добиться не удалось, и обстрелы Ленинграда не прекратились, интенсивность их была серьезно ослаблена, авиация флота и фронта вынуждала противника часто менять огневые позиции, оттягивать батареи от линии фронта или вообще прекращать огонь. 

Борьба за ленинградское небо

За период с 1941 по 1943 год на Ленинград было совершено 258 авианалетов, в ходе которых над городом пролетели в общей сложности 1876 немецких самолетов, сбросивших 4686 фугасных бомб (50, 100 и 250 кг) и 69 613 зажигательных (2 кг). В результате воздушных тревог погибли 1926 ленинградцев, 10 554 получили ранения. За 20 налетов на Ленинград гитлеровских летчиков награждали Железным крестом 2-й степени. 

ПОДВИГ АЛЕКСЕЯ СЕВАСТЬЯНОВА

Один из воздушных боев, происходивший прямо над городом, ленинградцы наблюдали своими глазами. В ночь с 4 на 5 ноября 1941 года советский летчик Алексей Севастьянов, выполняя боевое задание, впервые применил таран в небе над Ленинградом. 24-летний младший лейтенант Севастьянов, начавший войну в Бресте и воевавший под Москвой и Ленинградом, в ту ночь патрулировал ближние подступы к Ленинграду на своем истребителе И-153, известном в народе как "чайка". Около десяти вечера начался немецкий авианалет и, несмотря на огонь советских зенитных батарей, одному бомбардировщику Heinkel He 111 все же удалось прорваться к центру города, где его настиг и атаковал самолет Севастьянова. Выстрелив весь боекомплект, советский летчик решился на таран и, приблизившись к немецкой машине сзади, отрубил винтом хвостовое оперение бомбардировщика, после чего выпрыгнул из своего поврежденного истребителя с парашютом. Heinkel упал в Таврическом саду, а его выживший пилот был задержан на улице Маяковского.

Испытать на себе бдительность горожан довелось и самому Севастьянову, который приземлился на территории Невского машиностроительного завода. Поначалу его арестовали, приняв за немецкого парашютиста, но когда установили, что это советский летчик, напоили чаем и дали валенки. В строй летчик смог вернуться лишь через 1,5 месяца, когда залечил полученные в бою раны предплечья. Ставший живой легендой Ленфронта Севастьянов, уже в звании старшего лейтенанта, был назначен командиром эскадрильи 26-го авиаполка. Он совершил около 300 боевых вылетов. Задание 23 апреля 1942 г. оказалось для него последним – Севастьянов был смертельно ранен в бою с несколькими немецкими истребителями Messerschmitt Bf.109. Его самолет упал близ поселка Рахья на Ладожском озере. 6 июня 1942 г. старшему лейтенанту Алексею Тихоновичу Севастьянову было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Разбитый самолет и прах летчика были найдены в 1971 г. Герой ленинградского неба похоронен на Чесменском кладбище.

Все это время шли ожесточенные воздушные бои на подступах к Ленинграду и над самим городом. Летчики-истребители непрерывно патрулировали воздушное пространство, однако из-за сложности обнаружения противника полностью предотвратить разбойничьи налеты вражеской авиации не удалось.

Другим способом борьбы было нанесение бомбардировочно-штурмовых ударов по немецким аэродромам, в результате которых авиация противника понесла огромные потери летного состава и техники. Весной 1942 г. ряд наиболее отличившихся авиачастей были преобразованы в гвардейские.

Транспортная авиация 

В первые месяцы блокады транспортировку грузов в Ленинград осуществляли все транспортные самолеты ВВС Ленфронта и Краснознаменного Балтийского флота. С октября 1941 года объем перевозок, осуществлявшийся самолетами Ли-5 и ТБ-3, достигал 150 тонн в сутки, причем все технические нормы загрузки были превышены – при предусмотренных инструкциями 1,6 тонны самолеты брали на борт до 3 тонн, стремясь доставить в осажденный город как можно больше жизненно важных грузов.

По мере сокращения светового дня, снижавшего возможности вылетов, авиаторы стремились ускорять процесс загрузки и оптимизировать расположение грузов в самолете, чтобы увеличить грузоподъемность. Например, по предложению летчиков мясо стали грузить не тушами, а прессованными 20-килограммовыми блоками, упакованными в гофротару. Самолеты отправлялись в любую погоду, даже при отсутствии видимости и сильном ветре. Сначала их было 30, затем руководство Гражданского воздушного флота СССР довело их число до 70. 

