4 января 2014, 05:55

Ленинград, 4 января 1944: Художники поднимали боевой дух солдат

ИТАР-ТАСС в рамках проекта "Ленинградская победа-70" рассказывает о 50 последних блокадных днях

ЛЕНИНГРАД, 1944 год. 4 января. /ТАСС/. Изобразительное искусство стало мощным оружием, помогавшим защищать Ленинград. На фронте и в осажденном городе произведения живописи и графики поддерживали боевой дух горожан и бойцов действующей армии. Многие новости о победах армии и флота, о ситуации в мире ленинградцы узнавали из агитационных плакатов "Окна ТАСС" и "Боевой карандаш", ежедневно появлявшихся на городских улицах. Параллельно художники и архитекторы делали в Ленинграде зарисовки, которые служили потом для восстановления утраченных памятников истории.

Значение, которое придавалось искусству, подтверждали регулярные совещания художников-фронтовиков, проводившиеся в действующей армии. Об одном из них сообщал в новогодние праздники 1943-44 года спецкорр ТАСС с Волховского фронта.

Дом Красной Армии, где начальником тов. Хлебин, созвал совещание художников-фронтовиков. Красноармеец Наливайченко оформил выставку, посвященную книге тов. Сталина о Великой Отечественной войне Советского Союза, а также дал ряд иллюстраций к летней кампании Красной Армии. Сержант Чепец написал несколько портретов героев боев за Ленинград. Художники Кудринский и Вовкушевский создали красочные панно и изготовили плакаты, посвященные Сталинградской, Орловской и Курской кампаниям Красной Армии. Участники совещания обменялись творческим опытом. Решено открыть при Доме Красной Армии постоянную выставку работ художников-фронтовиков
ЛенТАСС

Среди бойцов Ленинградского и Волховского фронтов были и члены Союза художников, и выпускники Академии художеств, и ее студенты, еще не успевшие защитить дипломы. Более сотни ленинградских живописцев и графиков ушли на фронт в первые же дни войны, многие сражались в народном ополчении. Те, кто остался в городе, помогали фронту, чем могли: работали на строительстве оборонительных сооружений, служили в командах МПВО. 

Воевавшие в рядах действующей армии художники не забывали и о своем призвании - например, студенты Академии художеств приезжали с фронта в осажденный Ленинград для защиты дипломов. Первая военная выставка дипломных работ выпускников факультетов живописи, скульптуры и архитектуры прошла в блокадном городе в конце декабря 1941 года. 

Военные задачи художников

Некоторые мастера искусств считали, что в военное время их профессии никому не нужны, и помочь стране они могут только с оружием в руках, но с первых же дней ленинградской блокады выяснилось, что работа художников, скульпторов и архитекторов имела огромное оборонное значение. 

Руками ленинградских художников выполнялась маскировка важнейших объектов - военных и гражданских. В короткие сроки Ленинградский Союз художников сформировал 40 бригад, преимущественно из художников-декораторов и театральных оформителей, которые были направлены на маскировочные работы - благодаря их труду из поля зрения немецкой авиации исчезали аэродромы, архитектурные сооружения, объекты стратегического значения. 

Еще одним фронтовым заданием ленинградским художникам стала упаковка экспонатов Государственного Эрмитажа и Русского музея, предназначенных к эвакуации в глубь страны. К декабрю 1941 года большинство художников, чтобы выжить, перешли на казарменное положение и жили в Союзе художников, в подвалах Эрмитажа, Русского музея, Академии художеств, обустроенных под бомбоубежища. В опустевших после эвакуации экспонатов зданиях Эрмитажа художники продолжали работать — они делали подробные зарисовки залов, включая детали декора, чтобы их можно было восстановить в случае разрушения от бомбежек и артобстрелов. 

