7 января 2014, 05:52

Ленинград, 7 января 1944: Православные верующие отмечали Рождество, молясь о победе

ИТАР-ТАСС в рамках проекта "Ленинградская победа-70" рассказывает о 50 последних блокадных днях

ЛЕНИНГРАД, 1944 год. 7 января. /ТАСС/. В праздник Рождества Христова во всех действовавших храмах блокадного Ленинграда были совершены божественные литургии. В годы Великой Отечественной войны священослужители не только молились о воинах, сражающихся за Родину, но и организовали собственный сбор средств в фонд обороны. Патриотическая позиция Русской Православной церкви не только способствовала возвращению людей к вере, но и заставила власти изменить отношение к этому институту и разрешить официально деятельность религиозных учреждений в советском государстве.

Перед Рождеством 1944 года к клиру и верующим жителям города на Неве, Новгородской и Псковской областей обратился митрополит Ленинградский Алексий (Симанский), впоследствии Патриарх Всея Руси Алексий I: "Враги наши свои неудачи думают вознаграждать ограблением беззащитных, уничтожением оставляемых ими городов и селений, истязанием и истреблением многих тысяч русских людей, не пожелавших им покориться; но все это не может отвратить или отдалить занесенный уже над ними меч суда Божия. И скоро этот меч опустится на все преступные головы".

"Мы верим, что новый 1944 год принесет вам избавление от ига злобного фашизма, и великий Новгород, и Псков, и всю землю нашу снова озарит солнце радости бытия и счастья свободы", - говорилось в обращении митрополита.

ХРАМЫ БЛОКАДНОГО ГОРОДА

В блокадном Ленинграде действовали восемь храмов: Николо-Богоявленский Морской собор, ставший в это время Кафедральным, Князь-Владимирский собор, Спасо-Преображенский собор, Троицкая и Коломяжская церкви, а также церкви при кладбищах - Большеохтинском, Волковском, Серафимовском.

Историки свидетельствуют, что на протяжении всей блокады богослужения в ленинградских храмах проходили при большом стечении народа. Причем, обращение к религии и церкви в осажденном городе носило более массовый характер, чем в остальных районах страны.

Церковь и государство

Митрополит Алексий, выступая 8 сентября 1943 года с докладом на Соборе епископов Русской Православной Церкви говорил: "Мы можем отмечать повсюду, а живущие в местах, близких к военным действиям, как, например, в Ленинграде, в особенности, - как усилилась молитва, как умножились жертвы народа через храмы Божии, как возвысился, этот подвиг молитвенный и жертвенный. Тени смерти носятся в воздухе в этом героическом городе-фронте, вести о жертвах войны приходят ежедневно, самые жертвы этой войны часто, постоянно у нас перед глазами". 

Отношение к православию в годы войны изменилось повсеместно - занявшая с первых дней войны патриотическую позицию Русская Православная церковь стала одним из главных мобилизационных центров по борьбе с гитлеровцами. Существенную помощь церкви в сборе средств для нужд фронта не могла не признать советская власть, и это тоже способствовало укреплению позиций РПЦ. В 1942 году впервые за долгое время было разрешено провести ночной крестный ход на Пасху, в 1943 - выборы Патриарха.

В сентябре 1943 года на даче Сталина прошло закрытое совещание с участием Георгия Маленкова, Лаврентия Берии, представителей НКГБ. На нем были решены вопросы об открытии приходов, духовных учебных заведений, выпуске церковных изданий, о выборах Патриарха. Итоги обсуждения были подведены на ночном официальном приеме в Кремле Сталиным и Молотовым митрополитов Сергия (Страгородского), Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича). Тогда же был создан специальный орган - Совет по делам Русской Православной Церкви при правительстве СССР, который возглавил полковник госбезопасности Георгий Карпов.
Репортаж ТАСС об этой встрече был опубликован в печати:

