Ленинград, 25 декабря 1943: Театральная жизнь в блокадном городе не замирала ни на день
ИТАР-ТАСС в рамках проекта "Ленинградская победа-70" рассказывает о 50 последних блокадных днях
ЛЕНИНГРАД, 1943 год. 25 декабря. /ТАСС/. Несмотря на военное положение в Ленинграде, жители города-фронта не утратили интереса к культуре. Посещая театр, слушая веселую музыку и шутки, ленинградцы на какое-то время освобождались от бремени тяжелых дум. К суровой действительности их возвращали предупреждения о воздушной тревоге, которые, порой, прерывали спектакли и вынуждали зрителей и артистов покинуть храм искусств. Ежедневно ленинградские газеты публиковали театральную афишу, и эта информация была не менее востребована, чем сводки с фронта.
Современники вспоминали, что редкий спектакль в блокадных театрах проходил без перерывов, вызванных воздушной тревогой; иногда артисты, чтобы подбодрить публику, со сцены шутили на тему обстрела. В таких случаях в представлении объявляли перерыв, на время которого зрители спускались в бомбоубежище, а актеры, в гриме и костюмах, отправлялись на крыши дежурить и тушить "зажигалки". По окончании воздушной тревоги публика возвращалась в зал, и спектакль продолжался.
Они работали в блокаду
19 августа 1941 года, в разгар наступления немецкой армии, началась эвакуация театральных коллективов Ленинграда. В Пермь и Ташкент выехала труппа Кировского театра, коллективы хореографического училища им.Вагановой и Консерватория. К осени были эвакуированы в тыл почти все театральные и музыкальные коллективы. Выехали БДТ и Академическая капелла. Остались только Театр музыкальной комедии и Симфонический оркестр Радиокомитета. Особым явлением в искусстве блокадного Ленинграда был театр народного ополчения.
Единственный театр, проработавший в осажденном городе все 900 дней блокады, был создан в 1924 году.
В 1941-45 гг его возглавлял Н.Я.Янет. В годы войны театр обслуживал воинов Ленфронта и КБФ, а также население блокадного города. Артисты театра ежедневно выступали в спектаклях, давали шефские концерты в воинских частях и госпиталях. В этот период только для воинов Ленфронта было дано около 2350 концертов. За 1941-45 гг на сцене театра было показано 15 премьер. Спектакли посетили 1 миллион 300 тысяч зрителей. Театр давал два спектакля в день. Начало утренних постановок в 11.30, вечерних — в 16.00. За время блокады не было ни одной замены, каждый спектакль имел два состава артистов. Кроме службы в театре, его работники служили в командах МПВО. Балерины входили в медико-санитарную команду, дежурили в госпиталях и при первых звуках воздушной тревоги спешили спасать из-под развалин домов попавших под обстрел и бомбежку жителей города. В блокаду в театре погибло 64 человека.Приказ Управления по делам искусств Исполкома Ленгорсовета номер 230. 14 сентября 1942 года. В целях создания патриотических спектаклей и показа их в г. Ленинграде и в частях Красной Армии по шефской линии организовать драматический коллектив
Артисты разучивали роли по вырезкам из газеты "Правда", где было опубликовано это произведение. Вскоре в репертуаре театра к драматическим актерам прибавились оперные и балетные. Надежда Вельтер поставила "Евгения Онегина". Ольга Иордан, возглавив балетную труппу Блокадного театра, поставила "Эсмеральду" и исполнила в этом балете ведущую партию. Новый коллектив фактически заменил несколько крупных, находившихся в эвакуации театров.
Горожане дали этому театру свое неофициальное название - Блокадный. В конце войны он переехал на улицу Ракова (ныне Итальянская), а спустя годы получил имя Веры Комиссаржевской.
В этой труппе в конце 1950-х начинала свою профессиональную карьеру блокадная школьница Алиса Фрейндлих. Знаменательно, что среди ее первых ролей была комсомолка Маша из бытового отряда военных времен в спектакле "Рождены в Ленинграде" по пьесе Ольги Берггольц.
А другой блокадной девочке - Леночке Образцовой в сорок первом было всего два года. Когда по сигналу тревоги мама с дочкой спускались с бомбоубежище, все сразу узнавали эту "крикуху", которая вела себя громче всех. Одной из первых фраз будущей звезды мировой оперы была: "Мне воченно хочется хлебца". И уж столько лет минуло с тех пор, но, как-то раз Елена Васильевна призналась, что на каких бы званых пирах она ни едала, в ее тарелке никогда не остается ни единой крошки.
Все материалы, посвященные 70-летию освобождения Ленинграда от блокады