Агитация и пропаганда 

Когда город окончательно перешел на военное положение, возникла потребность разъяснять в краткой и доступной форме населению ситуацию и задавать тон настроению в городе и на фронте. 
Лучше всего с этим могла справиться наглядная агитация. Поэтому главным делом большинства ленинградских художников стал выпуск плакатов. 

КАК САТИРА "УБИВАЛА НАПОВАЛ"

Были случаи, когда сатира, выраженная языком графики, выезжала "в командировку" на передовую. Например, в мае 1942 года в одной из частей Ленинградского фронта появился В.Гальба. На огромных кусках марли (3х4 м) он выполнил карикатуры на фашистских лидеров - Гитлера, Геббельса, Геринга и других. Ночью эти полотна были выставлены на переднем крае, и с рассветом гитлеровцы увидели их. Первой реакцией на мастерски исполненные злые карикатуры был смех, однако позднее фашисты решили убрать рисунки, для чего начали стрелять по ним, что было совершенно бесполезно - пули пролетали сквозь ткань, не причиняя вреда изображениям. Дальнейшие попытки убрать карикатуры с передовой делали немецких солдат, бравшихся за это дело, мишенями для снайперов Ленфронта. Современники вспоминали, что, рассказывая об этом, В.Гальба шутил: это был тот самый случай, когда сатира убивала наповал.

С первых дней войны выходили плакаты ленинградского "Боевого карандаша" - они показывали боевые дела армии и флота, рассказывали о героизме жителей города, бичевали паникеров, трусов и предателей. Огромное место в "Боевом карандаше" занимала политическая сатира. Плакаты набирали все большую популярность, и в Союз художников приходили письма с положительными отзывами о творчестве авторов "Боевого карандаша" и просьбами осветить то или иное событие на фронте. 

Ежедневно на Невском проспекте, у Елисеевского магазина и еще по нескольким адресам в городе появлялись плакаты "Окна ТАСС", над изготовлением которых трудился коллектив художников - Моисей Ваксер, Леонид Торич, Елена Мелик-Багдасарова, Василий Селиванов, Николай Игнатьев, Наталья Шапорина, Галина Ашрапян и другие. Тассовцам помогали в работе знаменитый карикатурист Владимир Гальба и Борис Лео. Некоторые тексты к плакатам придумывали Ольга Берггольц, Виссарион Саянов и Борис Тимофеев.

Современники говорили, что эти плакаты разили, как снаряды. С лета 1943 года выходили фронтовые "Окна ТАСС", печатавшиеся на листах меньшего формата - их забрасывали в Партизанский край, где ленинградская сатира поддерживала боевой дух партизан, сражавшихся в псковских и новгородских лесах. 

Плакаты были как агитационными, так и обучающими - рассказывали, как правильно тушить "зажигалки", оказывать первую помощь. Летом 1942 года были очень нужны советы по огородничеству и по употреблению в пищу дикорастущих трав и корней — это также нашло отражение в плакатах.  

Свидетельства эпохи

В блокированном Ленинграде был введен запрет на любую фотосъемку или зарисовку улиц. За его соблюдением следили как органы правопорядка, так и патрули и обычные жители.

ПРОСЬБА ПРАВЛЕНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОГО СОЮЗА ХУДОЖНИКОВ В ГОРИСПОЛКОМ О РАЗРЕШЕНИИ ГРУППЕ ХУДОЖНИКОВ ДЕЛАТЬ ЗАРИСОВКИ НА УЛИЦАХ ГОРОДА

8 января 1942 года. Правление Ленинградского союза советских художников просит вас возбудить ходатайство перед соответствующими организациями о предоставлении группе художников разрешения делать зарисовки Ленинграда в дни Отечественной войны. Указанная группа товарищей работает над картинами, эстампами и рисунками "Ленинград в годы Отечественной войны" и для создания правдивых, полноценных произведений художникам необходимо, помимо зрительного наблюдения, делать натурные зарисовки. Сделанные художниками зарисовки, помимо того, что они необходимы им для создания станковых произведений, будут иметь и большую самостоятельную ценность как непосредственный художественные документальный материал героических незабываемых дней обороны города.