У председателя Совета Народных Комиссаров СССР тов. И.В.Сталина состоялся приём, во время которого имела место беседа с Патриаршим Местоблюстителем Митрополитом Сергием, Ленинградским Митрополитом Алексием и Экзархом Украины Киевским и Галицким Митрополитом Николаем. Во время беседы Митрополит Сергий довел до сведения Председателя Совнаркома, что в руководящих кругах православной церкви имеется намерение в ближайшее время созвать Собор епископов для избрания Патриарха Московского и всея Руси и образования при Патриархе Священного Синода. Глава Правительства тов. И.В. Сталин сочувственно отнесся к этим предположениям и заявил, что со стороны Правительства не будет к этому препятствий. При беседе присутствовал заместитель Председателя Совнаркома СССР тов. В.М.Молотов.
ТАСС

Богослужения в блокадном городе

В блокадном Ленинграде храмы способствовали укреплению духовных сил жителей и защитников города, а также сбору материальных средств в Фонд обороны страны. 
"Храм был, возможно, единственным местом, где человек не чувствовал одиночества и страха смерти среди ужасов блокады”, - рассказал корреспонденту ИТАР-ТАСС протоиерей Богдан (Сойко), нынешний настоятель Николо-Богоявленского Морского собора.

"Людей на службах было достаточно много, приходили все, кто имел силы прийти. Литургия совершалась каждый день: утреннее богослужение начиналось в 8.00, вечернее - в 16.00 и проходило при зашторенных окнах, чтобы не нарушать маскировку. Во все воскресные и праздничные дни в храмах, действовавших в блокадном Ленинграде, совершалась соответствующая литургия. Праздничные рождественские богослужения состоялись в городских храмах и на Рождество 1944 года", - рассказал он. 

Сведений о том, сколько именно ленинградцев посещали богослужения в блокадные дни, не существует. Однако есть многочисленные свидетельства современников о том, как протекала жизнь православных приходов, сохранились и воспоминания об особенностях быта верующих и священнослужителей и данные о том, какие изменения в распорядок богослужений вносила война. Например, литургии не сопровождались колокольным звоном - колокола с большинства городских церквей были сняты еще до войны. Однако необходимые для таинства причащения красное вино и просфоры в храмах были всегда. Вино и немного муки для их выпечки выделялись церкви помесячно.
Обязательными стали специальные молитвы о даровании победы воинству (Красной Армии - прим. ИТАР-ТАСС) и об избавлении томящихся во вражеской неволе - они были включены в чин божественной литургии. Существовал также особый молебен, получивший название "молебен в нашествие супостатов", который исполняли в годы Отечественной войны 1812 года. 
К памяти первой Отечественной войны в те дни обращались нередко, и многие красноармейцы, бывая в Ленинграде, непременно посещали Казанский собор, где на могиле прославленного полководца Михаила Кутузова, давали клятвы на верность Отечеству. 

Первая зима

Первая блокадная зима была временем, когда все без исключения ленинградские священнослужители проводили огромное количество отпеваний и панихид, в церкви подавали целые горы записок о совершении молебнов об упокоении погибших. Совершал отпевания и митрополит Алексий. 
Сами священнослужители получали паек по самой скромной - иждивенческой карточке, и их ряды тоже редели из-за голодных смертей, особенно первой блокадной зимой. Только в Князь-Владимирском соборе в зиму 1941-1942 гг. умерли восемь членов клира. Не пережил голодную зиму келейник митрополита Алексия инок Евлогий.
Однако церковь продолжала свою деятельность, и богослужения продолжались, несмотря на голод, холод и артобстрелы. После войны священнослужители вспоминали, что литургии приходилось подчас проводить в условиях страшного холода в храмах - артобстрелами выбивало стекла, и ледяной ветер выстужал помещение церкви так, что в лампадах замерзало масло.

Церковь в обороне Ленинграда

Не только молитвой сражались с врагом священники города на Неве, разделившие судьбу своей паствы. С первых дней войны многие молодые священнослужители ушли в армию, народное ополчение, на оборонное строительство. Те, кто остался в городе, пополнили ряды бойцов МПВО, выполняли городские общественные работы, оказывали помощь людям. 
"С самого начала войны молодые служащие ушли кто в армию, кто в дружинники, кто на оборонное строительство, — их заменили старики. Оставшиеся в соборе, независимо от возраста, спешно изучали средства противопожарной и противовоздушной обороны и стали руководителями групп из прихожан. Была также организована группа сохранения порядка на случай паники во время богослужения", - писал осенью 1943 года в "Журнале Московской Патриархии" священнослужитель Князь-Владимирского собора, подписавшийся просто - "Ленинградец".

