12 января 2014, 08:07

Ленинград, 12 января 1944: Подготовка к решающему наступлению на Ораниенбаумском плацдарме

ИТАР-ТАСС в рамках проекта "Ленинградская победа-70" рассказывает о 50 последних блокадных днях

ЛЕНИНГРАД, 1944 год. 12 января. /ТАСС/. Защитники Ленинграда в январе 1944 года готовились к решающему наступлению, которое должно было окончательно освободить город от блокады. Согласно плану операции "Нева-2", наступление планировалось начать с Ораниенбаумского плацдарма. Этот небольшой участок земли, находясь в двойном кольце блокады в течение 29 месяцев, не только прикрывал подступы к Ленинграду со стороны Финского залива, но и отвлекал значительные силы гитлеровцев, создавая благоприятные условия для действий Балтийского флота.

Подготовка к наступлению велась с начала декабря 1943 года. По фарватерам, пробитым в торосистом льду Финского залива, по ночам шла переброска частей и вооружений 2-й ударной армии. За четыре недели декабря корабли Балтфлота доставили на Ораниенбаумский плацдарм почти 53 тысяч военнослужащих, 2300 единиц техники, 214 танков и бронемашин, 4 тысяч лошадей, 700 орудий и минометов, более 700 вагонов боеприпасов и различных грузов. Дополнительно по ледовой дороге Горская-Кронштадт, которую называли также "малой Дорогой жизни" в Ораниенбаум доставили свыше 1700 тонн воинских грузов. Благодаря соблюдению режима строжайшей секретности и тщательной маскировке переброска прошла без потерь и осталась незамеченной противником.

Второй ударной армии предстояло мощным ударом прорвать оборону противника, окружить и уничтожить его Петергофско-Стрельнинскую группировку.

Наши войска, наступающие из района Пулково, соединились с войсками, наступающими южнее Ораниенбаума. Этой встрече предшествовал смелый рейд наших двух подвижных танковых групп, перерезавших последние пути отхода окруженных немецких войск. Большая группа танков под командованием товарища Волкова вышла из Красного Села по шоссе на Ропшу. Танки с ходу врезались в стоящие колонны и обозы противника, уничтожая его огнем орудий. Десантники, находящиеся на броне танков, в упор расстреливали из автоматов метавшихся в панике гитлеровцев. Танкисты Волкова в одном из поселков встретились с подвижной танковой группой Осоцкого, шедшей из района южнее Ораниенбаума, и тем самым закрыли горловину, через которую удирали разгромленные немецкие части.
Военный корреспондент ЛенТАСС о ходе наступления 2-й ударной армии. Январь 1944 года

29 месяцев длилась героическая оборона Ораниенбаумского плацдарма. Историки сравнивали героизм защитников этого пятачка на побережье Финского залива с беспримерным мужеством воинов Брестской крепости.

Приморский плацдарм протяженностью 65 км по берегу залива и глубиной 20-25 км по границе Керново – река Воронка – Порожки – Старый Петергоф образовался в ходе боев за Ленинград в конце лета – начале осени 1941 года. Здесь 7 сентября войска 8-й армии совместно со 2-й и 5-й бригадами морской пехоты, поддерживаемые огнем береговой и корабельной артиллерии Балтфлота, остановили наступление гитлеровских войск, продвигавшихся к Ленинграду. Окончательно Ораниенбаумский плацдарм сформировался 23 сентября. В октябре 1941 года здесь была создана Приморская оперативная группа с укрепленной линией обороны, которая, не отступив ни на шаг в течение двух с половиной лет, угрожала левому флангу фашистов и защищала подступы к Ленинграду и Кронштадту.

ПАМЯТЬ О ГЕРОЯХ

Защитники Ораниенбаумского плацдарма проявили подлинное мужество и героизм, отражая атаки противника. 27 участников его обороны были удостоены звания Героев Советского Союза. Память об этом подвиге хранят 19 братских могил и 6 мемориалов на территории современного Ломоносова, в которых похоронены более 10 тысяч солдат. В 1981 году город Ломоносов /в прошлом – Ораниенбаум/ был награжден орденом Отечественной войны первой степени.

Захват этого участка балтийского побережья позволил бы гитлеровцам полностью парализовать движение кораблей Балтфлота и лишить оборону Ленинграда мощных фортов, сделав положение города практически безнадежным и полностью изменив картину на морском театре военных действий. Это отразилось бы не только на ходе битвы за город на Неве, но и на других фронтах, в том числе в Европе, поэтому немцы не прекращали попыток ликвидировать плацдарм.

В начале сентября 1941 года на Ораниенбаумском плацдарме побывал Георгий Жуков, принявший командование Ленинградским фронтом. На одном из заседаний Военного совета Ленфронта Жуков подчеркнул, что Ораниенбаум "нельзя сдавать врагу ни при каких обстоятельствах". Именно такой приказ был отдан командованием фронта 8-й армии, защищавшей плацдарм.

Ораниенбаумский плацдарм был не только военным укрепрайоном. Кроме воинских соединений, береговых фортов и аэродромов фронтовой авиации, на этом пятачке находились железная дорога, порт, колхозы, работали предприятия, в том числе хлебозавод и рыбозавод, действовали школы, госпитали, детские дома, другие учреждения, выходила газета "Вперед". Ораниенбаумская артель "Швейник" шила обмундирование и маскхалаты для армии, артель "Ораниенкооп" изготавливала металлические маскировочные сети. 

