ЛЕНИНГРАДСКИЙ ФРОНТ. 1944 год. 2 января. /Воен. Корр. ТАСС/. С первых часов Нового 1944 года артиллеристы Ленинградского фронта наносили удары по врагу. Эти залпы звучали для осажденного города как праздничный салют. Подробности встречи Нового года на передовой сообщал военный корреспондент ЛенТАСС:
"Новый год на переднем крае, где всего лишь десятки метров отделяют советских воинов от позиций врага. Часовые, расположившиеся в траншеях передового охранения, зорко всматриваются в заснеженное поле узкой нейтральной полосы.
В землянках бойцы поздравляют друг друга с Новым годом. Советские воины неплохо воевали, много учились в 1943 году, они готовы к решающим сражениям. Снайпер Федор Дьяченко уничтожил 125-го гитлеровца. Три друга - колпинские рабочие Жевнеров, Михайлов и Андреев мужественно защищают от врага родной город. Их ратные подвиги отмечены высокой воинской наградой - орденом Славы. В канун Нового года вернулись из засады снайперы Н-ского подразделения. Они усиленно охотились на врага. За несколько дней боец Щупаченко уничтожил 12 немецких солдат. Его товарищ рядовой Смирнов - 9. Более 100 немцев истребили снайперы в этой засаде.
В одной из землянок идет беседа. Молодежь с увлечением слушает рассказ бывалого воина Ильи Гусарова. Участник войны 1914 года и гражданской войны, он не первый раз встречается с немцами. В минувшем году Гусаров несколько раз ходил в атаку, в бою он захватил немецкий пулемет и доставил в свою часть. У Гусарова большая радость: в предпраздничные дни его приняли в кандидаты партии. Отважный боец поклялся не щадить своей жизни во имя родины и еще яростнее истреблять фашистов”.
"Защитники Ленинграда с великой надеждой встретили Новый год - год решающих битв и окончательной победы над врагом", - сообщало Агентство.
В сообщении военкора нашел отражение и тот факт, что 1944 год страна встречала с новым гимном.
К Новому году солдаты стремились улучшить показатели своей службы, и предпраздничные военные сводки извещали ленинградцев о победах, которые одерживал каждый воин на своем боевом посту. ЛенТАСС передавал с фронта об одном из таких эпизодов в материале, озаглавленном: "Новогодний подарок снайперов. За 9 дней уничтожено 115 гитлеровцев".
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ФРОНТ. (Воен. корр. ЛенТАСС). Группа снайперов Н-ского подразделения, возглавляемая младшим лейтенантом Марченко, девять дней провела в засаде у переднего края врага. Снайперы выслеживали гитлеровцев, подбирались к немецким траншеям и меткими пулями уничтожали вражеских солдат
От ленинградцев защитники города тоже получали подарки, характерные для военного времени: винтовки, изготовленные на ленинградских заводах.
"Когда старший сержант Петров привез из города эти винтовки, он сказал своим товарищам:
-Нам вручили их ленинградские работницы.
Старший сержант передал командиру подразделения акт, составленный на заводе в торжественной обстановке. "В подарок доблестным защитниками Ленинграда, - говорится в акте, - завод передает снайперские винтовки за номерами: 21, 116, 486, 788 и 898. Винтовки подлежат вручению лучшим воинам-снайперам", - передавал военный корреспондент ЛенТАСС.
Праздник в землянках и окопах
Как и в тылу, новогодний праздник на фронте сопровождался всеми необходимыми атрибутами - скромным застольем, музыкой и песнями, которые исполняли под гармонь или гитару, в этот период в солдатском быту уже встречались и патефоны.
В преддверии Нового 1944 года у солдат Ленфронта появилась необычная возможность поздравить близких в тылу - в начале января 1944 года военкор ЛенТАСС сообщил о том, что "при офицерском собрании Н-ской части открылась студия звукозаписи. Фронтовики могут послать говорящие письма родным и знакомым".