Воздушным путем в Ленинград доставляли самые необходимые и срочные грузы – продовольствие, оружие, боеприпасы, из города вывозили раненых солдат и жителей города, подлежавших эвакуации, а также продукцию городской оборонной промышленности, которую ждали на других фронтах. Самолетами Особой северной группы из осажденного города было вывезено более 52 тысяч ленинградцев и 9 тысяч раненых. 

Немецкие истребители остерегались нападать на транспортные самолеты, следовавшие группами по 6 и 9 машин, но на одиночный самолет нападали стремительно. Перед отечественными истребителями стояла задача прикрывать транспортники. Ее решали две группы истребителей: одна сопровождала транспортные самолеты над Ладожским озером, другая прикрывала погрузку и разгрузку следующей партии. Для увеличения дальности и продолжительности полетов было решено использовать подвесные баки с горючим. 

Прикрывая "Дорогу жизни"

"Дорога жизни", начавшая действовать 22 ноября 1941 года, была важнейшим объектом, который прикрывала авиация Ленинградского фронта. Немецкое командование прилагало огромные усилия, чтобы перерезать ледовую артерию, соединявшую осажденный город с "Большой землей": она постоянно подвергалась систематическим авиаударам и артобстрелам, противник пытался высаживать десант и минировать трассу. 

В 1942-43 гг "Дорогу жизни" прикрывали одновременно до 8 истребительных авиаполков. С декабря 1941 года по март 1942-го летчики Ленинградского фронта совершили здесь более 6 тысяч боевых вылетов, причем из-за малочисленности самолетного парка в этот период пилотам приходилось совершать по 6-8 вылетов в сутки. Первоначально истребители осуществляли патрулирование трассы, позднее было введено дежурство на аэродромах с двухминутной готовностью к вылету. В каждом из авиаполков днем дежурили от 4 до 6 экипажей, по ночам их число сокращалось до 2-4. 

Подавление артиллерийского огня

Операции по обнаружению и подавлению немецких артиллерийских батарей, обстреливавших Ленинград из дальнобойных орудий, массированно проводились с марта 1942 года.

АВИАЦИОННЫЙ ТЫЛ

В связи с тем, что значительная часть аэродромов оказалась на оккупированной территории, перед Ленинградом стояла задача по строительству новых аэродромов и взлетно-посадочных площадок. К проведению этих работ были привлечены колхозники Ленинградской области, а также 4150 комсомольцев из Ленинграда, 315 мостовиков и 310 шоферов. Обеспечивать нормальную эксплуатацию аэродромов в зимнее время были мобилизованы 28 тысяч человек и более 6 тысяч лошадей. С осени 1941 года прервалась связь тыловой службы авиации Ленинградского фронта с "Большой Землей", поэтому изготовление необходимых запасных частей производилось на заводах Ленинграда. Сложности с техническим обеспечением осложнялись плохим продовольственным обеспечением – нормы технического персонала аэродромов была значительно ниже, чем для летчиков.

При этом нагрузка на техперсонал была огромна: нередко летчикам приходилось совершать по несколько вылетов в день, и перед каждым вылетом машина должна была пройти послеполетный и предполетный осмотр, заправку маслом и бензином, обновление запаса оружия и бомб. Порой техническому персоналу приходилось выполнять и задачи по охране аэродромов. Серьезной проблемой стала нехватка топлива. Для ее решения использовали заменители бензина, в том числе смесь, разработанную ленинградскими военными инженерами и включавшую лишь 75% бензина.

В течение года летчики Ленфронта совершили 1106 боевых вылетов, летчики авиации Балтфлота – 321 вылет, в результате чего был подавлен артиллерийский огонь 24 гитлеровских батарей и взорвано 10 складов с боеприпасами. Места дислокации вражеской артиллерии были выявлены в ходе аэрофотосъемок – только за апрель 1942 года их было произведено около шестидесяти.

На основе данных воздушной разведки разрабатывались планы комбинированных ударов, которые наносили советская артиллерия и авиация, задействовавшая в этих операциях штурмовики, истребители и корректировщики – атаки авиационных групп в таком составе были особенно эффективны. Летные экипажи, готовые немедленно подняться в воздух, дежурили на аэродромах. При получении сигнала об артобстреле Ленинграда самолеты вылетали к месту дислокации немецкой батареи, чтобы нанести бомбардировочно-штурмовой удар.

Такие операции позволили существенно снизить интенсивность артобстрелов Ленинграда немецкой артиллерией, однако к концу года контрбатарейная борьба была осложнена новым усилением немецкой артиллерии – гитлеровское командование рассредоточило орудия на расстояние 300-500 метров при тщательной маскировке. В этих условиях летчикам приходилось подавлять огонь не батарей, а отдельных орудий, а немецкие огневые позиции стали труднодосягаемыми, вследствие чего обстрелы города снова усилились. 

