16 января 2014, 04:04

Ленинград, 16 января 1944: Горожане проводят досуг в кинотеатрах

На Невском проспекте у кинотеатра «Художественный» в блокадном Ленинграде. 1941 г.. Никитин В. «Неизвестная блокада. Ленинград 1941—1944: Фотоальбом»
На Невском проспекте у кинотеатра «Художественный» в блокадном Ленинграде. 1941 г.

ИТАР-ТАСС в рамках проекта "Ленинградская победа-70" рассказывает о 50 последних блокадных днях

ЛЕНИНГРАД. 1944 год. 16 января. /ТАСС/. Кинотеатры в блокадном Ленинграде демонстрировали художественные фильмы и документальную хронику, которая была для горожан своеобразным выпуском новостей. Киножурналы рассказывали о событиях в других регионах и о насущных проблемах, которые встают перед Ленинградом и всей страной. Кино пользовалось большой популярностью у горожан, несмотря на блокаду, но качество обслуживания в учреждениях культуры порой вызывало нарекания со стороны взыскательной ленинградской публики.

16 января 1944 года ЛенТАСС проанонсировал выход январского номера Ленинградского киножурнала:

Ленинградская объединенная студия кинохроники выпустила первый январский номер киножурнала. В киножурнале засняты: вручение переходящего Красного знамени заводу-победителю во Всесоюзном соревновании, красноармейская чайная на переднем крае, жизнь маленьких ленинградцев в интернатах Урала, новогодняя елка во Дворце пионеров. На пленке запечатлены также кадры: "Из боевого задания"(о морских летчиках), "Вклад зенитчиков Балтики" и другие
ЛенТАСС

Работа киностудий

Ленфильм в сентябре 1941 года был эвакуирован в Алма-Ату, однако с первых дней войны киностудия активно работала над выпуском кинопродукции, призывавшей на борьбу с врагом. 14 июля 1941 г. вышел первый советский военный короткометражный фильм "Подруги, на фронт!" режиссера В. В. Эйсмонта.

На Ленфильме в первые месяцы войны были сняты киноплакаты "Подруги, на фронт!" (реж.В.В. Эйсмонт) и "Чапаев с нами" (реж. В.М.Петров), сюжеты для боевых киносборников. После эвакуации в Алма-Ату киностудия вошла в состав ЦОКС. Здесь был закончен фильм о блокадном Ленинграде "Непобедимые" (1943, реж.С.А.Герасимов и М.К.Калатозов).

В 1942-1944 работники Ленфильма на ЦОКС принимали участие в создании фильмов "Актриса" (1943, реж.Л.З.Трауберг), "Она защищает Родину" (1943, реж. Ф.М.Эрмлер), "Фронт" (1943, реж братья Васильевы). После снятия блокады и возвращения студии в Ленинград были созданы фильмы "Морской батальон" (реж. А.И.Минкин, А.М.Файнциммер), "Великий перелом" (реж.Ф.М.Эрмлер) и "Небесный тихоход" (реж. С.А.Тимошенко), вышедшие на экран в 1946 году.

ЛЕННАУЧФИЛЬМ

Киностудия создана в феврале 1933 года под названием Кинофабрика N1 "Техфильм" для создания учебно-просветительских фильмов, посвященных, в первую очередь развитию техники и производства. С 1942 года она стала именоваться Ленинградской Объединенной киностудией научно-технических и хроникально-документальных фильмов. В годы блокады студия продолжала работать в Ленинграде. На улицах осажденного города, на фронтовых позициях, на боевых кораблях и в воздухе проводили съемки кинооператоры А. Климов, Б. Синицын, Н. Долгов, А. Пресняков, В. Гребнев, А. Братуха, А. Романенко, А. Ерин и другие. Здесь же работали кинооператоры студии документальных фильмов, которая на время войны перенесла свои мощности на базу объединенной киностудии.

В блокадном Ленинграде остались работать только кинодокументалисты. На протяжении всей блокады продолжала работать Объединенная киностудия научно-технических и хроникально-документальных фильмов("Леннаучфильм"). Одной из задач студии кинохроники была производившаяся по инициативе отдела охраны памятников и по специальному разрешению городских властей документальная киносъемка сносимых районов, улиц и отдельных зданий Ленинграда.