Письма — и звуковые, и обычные бумажные, были очень важным элементом солдатской жизни. Они поднимали дух бойцов, давая возможность отвлечься от военных будней, вспомнить о мирной жизни, семье и друзьях. Огромной радостью для солдата была весточка от родных, знакомых и даже просто от женщин, которые писали письма на фронт без конкретного адреса (такой жанр во время войны тоже существовал и даже приветствовался). В письмах люди обменивались своими личными переживаниями, бытовыми впечатлениями, вспоминали о довоенных встречах и высказывали надежду на скорейшее завершение войны и победу. Никаких призывов или суждений относительно ситуации на фронте и в тылу, рассказов об особенностях военной службы и работы предприятий, и, уж конечно, мнений о политической обстановке в стране, в переписке не допускалось. Это тщательно контролировали, причем, не скрывая - на каждом письме стоял штамп: "Просмотрено Военной цензурой".
В гости к солдатам приезжали артисты агитбригад и коллективы художественной самодеятельности от шефов - ленинградских заводов и фабрик.
Солдаты Ленинградского фронта встречали 1944 год с подарками и даже наряженными елками. Воспоминания фронтовиков свидетельствуют о том, что повсеместно елки в землянках и блиндажах наряжали "игрушками" из подручных материалов - собранных в лесу шишек, медицинской ваты, погон и стреляных гильз. Порой появлялись на солдатских новогодних деревьях и настоящие игрушки - их присылали дети в подарках, которые тыл готовил для фронта.
Подарки, присланные из города, придавали солдатским праздникам домашние черты. Посылки из тыла распределялись в соответствии со строго установленным порядком. Именные подарки, адресованные красноармейцам и командирам, а также определенным воинским частям, соединениям и армиям, доставляли строго по назначению в соответствии с пожеланиями отправителей. Посылки, не имевшие конкретных адресатов, поступали на фронтовые базы, где принимались дальнейшие решения о том, кому их вручать. Ценные вещи, такие, как часы и портсигары, как правило, выдавали по распоряжению военных советов бойцам, особо отличившимся при выполнении боевого задания. Из продуктовых посылок в адрес воинских частей формировались индивидуальные, которые выдавались бойцам и командирам на передовой, а также находившимся на излечении в госпиталях раненых и больных солдат и офицеров. В эти посылки включали те продукты, которые не подлежали горячей обработке и могли употребляться в готовом виде; те же, которые следовало использовать для приготовления сложных блюд (сырые овощи, мясо и рыба, мука, специи и др.), равно как и скоропортящиеся, шли в солдатский котел как дополнение к ежедневному пайку.
Сто новогодних "наркомовских"
1 января был одним из десяти дней в году, когда всем без исключения солдатам действующей армии полагались знаменитые "наркомовские сто грамм" водки.
Ежедневно "сто наркомовских" выдавались далеко не всем солдатам, а лишь красноармейцам и комсоставу передовой линии действующей армии, а также летному составу ВВС Красной Армии, выполнявшему боевые вылеты, и инженерно-техническому составу на полевых аэродромах. Такой порядок был установлен согласно Приказу Наркомата обороны СССР номер 0320 от 25 августа 1941 года.
Всем остальным "сорокаградусный паек" выдавался только по праздникам - на Новый год, в День Красной Армии 23 февраля, 1 и 2 мая по случаю Дня международной солидарности трудящихся, во Всесоюзный день физкультурника 19 июля, в День авиации 16 августа, в дни годовщины Октябрьской революции - 7 и 8 ноября, в День Конституции 5 декабря, а также в день, когда была сформирована соответствующая воинская часть.
Для хранения водки были организованы особые хранилища при фронтовых и армейских продовольственных складах. Спиртное на Ленфронт поставляли с Ленинградского ликеро-водочного завода, где в блокаду работал единственный цех, специализированный на производстве водки и спирта для фронта и госпиталей.
Все материалы, посвященные 70-летию освобождения Ленинграда от блокады