ЛЕНИНГРАД. 1944 год. 8 января. /ТАСС/. Торговый флот Ленинграда в годы Великой Отечественной войны был переоборудован под военные цели, но морякам и речникам необходимо было выполнять и задачи, связанные с обеспечением нужд города. Даже в самую трудную пору между Ленинградом, Кронштадтом и Ораниенбаумом не прекращалось движение судов, хотя условия для плавания были чрезвычайно тяжелые и опасные. Перевозились войска, боеприпасы, продовольствие. Порт оборонялся, нанося гитлеровцам удары артиллерийским огнем с находившихся в нем военных кораблей и береговых установок.
Подготовка к навигации 1944 года требовала от ленинградских моряков больших усилий по обновлению и ремонту плавсостава — корабли постоянно получали повреждения, и чтобы вернуть их в строй, экипажу иногда приходилось своими силами выполнять сложные работы.
О ходе судоремонта в зимний период корреспондент ЛенТАСС сообщил 8 января 1944 года:
Несмотря на все трудности работы в военной обстановке, навигация Ленинградского областного пароходства в 1943 году, начавшаяся после прорыва блокады, запомнилась тем, что за лето было освоено 140 км новых путей. Об этом сообщил корр. ЛенТАСС после совещания, на котором в конце декабря подводили итоги года: "Состоявшееся в Тихвине собрание партийно-хозяйственного актива Ленинградского областного пароходства обсудило доклад начальника пароходства тов. Логачова об итогах прошедшей навигации, ходе зимнего судоремонта и задачах навигации будущего года.
Прошедшим летом, сообщил докладчик, освоено 140 километров новых водных путей. На судах произведены значительные перевозки строительных материалов, хлеба, овощей и других грузов. Пароходы, где капитанами тт. Андреев, Фатеев и другие, перевыполнили задания.
Сейчас развернулся зимний судоремонт. Подлинные образцы работы показывают стахановцы судоремонтного пункта, где начальником тов. Смирнов. Они уже досрочно отремонтировали четыре судна вместо двух по плану. Однако в ряде агентств ремонт судов идет неудовлетворительно. На Н-ской судоверфи, например, плохо организован труд, слабо внедряется сдельщина. Об этих недостатках говорили выступавшие в прениях участники собрания. Они указали также на те мероприятия, которые надо провести,чтобы образцово подготовиться к навигации будущего года".
В своей хронике "Блокада день за днем" ленинградский журналист Абрам Буров рассказал историю о том, как в самом начале января 1944 года моряки, занятые перевозкой войск и грузов в Ораниенбаум, попали в затруднительное положение. Большой конвой из тринадцати тральщиков, двух сетевых заградителей и четырех буксиров с баржами не смог пробиться сквозь плотный лед. Когда рассвело, караван оказался на виду у вражеских артиллеристов. Однако они успели дать по нему только четыре залпа. Ответный огонь нашей береговой артиллерии вынудил батареи противника замолчать. Помогли морякам и балтийские летчики: они окутали корабли дымовой завесой. С наступлением темноты из Кронштадта на выручку нашим судам пришел ледокол.
Суда по морскому каналу в блокадные дни водил легендарный ледокол "Ермак", построенный в конце XIX века на английской верфи для Российской империи.
Морской порт в годы блокады
К началу Великой Отечественной войны годовой грузооборот Ленинградского торгового порта составлял более 4-х миллионов тонн. Война полностью остановила работу докеров. В период с 1941 по 1945 годы морской порт стал одним из форпостов обороны Ленинграда, хотя портовое хозяйство постоянно получало новые повреждения и разрушения. В годы войны на территорию порта обрушилось более 10 процентов всех бомб и снарядов, упавших на Ленинград.
Порт, тем не менее, продолжал работать, снабжая топливом, боеприпасами и продовольствием военные корабли, осуществлял доставку грузов на судах портофлота в Кронштадт и на "малую землю" в районе Ораниенбаума. Через порт переправлялись воинские части и вывозились раненые. Большая группа портовиков во главе с начальником порта Ф. Романовым была направлена на Ладогу для организации работы легендарной Дороги жизни. Многие работники порта были переброшены в Архангельск для обеспечения разгрузки судов, доставлявших боеприпасы, военную технику.
Канонерский остров
С первых дней войны Канонерскому судоремонтному заводу была поставлена задача переоборудования кораблей торгового флота в военные суда. В 1941-45 годах на заводе ремонтировались военные корабли, баржи, катера, транспорты, выпускались фугасные авиабомбы, снаряды и другая военная продукция. Первыми переоборудовались буксир "Ост" и ледокол "Октябрь". "Под покровом ночи буксиры подводили к причалам красивые и нарядные суда, ещё несколько дней назад перевозившие экскурсантов, но вскоре покидавшие заводские причалы уже как суда-солдаты – серого (шарового) цвета, с защитными надстройками и полной боевой выкладкой по бортам в виде стенок из мешков с песком, из-за которых грозно глядели жерла пушек и пулеметов, с защищенными броней радиорубками и капитанскими мостиками и номерами на бортах вместо названий", - писала в своих воспоминаниях секретарь комитета комсомола Канонерского завода Анна Фёдорова.