Ленинградские операторы снимали хронику жизни осажденного города – как выпекают хлеб, тушат пожары в результате попадания снарядов в дома, как замерзают прямо на улицах люди, как несут в ведерках воду из Невы. Они готовили киносюжеты о действиях войск, защищавших Ленинград, а также ездили в командировки в другие регионы.

Проявка киноматериалов круглосуточно шла в цехе обработки пленки и здесь же, в Ленинграде, фильмы монтировались и оперативно выходили на экраны кинотеатров. В первую блокадную зиму кинотеатры не работали, поэтому киновыпуски могли увидеть лишь руководители, рабочие на фабриках и заводах. Но уже весной 1942 года открылась "Аврора", а затем и другие  кинотеатры, и блокадную хронику показывали уже там для всех жителей Ленинграда.

СТУДИЯ ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ФИЛЬМОВ

Одна из крупнейших документальных студий страны. Основана в 1918 в составе Петроградского кинокомитета, затем Отдел хроники при кинофабрике "Севзапкино". В 1932 преобразована в Ленинградскую студию кинохроники (на базе Ленинградской кинофабрики "Союзкино"). С 1968 - Ленинградская студия документальных фильмов. Многие кинофильмы СДФ удостоены призов Всесоюзных и Международных кинофестивалей (МКФ), отмечены Гос. премиями СССР и РСФСР. В разные годы на студии работали известные режиссеры Р. Л. Кармен, Е. Ю. Учитель, Л. С. Черенцов, С. Д. Аранович, П. С. Коган, Л. И. Станукинас, И. П. Калинина, М. С. Литвяков, А. Н. Сокуров, Н. В. Обухович и др. Работы студии представляют особую ленинградскую (петербургскую) школу в отечественной кинодокументалистике. СДФ участвует в организации ежегодного МКФ "Послание к человеку".
Студия ежегодно выпускает около 40 фильмов, а также киножурналы, рекламные фильмы и др. Среди фильмов: «Ленинград в борьбе» (1942), «Русский характер» (1957), «Время, которое всегда с нами» (1965), «Взгляните на лицо» (1966), «Девять дней и вся жизнь» (1979), «Мы преодолели», «Строчка зигзагом и ничего больше», «Скоро лето», «Делегаты», «Дмитрий Шостакович. Альтовая соната», «Жертва вечерняя» (все 1987).

"На самой студии на Мельничной улице, как и везде в городе,  не было света и воды. Большинство цехов не работало. Все кинопроцессы осуществлялись вручную. Сотрудники жили прямо на студии на казарменном положении, некоторые с детьми. В студийной столовой было организовано горячее питание. Иногда электричество давала расположенная рядом мельница, а в остальное время барабаны с пленкой крутили вручную. Воду, нужную для проявки, тоже приносили из Невы. Для кинопроизводства и в блокадное время продолжала использоваться передвижная электростанция Лихтваген. Оборудование, занимавшее полностью небольшой грузовик, доставлялось на место съемки и обеспечивало производственный процесс", - рассказала ИТАР-ТАСС Зоя Николаевна Смирнова, проработавшая на студии "Леннаучфильм" 50 лет вначале в должности экспедитора, а затем директора картин (всего с ее участием создан 141 фильм). Зоя Николаевна прожила в блокадном Ленинграде первый год блокады в возрасте 13 лет, а затем была эвакуирована. Об этом периоде своей жизни она написала книгу "Записки блокадной девчонки", изданную небольшим тиражом. События блокадных дней на родной студии она воссоздает по рассказам коллег, которые работали здесь в блокаду.

В конце 1943 года Ленинградская объединенная киностудия выпустила документальный короткометражный фильм "У горняков Заполярья".

"Горняки Воркуты осенью прислали в подарок Ленинграду эшелоны угля, добытого ими сверх плана. В XXVI годовщину Октября в гостях у горняков Заполярья побывала делегация трудящихся города Ленина. Оператор тов. Синицын заснял дружескую встречу ленинградцев с горняками и торжественное заседание 7 ноября, происходившее на 62-й параллели. Засняты также работа горняков в шахтах, соседние оленьи совхозы. Фильм поступит на экраны города в ближайшие дни", - писал ЛенТАСС.