Город находился на военном положении, и такая мера предосторожности была вполне обоснованной: попав к противнику, фотографии и зарисовки могли предоставить исключительно важную информацию о маскировке объектов, расположении кораблей на Неве, местах дислокации артиллерийских и зенитных батарей, а также о том, какой ущерб городу наносили разрывавшиеся на его улицах вражеские бомбы и снаряды. 

Тем не менее, Ленинградский Союз художников считал важным создать летопись блокадной жизни, для чего обратился к городским властям с просьбой предоставить 32 мастерам живописи и графики разрешения делать зарисовки на городских улицах. 

Получив разрешение работать, художники изображали не только отдельные моменты жизни города - они скрупулезно фиксировали раны, нанесенные ему войной. 

Созданный ленинградскими художниками портрет блокадного Ленинграда демонстрировался на многочисленных выставках, проводившихся на фронте и в тылу. В начале января 1944 года такая выставка была организована в одной из частей Ленинградского фронта.

ВЫЕЗДНЫЕ ВЫСТАВКИ О ЛЕНИНГРАДСКОЙ БЛОКАДЕ

С конца 1941 г. по ноябрь 1942 г. в осажденном городе было устроено 5 стационарных и 10 передвижных выставок в частях Красной Армии, в госпиталях, театрах и парках. За 1943 год в Ленинграде было организовано 12 стационарных и 22 передвижные выставки в частях Ленинградского фронта. Это были картины, эскизы, плакаты и графика на тему о Великой Отечественной войне и обороне города на Неве. Выставки вызвали большой интерес в других городах страны, и просьбы организовать выездные экспозиции ленинградских авторов поступали из Москвы, Перми, Казани, Горького, Свердловска. В столице ленинградская выставка открылась 1 октября 1942 г. Она имела большой успех, все представленные на ней работы было решено приобрести в фонд Русского музея.

Спецкорр ЛенТАСС писал о ней: "В Н-ской части открывается выставка работ ленинградского художника А.Ф.Пахомова. Мастер кисти показывает несколько картин, написанных им в дни Отечественной войны. Среди них: "Письмо с фронта", "Вооруженный народ", "На посту МПВО", "Доноры", "За водой", "Очистка города в марте 1942 г" и другие. Выставка познакомит фронтовиков с бытом и трудовым героизмом Ленинграда". 

С мечтой о Победе 

Помогая горожанам преодолевать тяжелые будни блокады, художники, как и все ленинградцы, не переставали мечтать о Победе и верить в нее. До наших дней дошла легенда о неизвестном художнике, который, умирая от голода в первую блокадную зиму, выполнил эскиз медали "За оборону Ленинграда" и даже сделал ее гипсовый оттиск.

Широко известна и история о том, как в январе 1942 года архитектор Александр Никольский, работая в подвалах Эрмитажа, создавал проекты триумфальных арок, которыми Ленинград должен был встретить воинов-победителей. 

"Я твердо верю в скорое снятие осады и начал думать о проекте триумфальных арок для встречи героев - войск, освободивших Ленинград. Специалист должен быть готов всегда — я и готовлюсь, не ожидая понукания извне... Арки, я думаю, правильно проектировать с учетом отсутствия всего: материалов, физической силы у рабочих, а главное — времени", - написал Никольский в те дни в своем дневнике.

Исходя из этой логики, архитектор проектировал временные арки из фанеры и тканей, декорированных под знамена. На одном из рисунков он изобразил на проспекте Стачек в районе Автово высокую арку, увенчанную фигурой красноармейца с винтовкой в руке.

Триумфальные арки для ленинградского Парада Победы, который прошел 8 июля 1945 года, действительно действительно появились. Они были созданы архитекторами и скульпторами города на Неве всего за 24 часа.

Все материалы, посвященные 70-летию освобождения Ленинграда от блокады