8 января 2014, 05:59

Ленинград, 8 января 1944: Торговый флот начал подготовку к навигации

Советские солдаты разгружают баржу с мукой в ладожском порту Осиновец предназначенную  для  блокадного Ленинграда. Лето 1942 г. . Никитин В. «Неизвестная блокада. Ленинград 1941—1944: Фотоальбом»
Советские солдаты разгружают баржу с мукой в ладожском порту Осиновец предназначенную для блокадного Ленинграда. Лето 1942 г.

ИТАР-ТАСС в рамках проекта "Ленинградская победа-70" рассказывает о 50 последних блокадных днях

ЛЕНИНГРАД. 1944 год. 8 января. /ТАСС/. Торговый флот Ленинграда в годы Великой Отечественной войны был переоборудован под военные цели, но морякам и речникам необходимо было выполнять и задачи, связанные с обеспечением нужд города. Даже в самую трудную пору между Ленинградом, Кронштадтом и Ораниенбаумом не прекращалось движение судов, хотя условия для плавания были чрезвычайно тяжелые и опасные. Перевозились войска, боеприпасы, продовольствие. Порт оборонялся, нанося гитлеровцам удары артиллерийским огнем с находившихся в нем военных кораблей и береговых установок.

Подготовка к навигации 1944 года требовала от ленинградских моряков больших усилий по обновлению и ремонту плавсостава — корабли постоянно получали повреждения, и чтобы вернуть их в строй, экипажу иногда приходилось своими силами выполнять сложные работы.

О ходе судоремонта в зимний период корреспондент ЛенТАСС сообщил 8 января 1944 года:

Успешно работают на зимнем судоремонте моряки парохода, где капитаном тов. Фафурин. Экипаж собственными силами произвел ряд сложных работ. В один из рейсов судно получило большую пробоину. Команда с помощью эпроновцев поставила пластырь новой конструкции. Особенно отличились при этом боцман тов. Чилингири и судоплотник тов. Лагунов. Один из отсеков корабля был залит водой. После ликвидации пробоины члены экипажа быстро привели в порядок многочисленное и сложное оборудование.
ЛенТАСС

Несмотря на все трудности работы в военной обстановке, навигация Ленинградского областного пароходства в 1943 году, начавшаяся после прорыва блокады, запомнилась тем, что за лето было освоено 140 км новых путей. Об этом сообщил корр. ЛенТАСС после совещания, на котором в конце декабря подводили итоги года: "Состоявшееся в Тихвине собрание партийно-хозяйственного актива Ленинградского областного пароходства обсудило доклад начальника пароходства тов. Логачова об итогах прошедшей навигации, ходе зимнего судоремонта и задачах навигации будущего года.

Прошедшим летом, сообщил докладчик, освоено 140 километров новых водных путей. На судах произведены значительные перевозки строительных материалов, хлеба, овощей и других грузов. Пароходы, где капитанами тт. Андреев, Фатеев и другие, перевыполнили задания.

Сейчас развернулся зимний судоремонт. Подлинные образцы работы показывают стахановцы судоремонтного пункта, где начальником тов. Смирнов. Они уже досрочно отремонтировали четыре судна вместо двух по плану. Однако в ряде агентств ремонт судов идет неудовлетворительно. На Н-ской судоверфи, например, плохо организован труд, слабо внедряется сдельщина. Об этих недостатках говорили выступавшие в прениях участники собрания. Они указали также на те мероприятия, которые надо провести,чтобы образцово подготовиться к навигации будущего года". 

В своей хронике "Блокада день за днем" ленинградский журналист Абрам Буров рассказал историю о том, как в самом начале января 1944 года моряки, занятые перевозкой войск и грузов в Ораниенбаум, попали в затруднительное положение. Большой конвой из тринадцати тральщиков, двух сетевых заградителей и четырех буксиров с баржами не смог пробиться сквозь плотный лед. Когда рассвело, караван оказался на виду у вражеских артиллеристов. Однако они успели дать по нему только четыре залпа. Ответный огонь нашей береговой артиллерии вынудил батареи противника замолчать. Помогли морякам и балтийские летчики: они окутали корабли дымовой завесой. С наступлением темноты из Кронштадта на выручку нашим судам пришел ледокол. 

Суда по морскому каналу в блокадные дни водил легендарный ледокол "Ермак", построенный в конце XIX века на английской верфи для Российской империи.

Морской порт в годы блокады

К началу Великой Отечественной войны годовой грузооборот Ленинградского торгового порта составлял более 4-х миллионов тонн. Война полностью остановила работу докеров. В период с 1941 по 1945 годы морской порт стал одним из форпостов обороны Ленинграда, хотя портовое хозяйство постоянно получало новые повреждения и разрушения. В годы войны на территорию порта обрушилось более 10 процентов всех бомб и снарядов, упавших на Ленинград.