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НАГРАДЫ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЯМ

11 октября 1943 года впервые за все годы советской власти 12 ленинградских священнослужителей были награждены правительственной наградой - медалью "За оборону Ленинграда". Одним из кавалеров этой медали был и митрополит Ленинградский Алексий (Симанский), а вместе с ним были награждены еще 5 клириков Никольского собора.

В обязательном порядке священнослужители участвовали в противовоздушной обороне города. Клирики Никольского собора при каждой бомбежке несли дежурство на крыше храма. Однако этому собору повезло - серьезных повреждений от бомбардировок города он не получил. Дежурные МПВО назначались из числа представителей духовенства и прихожан, они активно участвовали во всех необходимых мероприятиях, тушили зажигательные бомбы. По воспоминаниям современников, в первые месяцы блокады молящиеся уходили в бомбоубежища, когда литургию прерывал сигнал воздушной тревоги, но к 1943 году ленинградцы настолько привыкли к артобстрелам, что многие не уходили на это время в укрытия, что становилось даже поводом для штрафов. "Ленинградец" из Князь-Владимирского собора так писал об этом: "Иногда во время служб раздавались сигналы воздушной тревоги. Сначала молящиеся уходили в оборонные убежища, но потом ухо настолько свыклось с шумной работой тяжелых зениток, с раскатистым гулом отдаленных фугасных разрывов, с дребезжанием стекол, что продолжали стоять как ни в чем не бывало; только дежурные МПВО занимали свои места. Наши нервы оказались крепче, чем предполагали наши враги".

Общественные работы для священников состояли, например, в их участии в деятельности комиссий по расследованию злодеяний гитлеровцев на оккупированных территориях. В составе такой комиссии митрополит Алексий посетил после снятия блокады освобожденные пригороды Ленинграда. Свои впечатления от вида истерзанных войной Пушкина и Петергофа он изложил в статье, напечатанной в 1944 году в "Журнале Московской Патриархии".

В работе Ленинградской городской комиссии участвовал и благочинный церквей Ленинградской области, протоиерей Никольского собора Николай Ломакин.

Активно шла патриотическая работа церкви. Священнослужители вспоминали, что в блокадном Ленинграде "все прихожане… были охвачены искренним и горячим стремлением… делать все возможное и как можно лучше то, что они умеют делать для славы нашей великой Родины, для дела победы".

При храмах существовали объединения людей, помогавших друг другу. В подвале Спасо-Преображенского собора действовало бомбоубежище на 500 человек. Сохранились многочисленные свидетельства о том, как храм помогал замерзавшим в своих домах людям стройматериалами - предоставляя фанеру и картон для защиты от холода жилищ, где были выбиты стекла, делая печи из листов кровельного железа. Помощь оказывалась деньгами, дровами, лампадным маслом, которое использовалось для освещения квартир, свечами и другим необходимым. Однако многие из этих рассказов завершаются скорбным заключением, таким, как это: "Было дано 300 руб., но спасти его не удалось. Он умер". 

 {additional:647:'Митрополит Алексий (Патриарх Алексий I)':'right':'50'}

В некоторых храмах на праздничных и воскресных богослужениях дежурили медицинские сестры, готовые оказывать помощь тем, кто в ней нуждался.

"Гитлеровцы рассчитывали устрашить нас своими бандитскими налетами, сломить нашу волю к сопротивлению, расстроить наши ряды. Добились же они того, что все слои населения сплотились в одно целое для отпора подлому врагу. Некоторые из верующих сначала еще думали, что гитлеровцы уважают веру и церковь, но жестокая бомбардировка города и налет аэропланов в Великую пасхальную ночь пред светлой заутреней, когда пострадал и наш собор, раскрыл всем глаза на истинный лик носителей "нового порядка" в Европе", - писал Ленинградец.