Авиация при прорыве блокады Ленинграда

Авиация сыграла важную роль в операциях по прорыву блокады. Войска Ленинградского фронта в ходе операции "Искра" поддерживали 13-я воздушная армия, ВВС Краснознаменного Балтийского флота, 7-й истребительный авиакорпус ПВО и смешанные авиаполки 42, 67 и 23-й армий. К началу операции 1943 года в составе двух фронтов и флота было 899 самолетов. 

В декабре 1942 года летчики произвели подробную разведку с аэрофотосъемкой переднего края позиций противника. Съемка была опасна и сложна технически – экипажам приходилось снимать, стоя в кабинах с фотоаппаратами, подвешенными на груди. Исключительно сложные метеоусловия не смогли стать препятствием для боевых вылетов советских пилотов – за период подготовки и проведения операции "Искра" количество вылетов превысило 2, 4 тысячи. 

За период с 12 по 18 января 1943 года летчики 13-й воздушной армии произвели 910 боевых вылетов. В течение января 1943 года советскими летчиками в воздушных боях было сбито 74 немецких самолета. 

В 1943 году немецкая авиация изменила тактику своих нападений на Ленинград, перейдя от бомбардировок по всей площади города к прицельной бомбежке наиболее важных объектов. Тем не менее, благодаря действиям авиации Ленфронта, большинству немецких самолетов не удавалось прорваться к городу.

Авиация в период подготовки операции "Нева-2"

Наступление советских войск в ходе Ленинградско-Новгородской операции в начале 1944 года проходило при безраздельном господстве отечественной авиации, что в значительной степени способствовало успеху наземных сил Ленинградского и Волховского фронтов.

БОЕВЫЕ ВЫЛЕТЫ 13-Й ВОЗДУШНОЙ АРМИИ

С 14 января по 31 марта 1944 г. части 13-й воздушной армии произвели 14389 вылетов, из них для нанесения ударов по оборонительным сооружениям, войскам и технике противника на поле боя — 7356, по аэродромам — 146, по железнодорожным объектам — 506, на прикрытие наземных войск и сопровождение боевой авиации — 4875, на разводку и корректирование артиллерийского огня — 1450, на спецзадания — 56. С 14 января по 1 апреля 1944 г. летчики 13-й воздушной армии провели 114 воздушных боев, в которых сбили 202 неприятельских самолета, 62 самолета сожгли на аэродромах. Итого было уничтожено 264 немецких самолета.

Войска Ленинградского фронта поддерживали 13-я воздушная армия, 2-й гвардейский Ленинградский истребительный авиакорпус ПВО и часть авиации Краснознаменного Балтийского флота.

Задолго до наступления началась авиаразведка позиций противника и аэрофотосъемка рубежей немецкой обороны и тыла.

Об одной из таких операций в декабре 1943 года сообщал с фронта военный корреспондент ЛенТАСС: 

Экипаж разведчиков под командированием старшего лейтенанта Сахно вылетел на фотографирование важного участка коммуникаций противника в глубине его обороны. Когда воздушные разведчики приближались к цели, они обнаружили, что над нею барражировала группа вражеских истребителей. Заметив советский самолет, несколько немецких машин "Фокке-Вульф-190" бросились на него в атаку. Смело маневрируя, летчик Сахно мастерски выводил машину из-под вражеских ударов. Незначительно отклоняясь от цели, то набирая высоту, то внезапно снижаясь, разведчики снова возвращались в район съемки. Выполняя боевую задачу, штурман Сигуба и стрелок-радист /…/ пулеметным огнем отбивали атаки вражеских истребителей. Точно пущенной очередью отважные разведчики сбили один "Фокке-Вульф-190". Успешно выполнив задание, летчик Сахно сумел вывести самолет из зоны боя. Ничего не могли поделать со смелыми воздушными разведчиками и немецкие зенитки, открывшие по ним интенсивный огонь. Несмотря на многочисленные пробоины в машине, летчик Сахно благополучно привел самолет на свой аэродром и доставил командованию ценные фотоснимки. Все члены экипажа разведчиков награждены орденами Славы 3-й степени. (Воен. Корр. ЛенТАСС).

13-я воздушная армия, поддерживавшая наступление войск Ленфронта на важнейших направлениях, в период наступления 1944 года уничтожила более 20 танков, около 800 автомашин различного назначения, более 200 повозок с грузами, более 30 артиллерийских и минометных батарей и много другой боевой техники противника. В воздушных боях было сбито 13 самолетов противника. 

Все материалы, посвященные 70-летию освобождения Ленинграда от блокады

Читать на tass.ru
Теги