ЛЕНИНГРАД, 1944 год, 11 января. /ТАСС/. Немецкое командование рассматривало Ленинградскую область как депрессивный район. Здесь не планировалось развивать промышленность и вести активную хозяйственную деятельность. Следствием этого стало массовое истребление мирных жителей на оккупированных территориях.
После освобождения районов Ленинградской области советскими войсками в январе 1944 года граждане СССР узнали о чудовищных злодеяниях, совершенных гитлеровцами. В этом регионе, который до войны считался самым крупным на территории Северо-Запада, во время оккупации численность населения сократилась на две трети. Женщины, старики и дети погибали от истощения и непосильного труда на захватчиков. В оккупированных районах были замучены и убиты 172 тысячи человек. Практически полностью было разрушено 20 городов и 3135 сел, деревень и других населенных пунктов.
“Ненавистью к захватчикам горят сердца русских людей. Великим воодушевлением охвачены народные мстители. Сбываются слова о том, что недалек день освобождения ленинградской земли. И ленинградские партизаны с беззаветным мужеством ведут ожесточенный бой в тылу врага, помогая наступающим частям Ленинградского и Волховского фронтов очищать родную землю от гитлеровских мерзавцев”, - так охарактеризовал реакцию народа на известия о трагедиях сотен ленинградских, псковских и новгородских деревень корреспондент ЛенТАСС в январские дни 1944 года.
Война без правил
Планируя войну с СССР, фашистское командование предполагало не только военные действия против армии, но и истребление мирного населения, в отношении которого Гитлер высказывался крайне жестоко и категорично. Вторгаясь на советские территории, вермахт сознательно отказывался от соблюдения каких бы то ни было норм международного права и правил ведения войны в отношении мирного населения. Прямым следствием этой политики стали огромные жертвы среди жителей оккупированных областей.
Не избежала этой участи и Ленинградская область, оккупация которой продолжалась дольше, чем в других районах СССР - с августа-сентября 1941 года до начала лета 1944.
Документы свидетельствуют, что если в отношении южных районов СССР - Украины, юга России и Кавказа - немцы имели экономические планы, предусматривавшие превращение этих территорий в поставщиков сырья и продовольствия для Германии, то Северо-Запад, как и вся так называемая “лесная зона” от Архангельской области до Горьковской рассматривался как депрессивный регион. Немцы знали, что накануне войны основная масса населения Ленинградской области проживала в сельской местности, а сельское хозяйство было развито недостаточно высоко, в том числе в результате коллективизации, поэтому в рекомендациях, которые немецкие экономисты из группы “Ольденбург” в мае 1941 года готовили для руководителей Рейха, развития промышленности, как и иной активной хозяйственной деятельности здесь не предполагалось. “Немецкий интерес в сохранении производительной силы этих областей отсутствует”, - говорилось в рекомендациях. Там же весьма определенно говорилось о судьбе жителей: “Десятки миллионов людей окажутся в этих областях лишними, им придется умереть или переселиться в Сибирь”.
Рассчитывая в начале войны на скорое взятие Москвы и Ленинграда, немецкое командование попросту предполагало единовременно ограбить и разорить территорию Ленинградской области. На этом основании гитлеровцы не планировали вводить здесь гражданское управление, как на Украине или в комиссариате “Остланд”, объединявшем территории Белоруссии и Прибалтики.
В оккупации
Однако после неудачи блицкрига немцы оказались перед необходимостью поддерживать хозяйственную жизнь на захваченных территориях Ленинградской области. С марта 1942 года здесь появились деревенские старосты и градоначальники из числа коллаборационистов, а немного позднее - начальники волостей и земств. В их задачи входила отправка населения области на работы в Германию, которая первоначально производилась на добровольной основе, а затем стала принудительной и с применением насилия, вплоть до расстрела тех, кто отказывался уезжать. За время оккупации в 1941-44 гг на работы в Германию из Ленинградской области было угнано 404 230 человек.