Вдохновитель верующих блокадного Ленинграда

Огромное самообладание, с которым митрополит Ленинградский Алексий переживал страдания и лишения блокадных лет, запомнились многим горожанам. Он постоянно совершал богослужения, ободрял и утешал верующих, нередко его видели, пешком обходящим ленинградские храмы.

Литургию в дни блокады он служил один, без диакона и сам читал поданные прихожанами записки с поминаниями "за здравие" и "за упокой".

Жил митрополит в Николо-Богоявленском Морском соборе. "Сначала это была келья на хорах, а потом, когда владыка ослабел и не мог подниматься так высоко, ему оборудовали комнатку в алтарной части, - рассказывает отец Богдан (Сойко). - Сейчас там располагается комната священнослужителей". Ежевечерне служили молебен святителю Николаю, после чего митрополит обходил собор с иконой, моля, чтобы Угодник сохранил храм и город от разрушения. 

"Ежедневно совершался крестный ход вокруг храма, пока была такая возможность, а когда его участники совсем ослабели от голода, то только внутри собора, - рассказывает отец Богдан. - Крестный ход совершали три человека: митрополит Алексий, псаломщик и сторож. Один из них нес свечу, другой икону Святителя Николая, третий - икону Божией Матери "Неопалимая купина". Оба образа почитались и почитаются как чудотворные.

Сила духа митрополита привлекала в храм верующих, и все, кто имел силы приходить, старались не пропускать службы. Некоторые ленинградцы утверждали также, что на богослужениях в Никольском соборе в 1943 году видели даже представителей командования Ленфронта во главе с маршалом Говоровым. 

По инициативе митрополита Алексия уже с 23 июня 1941 года начался сбор пожертвований от верующих в фонд обороны. Община Никольского собора собрала за годы Великой Отечественной Войны более 4,7 млн рублей, что составило треть всех взносов Ленинградской епархии, и ни один храм Русской Церкви за исключением Елоховского собора в Москве не внес больше.

Церковный фонд обороны

Участие ленинградских верующих в сборе средств в Фонд обороны страны было весьма активным. Хотя конкретная благотворительная деятельность была все еще запрещена, приходы получили возможность перечислять деньги в общие фонды.

 {additional:648:'ИЗ СТАТЬИ МИТРОПОЛИТА АЛЕКСИЯ “ХРИСТИАНСТВО И БОРЬБА С ГИТЛЕРИЗМОМ”,':'left':'50'}

Одним из крупнейших вкладов верующих в оборону страны был сбор средств на строительство танковой колонны имени Дмитрия Донского. Общины Ленинграда перечислили в этот фонд более 2 млн рублей, то есть больше четверти всех собранных по стране денег. На собранные православными верующими средства на Челябинском заводе было построено 40 танков Т-34, которые были переданы Красной Армии в 1944 году.

Зимой 1942-43 г. на студии Ленкинохроники был снят документальный фильм “Сбор ленинградскими верующими средств на танковую колонну имени Димитрия Донского и эскадрилью имени Александра Невского”. Его автор, фронтовой кинодокументалист Н.А. Сотников, вспоминал: "Это был приказ, боевое задание и, как мне намекнули, задание правительственное. Фильм предназначался для показа за рубежом, цели имел пропагандистские, должен был способствовать открытию второго фронта". В качестве консультанта киноленты был приглашен митрополит Алексий. 

При храмах был организован сбор теплых вещей для солдат. Ко дню Красной армии в 1943 г. в госпитали города и войсковые лазареты поступило свыше шестисот полотенец, перевязочный материал и другое имущество.

Праздничные литургии 27 января 1944 года

Освобождение города от вражеской блокады верующие отмечали торжественно и празднично, вспоминали современники.

С благословения митрополита Алексия во всех храмах города 27 января были совершены благодарственные молебны. Традиция поминать жертв блокады сохранилась в церквях города и в последующие годы.

В Николо-Богоявленском Морском соборе поминальная служба по жертвам блокады проводится ежегодно 27 января.

СПБ РИЦ ИТАР-ТАСС выражает благодарность настоятелю Николо-Богоявленского морского собора протоиерею Богдану (Сойко) за помощь в подготовке материала.

Все материалы, посвященные 70-летию освобождения Ленинграда от блокады