ИЗ АКТА ГОРОДСКОЙ КОМИССИИ ПО УСТАНОВЛЕНИЮ И РАССЛЕДОВАНИЮ ЗЛОДЕЯНИЙ НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИХ ЗАХВАТЧИКОВ И ИХ СООБЩНИКОВ ОБ УЩЕРБЕ, ПРИЧИНЕННОМ ЛЕНИНГРАДУ ВОЙНОЙ И БЛОКАДОЙ /май 1945 г./

Немецко-фашистские захватчики за весь период блокады систематически обрушивали свою авиацию и огонь своей артиллерии на вокзалы и железнодорожное хозяйство, на Ленинградский торговый порт и речное пароходство, стремились причинить им максимальный ущерб. Огромный ущерб был нанесен техническому флоту Балтийского моря. Врагами затоплено или повреждено 218 землечерпалок, буксиров, плавучих доков, кранов и т. п. Ущерб речного транспорта составляет 88 пароходов, 640 барж и шаланд и 74 судна специального назначения, уничтоженных или поврежденных немецко-фашистскими захватчиками. На территорию торгового порта было сброшено 13920 авиационных бомб и 15700 артиллерийских снарядов. Разрушались стоящие у причалов торговые суда, портовые сооружения и механизмы. Общий ущерб, нанесенный Ленинградскому торговому порту, составил 141 454 850 рублей.

Порт, тем не менее, продолжал работать, снабжая топливом, боеприпасами и продовольствием военные корабли, осуществлял доставку грузов на судах портофлота в Кронштадт и на "малую землю" в районе Ораниенбаума. Через порт переправлялись воинские части и вывозились раненые. Большая группа портовиков во главе с начальником порта Ф. Романовым была направлена на Ладогу для организации работы легендарной Дороги жизни. Многие работники порта были переброшены в Архангельск для обеспечения разгрузки судов, доставлявших боеприпасы, военную технику.

Канонерский остров

С первых дней войны Канонерскому судоремонтному заводу была поставлена задача переоборудования кораблей торгового флота в военные суда. В 1941-45 годах на заводе ремонтировались военные корабли, баржи, катера, транспорты, выпускались фугасные авиабомбы, снаряды и другая военная продукция. Первыми переоборудовались буксир "Ост" и ледокол "Октябрь". "Под покровом ночи буксиры подводили к причалам красивые и нарядные суда, ещё несколько дней назад перевозившие экскурсантов, но вскоре покидавшие заводские причалы уже как суда-солдаты – серого (шарового) цвета, с защитными надстройками и полной боевой выкладкой по бортам в виде стенок из мешков с песком, из-за которых грозно глядели жерла пушек и пулеметов, с защищенными броней радиорубками и капитанскими мостиками и номерами на бортах вместо названий", - писала в своих воспоминаниях секретарь комитета комсомола Канонерского завода Анна Фёдорова.

Уже на третий день войны в устье Невы входили суда, поврежденные в результате бомбёжек немецкой авиацией или подорвавшиеся на минах. Канонерцы прилагали все усилия, чтобы вернуть их в строй. Теплоход "Андрей Жданов" переоборудовался под госпиталь. В ленинградский порт шли суда из Риги, Таллина, Лиепаи с эвакуировавшимися заводами и предприятиями, людьми и ранеными. Судоремонтники вместе с портовиками участвовали в погрузочно-разгрузочных работах. 380 канонерцев ушли на фронт, более 200 стали воинами истребительных и партизанских отрядов, свыше 500 влилось в ряды ЛАНО (Ленинградской армии народного ополчения, созданной в июле 1941 года). На их место встали женщины и подростки.

Все население Канонерского острова с первых дней войны готовилось к обороне - люди рыли траншеи и блиндажи, оборудовали наблюдательные пункты. Было очевидно, что фашисты попытаются захватить устье Невы - морские ворота города. Обстановка на Канонерском острове с каждым днем становилась все напряженнее. Фашисты стремились пробиться поближе к морским воротам Ленинграда. Каждый камень острова стал боевым рубежом.

ЭВАКУАЦИЯ РИЖСКОГО ПОРТА

Эвакуация Рижского порта началась 22 июня во второй половине дня. Спустя пять суток поступило распоряжение о выводе флота из Риги, и 27 июня 15 судов Латвийского пароходства и несколько портовых буксиров, сопровождаемые кораблями военно-морского флота, вышли из порта. Фашистские военно-морские силы блокировали Ирбенский пролив на второй день войны, и единственным выходом на Балтику оставался мелководный пролив Моонзунд. В ночь на 30 июня моряки ледокола "Лачплесис" помогли протащить через Моонзунд крейсер "Киров", который шесть раз оказывался на мели. С таким же трудом прошли через пролив и крупные торговые суда Латвийского пароходства. Через две недели после выхода из Риги двадцать судов Латвийского пароходства пришли в Ленинград. В течение 1942-1943 гг. суда Балтийского пароходства перевозили военные грузы в Кронштадт и Ораниенбаум. Вместе с военными моряками и речниками моряки торгового флота работали на Ладоге, доставляя в Ленинград жизненно необходимое продовольствие, материалы.

