Все новости

Ленинград, 25 декабря 1943: Театральная жизнь в блокадном городе не замирала ни на день

ИТАР-ТАСС в рамках проекта "Ленинградская победа-70" рассказывает о 50 последних блокадных днях

ЛЕНИНГРАД, 1943 год. 25 декабря. /ТАСС/. Несмотря на военное положение в Ленинграде, жители города-фронта не утратили интереса к культуре. Посещая театр, слушая веселую музыку и шутки, ленинградцы на какое-то время освобождались от бремени тяжелых дум. К суровой действительности их возвращали предупреждения о воздушной тревоге, которые, порой, прерывали спектакли и вынуждали зрителей и артистов покинуть храм искусств. Ежедневно ленинградские газеты публиковали театральную афишу, и эта информация была не менее востребована, чем сводки с фронта. 

Современники вспоминали, что редкий спектакль в блокадных театрах проходил без перерывов, вызванных воздушной тревогой; иногда артисты, чтобы подбодрить публику, со сцены шутили на тему обстрела. В таких случаях в представлении объявляли перерыв, на время которого зрители спускались в бомбоубежище, а актеры, в гриме и костюмах, отправлялись на крыши дежурить и тушить "зажигалки". По окончании воздушной тревоги публика возвращалась в зал, и спектакль продолжался.

Они работали в блокаду

19 августа 1941 года, в разгар наступления немецкой армии, началась эвакуация театральных коллективов Ленинграда. В Пермь и Ташкент выехала труппа Кировского театра, коллективы хореографического училища им.Вагановой и Консерватория. К осени были эвакуированы в тыл почти все театральные и музыкальные коллективы. Выехали БДТ и Академическая капелла. Остались только Театр музыкальной комедии и Симфонический оркестр Радиокомитета. Особым явлением в искусстве блокадного Ленинграда был театр народного ополчения.

ТЕАТР НАРОДНОГО ОПОЛЧЕНИЯ

Театр был создан из числа работников искусств, записавшихся в первые дни войны в народное ополчение. Одним из его организаторов был Николай Черкасов. С октября 1941 г. театр стал называться агитвзводом Ленинградского Дома Красной Армии имени Кирова, а с конца 1943 г. вошел в состав городского театра. Первая программа под названием "Прямой наводкой" была показана 25 июля 1941 года. В репертуаре агитвзвода были представления разных жанров, литературно-музыкальные композиции "Александр Невский", "Суворов" и "Кутузов", а также спектакли "Русские люди" К.Симонова, "Фронт" А.Корнейчука и другие. В спектаклях и концертах участвовали Н.Черкасов, З.Барковская, В.Глухов, Н.Корн, В.Мойковский, В.Осокина, С.Поначевский и др. С театром сотрудничали Д.Шостакович, Ю.Левитин, В.Каверин, Е.Шварц. Художественный руководитель театра В.Чеснаков погиб на боевом посту, его сменил В.Лебедев.

Продолжение
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ТЕАТР МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМЕДИИ

Единственный театр, проработавший в осажденном городе все 900 дней блокады, был создан в 1924 году.

В 1941-45 гг его возглавлял Н.Я.Янет. В годы войны театр обслуживал воинов Ленфронта и КБФ, а также население блокадного города. Артисты театра ежедневно выступали в спектаклях, давали шефские концерты в воинских частях и госпиталях. В этот период только для воинов Ленфронта было дано около 2350 концертов. За 1941-45 гг на сцене театра было показано 15 премьер. Спектакли посетили 1 миллион 300 тысяч зрителей. Театр давал два спектакля в день. Начало утренних постановок в 11.30, вечерних — в 16.00. За время блокады не было ни одной замены, каждый спектакль имел два состава артистов. Кроме службы в театре, его работники служили в командах МПВО. Балерины входили в медико-санитарную команду, дежурили в госпиталях и при первых звуках воздушной тревоги спешили спасать из-под развалин домов попавших под обстрел и бомбежку жителей города. В блокаду в театре погибло 64 человека.

Продолжение
ТЕАТР БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА

Был основан в Кронштадте в 1930 году. В первые годы войны был слит с Ансамблем песни и пляски Балтфлота. 10 бригад театра работали на островах Сааремаа и Даго, выступали перед защитниками полуострова Ханко, моряками Ладожской флотилии, в тылу противника. В условиях блокады с осени 1941 г театр непрерывно давал спектакли. Постановки “Добро пожаловать” /”Крестовский остров”/ А.Штейна и З.Аграненко, “У стен Ленинграда” В.Вишневского, “Офицер флота” А.Крона, “Фронт” А.Корнейчука, “Русские люди” К.Симонова и др. Художественный руководитель в 1934-56 гг - А.В.Пергамент.

Продолжение
Приказ Управления по делам искусств Исполкома Ленгорсовета номер 230. 14 сентября 1942 года. В целях создания патриотических спектаклей и показа их в г. Ленинграде и в частях Красной Армии по шефской линии организовать драматический коллектив
Правда

Артисты разучивали роли по вырезкам из газеты "Правда", где было опубликовано это произведение. Вскоре в репертуаре театра к драматическим актерам прибавились оперные и балетные. Надежда Вельтер поставила "Евгения Онегина". Ольга Иордан, возглавив балетную труппу Блокадного театра, поставила "Эсмеральду" и исполнила в этом балете ведущую партию. Новый коллектив фактически заменил несколько крупных, находившихся в эвакуации театров. 

Горожане дали этому театру свое неофициальное название - Блокадный. В конце войны он переехал на улицу Ракова (ныне Итальянская), а спустя годы получил имя Веры Комиссаржевской.

В этой труппе в конце 1950-х начинала свою профессиональную карьеру блокадная школьница Алиса Фрейндлих. Знаменательно, что среди ее первых ролей была комсомолка Маша из бытового отряда военных времен в спектакле "Рождены в Ленинграде" по пьесе Ольги Берггольц.

А другой блокадной девочке - Леночке Образцовой в сорок первом было всего два года. Когда по сигналу тревоги мама с дочкой спускались с бомбоубежище, все сразу узнавали эту "крикуху", которая вела себя громче всех. Одной из первых фраз будущей звезды мировой оперы была: "Мне воченно хочется хлебца". И уж столько лет минуло с тех пор, но, как-то раз Елена Васильевна призналась, что на каких бы званых пирах она ни едала, в ее тарелке никогда не остается ни единой крошки.

Все материалы, посвященные 70-летию освобождения Ленинграда от блокады