Уже на третий день войны в устье Невы входили суда, поврежденные в результате бомбёжек немецкой авиацией или подорвавшиеся на минах. Канонерцы прилагали все усилия, чтобы вернуть их в строй. Теплоход "Андрей Жданов" переоборудовался под госпиталь. В ленинградский порт шли суда из Риги, Таллина, Лиепаи с эвакуировавшимися заводами и предприятиями, людьми и ранеными. Судоремонтники вместе с портовиками участвовали в погрузочно-разгрузочных работах. 380 канонерцев ушли на фронт, более 200 стали воинами истребительных и партизанских отрядов, свыше 500 влилось в ряды ЛАНО (Ленинградской армии народного ополчения, созданной в июле 1941 года). На их место встали женщины и подростки.
Все население Канонерского острова с первых дней войны готовилось к обороне - люди рыли траншеи и блиндажи, оборудовали наблюдательные пункты. Было очевидно, что фашисты попытаются захватить устье Невы - морские ворота города. Обстановка на Канонерском острове с каждым днем становилась все напряженнее. Фашисты стремились пробиться поближе к морским воротам Ленинграда. Каждый камень острова стал боевым рубежом.
Зимой 1941 года, самой страшной и холодной за всю историю блокады, кончилось топливо, прекратилась подача электроэнергии. К тому же, возникла угроза проникновения к Канонерскому острову вражеских диверсантов - в Морском канале намерз толстый лед, что позволяло противнику использовать для передвижения по нему не только пехоту, но и артиллерию и даже танки. Командование фронта усилило охрану канала, а в голове дамбы в землянках расположились две резервные роты лыжников. В течение зимы вражеские разведчики и патрули неоднократно пытались проникнутъ на остров по льду, но неизменно отбрасывались назад.
Из рабочих создавались пикеты. Отдельные бойцы и вооруженные отряды канонерцев - мужчины и женщины - круглосуточно патрулировали у берегов канала. Рабочие перешли на казарменное положение, жили в цехах. По ночам они совершали вылазки в Угольную гавань порта, где под огнем рубили мерзлые глыбы угольной крошки и на санках по льду тащили драгоценный груз на завод.
Для ремонта судов нужна была электроэнергия. Партийный комитет, который возглавлял В. Ф. Вилюгов, принял решение использовать электростанцию турбоэлектрохода "Балтика", стоявшего на ремонте. В короткий срок были введены в эксплуатацию судовые турбогенераторы и два котла паросиловой установки. Когда кончились запасы угля в Угольной гавани и солярка на "Балтике", рабочие собирали в отсеках ремонтируемых судов остатки мазута, очищали его, и дизели продолжали работать.
Восстановление торгового порта
В разгар войны, в сентябре 1943 года, по приказу наркома Морского флота СССР П.П. Ширилова в Ленинград из эвакуации была направлена группа из семи сотрудников Ленморпроекта во главе с начальником отдела портов М.А. Соколовым для осуществления обследовательских, изыскательских и проектных работ по восстановлению и реконструкции Ленинградского морского торгового порта. На основании приказа Наркома N42 от 29.01.1944 г. к середине апреля 1944 года было завершено полное перебазирование Ленморпроекта из Куйбышева.
Со всей остротой встала проблема восстановления инфраструктуры порта. Ленинградские заводы ежедневно направляли на работы до пятисот человек, воинские части присылали подразделения солдат и грузовые машины. В 1944 году Ленинградский морской торговый порт после снятия блокады был частично восстановлен, что позволило в конце года принять первые иностранные суда с хозяйственными грузами. Вскоре после полной победы Ленинградский порт снова стал одним из лучших в стране.
Рыболовство в блокадном городе
Промышленное рыболовство в Ленинграде в 1941-42 годах, было прекращено из-за отсутствия рыболовецкого флота, корабли которого были мобилизованы для нужд обороны города, а личный состав торговых кораблей ушел на фронт. Тем не менее, заготовки рыбы продолжались.
Уже в декабре 1941 года трест "Ленрыба" приступил к подледному лову. Из-за опасности обстрелов рыбаков обмундировали как разведчиков – в белые маскхалаты. В воспоминаниях ленинградцев, переживших блокаду, встречаются упоминания о том, как выловленная первой блокадной весной корюшка использовалась в пищу, ее перемалывали и делали фарш.
С июля 1943 года для улучшения снабжения рабочих и служащих на предприятиях Ленинграда начали создаваться отделы рабочего снабжения (ОРС). К концу 1943 года в городе действовало около 30 таких отделов. ОРСы занимались, в том числе, рыбозаготовками. В конце 1943 года ЛенТАСС сообщал о выполнении годового плана самозаготовок рыбы:
Передовые ОРСы прифронтового пароходства выполнили годовой план вылова рыбы. Первым завершил выполнение годового задания ОРС, возглавляемый тов.Козловым. Работникам ОРСа выловлено 16,2 тонны леща, судака и сига. Успешно справился с годовой программой ОРС, где начальником тов. Северов, добывший 15,8 тонн рыбы. Оба ОРСа произвели засолку выловленной рыбы. Речники этих пристаней обеспечили себя дополнительным питанием на зиму и на первый период навигации. Лов рыбы продолжается.
Уже в конце 1943 — начале 1944 года появилась возможность заняться подготовкой кадров, писал ЛенТАСС: "Заканчивается комплектование курсов работников промысловой флотилии для рыболовецких колхозов и предприятий треста "Ленрыба". К весенней путине на курсах будет подготовлено до 50 квалифицированных судоводителей и мотористов. На местных рыбообрабатывающих заводах организованы кружки по повышению квалификации засольщиков, коптильщиков рыбных товаров, бондарей и т.д".
Все материалы, посвященные 70-летию освобождения Ленинграда от блокады