Тем, кто остался на родине, также приходилось очень нелегко: население оккупированных районов было мобилизовано на выполнение работ по обеспечению нужд гитлеровской армии. Это был тяжелый физический труд, требовавший большого напряжения - в основном строительные и погрузо-разгрузочные работы. Тысячи людей, в том числе женщины и подростки, были заняты на строительстве объектов инфраструктуры - вокзалов и платформ, мостов, дорог и аэродромов, валке леса и заготовке дров, очистных работах. Руками мирного населения в оккупированных районах Ленобласти было перестроено около 6 тысяч км железных дорог с советского на немецкий стандарт, восстановлено 6700 км ширококолейных дорог и 500 км узкоколейных. Десятки тысяч человек были обязаны исполнять гужевую повинность по перевозке грузов и продовольствия для немецкой армии; делать это люди должны были на своих телегах и лошадях. Женщин обязали производить бытовое обслуживание солдат вермахта.
При этом оккупанты регулярно изымали у населения скот, продовольствие и лен “в интересах Германии”, нередко оставляя людей без средств к существованию.
Картину разграбления одной из деревень на ленинградской земле передал спецкорр ЛенТАСС из города Тихвина:
Жертвы среди мирного населения
Комиссии по расследованию злодеяний немецких оккупационных войск в Ленинградской области, работавшие сразу после освобождения этих районов в 1944 году, определили, что за период оккупации гитлеровцами были убиты - расстреляны, повешены, заживо сожжены и умерщвлены иными способами 172 тысячи мирных жителей, в том числе женщин, стариков и детей.
Точно оценить количество людей, погибших за это время от голода, тяжелого физического труда, а также покончивших жизнь самоубийством из-за тягот жизни в оккупации, по мнению историков, не представляется возможным.
“В своих злодеяниях немецкие изверги не проводят грани между женщинами и мужчинами, взрослыми и детьми”, - говорится в одном из заключений.
Террор в отношении населения захваченных территорий был обычной практикой гитлеровцев, особенно в тех местах, где было активное партизанское движение. Людей брали в заложники, расстреливали для того, чтобы запугать остальных, жестокие меры принимались к тем, в отношении кого появлялись хотя бы малейшие подозрения в участии в партизанских отрядах или в помощи им.
Среди истребленных мирных жителей было свыше 7,5 тысячи евреев. Факты уничтожения евреев имели место почти в 50 населенных пунктах области, их расстреливали группами, семьями и поодиночке. На территории поселка Пески (современная Псковская область) располагался концлагерь, где содержались военнопленные и гражданские лица, главным образом евреи. Представителей еврейского населения с осени 1941 года обязали носить желтые пятиконечные звезды на левой стороне груди. С конца 1941 года производились массовые расстрелы евреев, имущество которых забирали немцы. На псковской земле производились также казни евреев и цыган, которых доставляли сюда из Эстонии, Чехословакии и Франции. Массовые убийства осуществлялись двумя зондеркомандами СС, вошедшими на территорию области вместе с частями вермахта, а также командами прибалтийских, прежде всего эстонских, карателей. В некоторых источниках содержатся данные о том, что немцы предполагали также, что в случае захвата Ленинграда для действий на его территории будет переброшена дивизия СС “Мертвая голова”.
Свидетельства о злодеяниях оккупантов чаще всего поступали от партизан. Сообщали о них и летчики, которые видели во время полетов захваченную врагом территорию. В статье “Факты чудовищного варварства”, опубликованной в газете “На страже Родины”, рассказывалось, как "немецкие изверги сжигают деревни Ленинградской области, грабят города, угоняют население в рабство":
"Под нами живописное озеро Долгое. Раньше на берегах этого озера находились многочисленные богатые деревни Ленинградской области. Теперь огромное черное облако плотной стеной встает перед нами. Внизу горит деревня… Характерные огненные квадраты горящих изб и надворных построек. Пусто на деревенской улице, никто не тушит пожара. Ясно: население угнано на германскую каторгу, пустая деревня подожжена гитлеровскими факельщиками. С гневом мы наблюдали за этой картиной чудовищного варварства. Поднявшись чуть выше, мы увидели, что горит не одна деревня. С горечью мы насчитали двенадцать подожжённых немцами деревень".
Газеты писали и о совершенно чудовищных фактах, таких как казнь в Пушкине группы советских детей, отказавшихся сказать гитлеровцам, где партизаны.
За период оккупации районов Ленинградской области с осени 1941 года по лето 1944 гитлеровцы почти полностью разрушили 20 городов и 3135 сел, деревень и других населенных пунктов, 90% всех промышленных предприятий, 70% колхозных сельскохозяйственных машин и инвентаря, 60% колхозных помещений для содержания скота, птицы и размещения техники, похитили 43% поголовья скота.
Все материалы, посвященные 70-летию освобождения Ленинграда от блокады