Жителям Ораниенбаума приходилось трудиться в невероятно тяжелых условиях – город, как и весь плацдарм, постоянно обстреливался артиллерией и авиацией противника. Как и в Ленинграде, осада вызвала серьезные трудности с продовольствием, а хлебные нормы в Ораниенбауме в январе 1942 года были еще ниже ленинградских – всего 100 граммов на человека в день. Это привело к резкому росту смертности, и в 1942 году в результате массовой гибели и эвакуации людей в городе, население которого до войны составляло около 30 тысяч, осталось всего 2 тысячи жителей. Среди них было несколько сотен детей школьного и дошкольного возраста. Кладбище в Красной Слободе, где в братских могилах хоронили погибших защитников и жителей Ораниенбаума, называют "Малой Пискаревкой". /В 1973 году здесь был открыт мемориальный комплекс/.

С радостью узнал я, что наши колхозники по-прежнему продолжают честно трудиться на маленьком клочке советской земли, который проклятые фрицы сковали железным кольцом. Они хотели поработить и взять в рабство всех трудящихся нашего района. Но им это не удалось и не удастся
Газета "Вперед". 1943 год
Из письма фронтовика, бывшего председателя колхоза "Прямой путь" П.Карелина

В 1943 году жизнь на Ораниенбаумском плацдарме постепенно восстанавливалась, норма выдачи хлеба рабочим составляла 800 граммов в день.

В сентябре 1943 года колхозы, расположенные на Ораниенбаумском плацдарме, уже оказывали помощь освобожденным от врага районам Ленобласти. Осенние субботники трудящихся Ораниенбаумского плацдарма были временем заготовки грибов для продовольственных резервов, и в местной прессе сообщалось, что железнодорожники собрали за день более 180 кг. Всего осенью 1943 года было заготовлено более тонны грибов.

Также активно шла подготовка к весеннему севу. Сотрудники коммунальной сферы Ораниенбаума прилагали усилия к восстановлению нормальной работы городского хозяйства, и по итогам 1943 года Ораниенбаумский Горводопровод занял одно из передовых мест среди аналогичных предприятий Ленобласти, а затем получил третью премию по итогам республиканского соревнования – 10 тысяч рублей. Кроме того, проводились товарно-денежные лотереи в помощь фронту, активно шел сбор средств на постройку танковой колонны "Ленинградский колхозник".

Малой Дорогой жизни называли ледовую трассу, соединявшую Ораниенбаум с Кронштадтом и поселками на противоположном берегу Финского залива – Лисьим Носом и Красной Горкой. Одна из этих дорог проходила вдоль линии северных фортов Кронштадта, вторая – вдоль южной. Дорога круглосуточно охранялась постами специальной ледово-дорожной службы, а ее обслуживанием занимался специальный гидрографический отряд.

Позднее по льду залива была проложена и третья трасса, шедшая от Шепелевского моряка к островам Лавенсаари, Сескар и Гогланд. Все три трассы были объектом постоянных бомбежек гитлеровской авиации и артиллерийских обстрелов, однако перевозки не прекращались.

Зимой 1941-42 гг. по "малой Дороге жизни" прошли свыше 40 тысяч машин, перевезено более 200 тысяч человек. Защитники Ораниенбаумского плацдарма получили 29 танков и бронемашин, 66 аэросаней, 350 тракторов, 134 артиллерийских орудия. В осажденный Ленинград по этой трассе доставили более 1,5 тыс. тонн муки и других продуктов из продовольственных запасов Балтфлота, а также 40 тыс. литров бензина и 6,7 тыс. мазута и другого топлива.

Зимой 1942-43 гг. по ледовым трассам через Финский залив было совершено около 350 тысяч рейсов автомашин, которые перевезли более 270 тысяч человек личного состава армии и 1270 артиллерийских орудий.

   

Отстаивая Ораниенбаумский плацдарм, его защитники сохранили также одну из уникальных жемчужин архитектуры – дворцово-парковый комплекс, основанный в начале XVIII века для князя А.Д.Меншикова и служивший до самой Октябрьской революции загородной резиденцией российской императорской семьи. Великолепные ансамбли Большого дворца, Китайского дворца, парки, внесенные в наши дни в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, благодаря героической обороне Ораниенбаума не были захвачены немцами. Это единственный из пригородных дворцовых комплексов в пригородах северной столицы, который не разрушен в годы войны и дошел до наших дней в том виде, в каком был построен триста лет назад.

"Мобилизационный план" по сохранению культурных ценностей Ораниенбаумских дворцов был введен в действие уже на второй день войны – дворцы и парки были закрыты, экспонаты начали готовить к эвакуации, а помещения – к консервации, укрывались в землю скульптуры, украшавшие парки. Полы и залы роскошных дворцов были засыпаны песком, окна и двери забиты деревянными щитами, а плафоны, картины, мебель, настенные стеклярусные панно из Китайского дворца, фарфор и другие произведения декоративно-прикладного искусства были вывезены на баржах в Ленинград, где вместе с экспонатами других пригородных дворцов-музеев были спрятаны в огромном хранилище в подвале Исаакиевского собора.

Все материалы, посвященные 70-летию освобождения Ленинграда от блокады