Зимой 1941 года, самой страшной и холодной за всю историю блокады, кончилось топливо, прекратилась подача электроэнергии. К тому же, возникла угроза проникновения к Канонерскому острову вражеских диверсантов - в Морском канале намерз толстый лед, что позволяло противнику использовать для передвижения по нему не только пехоту, но и артиллерию и даже танки. Командование фронта усилило охрану канала, а в голове дамбы в землянках расположились две резервные роты лыжников. В течение зимы вражеские разведчики и патрули неоднократно пытались проникнутъ на остров по льду, но неизменно отбрасывались назад.

Из рабочих создавались пикеты. Отдельные бойцы и вооруженные отряды канонерцев - мужчины и женщины - круглосуточно патрулировали у берегов канала. Рабочие перешли на казарменное положение, жили в цехах. По ночам они совершали вылазки в Угольную гавань порта, где под огнем рубили мерзлые глыбы угольной крошки и на санках по льду тащили драгоценный груз на завод. 
Для ремонта судов нужна была электроэнергия. Партийный комитет, который возглавлял В. Ф. Вилюгов, принял решение использовать электростанцию турбоэлектрохода "Балтика", стоявшего на ремонте. В короткий срок были введены в эксплуатацию судовые турбогенераторы и два котла паросиловой установки. Когда кончились запасы угля в Угольной гавани и солярка на "Балтике", рабочие собирали в отсеках ремонтируемых судов остатки мазута, очищали его, и дизели продолжали работать.

Восстановление торгового порта

В разгар войны, в сентябре 1943 года, по приказу наркома Морского флота СССР П.П. Ширилова в Ленинград из эвакуации была направлена группа из семи сотрудников Ленморпроекта во главе с начальником отдела портов М.А. Соколовым для осуществления обследовательских, изыскательских и проектных работ по восстановлению и реконструкции Ленинградского морского торгового порта. На основании приказа Наркома N42 от 29.01.1944 г. к середине апреля 1944 года было завершено полное перебазирование Ленморпроекта из Куйбышева.

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЫБОПРОМЫШЛЕННЫЙ ТРЕСТ "ЛЕНРЫБА"

(1937 - 1957 гг.)
Образован приказом Наркомата пищевой промышленности СССР от 1 октября 1937 г., с 1939 г. в подчинении Наркомата (с 1946 г. Министерства) рыбной промышленности СССР. Ликвидирован постановлением Ленсовнархоза от 21 июня 1957 г. в связи с организацией Управления рыбной промышленности Ленсовнархоза.

Со всей остротой встала проблема восстановления инфраструктуры порта. Ленинградские заводы ежедневно направляли на работы до пятисот человек, воинские части присылали подразделения солдат и грузовые машины. В 1944 году Ленинградский морской торговый порт после снятия блокады был частично восстановлен, что позволило в конце года принять первые иностранные суда с хозяйственными грузами. Вскоре после полной победы Ленинградский порт снова стал одним из лучших в стране.

Рыболовство в блокадном городе

Промышленное рыболовство в Ленинграде в 1941-42 годах, было прекращено из-за отсутствия рыболовецкого флота, корабли которого были мобилизованы для нужд обороны города, а личный состав торговых кораблей ушел на фронт. Тем не менее, заготовки рыбы продолжались.

Уже в декабре 1941 года трест "Ленрыба" приступил к подледному лову. Из-за опасности обстрелов рыбаков обмундировали как разведчиков – в белые маскхалаты. В воспоминаниях ленинградцев, переживших блокаду, встречаются упоминания о том, как выловленная первой блокадной весной корюшка использовалась в пищу, ее перемалывали и делали фарш.

С июля 1943 года для улучшения снабжения рабочих и служащих на предприятиях Ленинграда начали создаваться отделы рабочего снабжения (ОРС). К концу 1943 года в городе действовало около 30 таких отделов. ОРСы занимались, в том числе, рыбозаготовками. В конце 1943 года ЛенТАСС сообщал о выполнении годового плана самозаготовок рыбы:

Передовые ОРСы прифронтового пароходства выполнили годовой план вылова рыбы. Первым завершил выполнение годового задания ОРС, возглавляемый тов.Козловым. Работникам ОРСа выловлено 16,2 тонны леща, судака и сига. Успешно справился с годовой программой ОРС, где начальником тов. Северов, добывший 15,8 тонн рыбы. Оба ОРСа произвели засолку выловленной рыбы. Речники этих пристаней обеспечили себя дополнительным питанием на зиму и на первый период навигации. Лов рыбы продолжается.
ЛенТАСС

Уже в конце 1943 — начале 1944 года появилась возможность заняться подготовкой кадров, писал ЛенТАСС: "Заканчивается комплектование курсов работников промысловой флотилии для рыболовецких колхозов и предприятий треста "Ленрыба". К весенней путине на курсах будет подготовлено до 50 квалифицированных судоводителей и мотористов. На местных рыбообрабатывающих заводах организованы кружки по повышению квалификации засольщиков, коптильщиков рыбных товаров, бондарей и т.д".

Все материалы, посвященные 70-летию освобождения Ленинграда от блокады