Кинотеатры в блокадном городе

В Ленинграде в блокаду работали около двух десятков кинотеатров, в которых показывали документальные и художественные фильмы. Среди них "Октябрь", "Художественный", "Аврора", "Баррикада", "Форум", "Спартак", "Гигант", "Ударник". Киноленты крутили также в Доме культуры промкооперации, Володарском, ДК имени Ленина и Первой пятилетки.

Кинопоказы почти всегда проходили при полных залах. Ленинградские зрители не оставили привычку ходить в кино и в самые тяжелые времена, даже несмотря на то, что им нередко приходилось прерывать просмотр и уходить в бомбоубежище в случае сигнала воздушной тревоги. Горожане готовы были мириться с трудностями, вызванными военным временем, но бытовые проблемы в культурных учреждениях у них вызывали возмущение. В декабре 1943 года "Ленинградская правда" опубликовала письмо ленинградки А.Корзинкиной с жалобой на кинотеатр "Гигант":

"Кинотеатр "Гигант" - единственный в Красногвардейском районе. Однако у населения он не пользуется популярностью. В огромном зале, рассчитанном на тысячу человек, в иные дни едва насчитаешь 30-40 посетителей. Театр пустует потому, что там нестерпимый холод. Окна заделаны плохо, а по полам беспрепятственно гуляет ветер. Просидеть в таком помещении два часа невозможно. Дирекция театра не утруждает себя организацией показа лучших картин. Как правило, демонстрируются старые фильмы, нередко без начала и конца. 13 декабря шел Киноконцерт к 25-летию РККА. Понять что-либо было невозможно: звук рассеивался, кадры прыгали, экран поминутно темнел. Даром потрачены время, деньги".

Через несколько дней после этого "Ленправда" подготовила собственную статью о ситуации в городских кинотеатрах. "Ленинград располагает сейчас всеми условиями для того, чтобы показать широким массам все лучшие фильмы, которые выпускаются в стране. В городе работает достаточно кинотеатров, большинство из них хорошо оборудованы. Естественно, что сегодня ленинградцы вправе требовать, чтобы кинотеатр был подлинно культурным учреждением, внимательным к запросам своих посетителей", - писала газета.

"Ленинград всегда отличался образцовой работой своих кинотеатров и культурным обслуживанием зрителей. Сегодня, более чем когда-либо, следует напомнить об этом. Нынешние посетители приходят в кинотеатр нередко прямо из цеха или воинской части, им должны быть созданы все условия для культурного отдыха", - заключил автор статьи.

Кинопоказы в Ленобласти

В Ленинградской области кино демонстрировали с помощью киноустановок и передвижек. По мере освобождения территории, география кинопоказов расширялась. В конце декабря 1943 года корреспондент ЛенТАСС передавал из Тихвина:

"В Лычковском районе до последнего времени работала только одна кинопередвижка для демонстрирования немых фильмов. Недавно в Лычкове оборудована звуковая установка. Теперь во всех освобожденных от немецко-фашистских захватчиков районах Ленинградской области - Демянском, Молвотицком, Маловишерском и Лычковском - имеются звуковые стационарные киноустановки и передвижки. В Демянске за последние месяцы проведено более 100 киносеансов, обслужено 15 тысяч человек. В Лычковском районе проведено 90 сеансов. 4.200 человек просмотрели немые варианты фильмов "Парень из нашего города", "Машенька", "Сталинград", "Партизаны в степях Украины" и другие".

Репертуар кинотеатров

В кинотеатрах помимо хроники зрителям предлагалось посмотреть художественные фильмы, среди которых были и отечественные, и зарубежные. В начале 1944 года наибольшей популярностью пользовались "Жди меня", "Свинарка и пастух", "Новые похождения Швейка", британская музыкальная комедия "Джордж из Динки-джаза".

В начале войны репертуар был совсем иной, отвечающий ситуации. Кинотеатр "Аврора" с первых дней войны показывала фильмы на антифашистскую тему, выпущенные в 1938-1939 годах - "Семья Оппенгейм" по роману Леона Фейхтвангера, "Профессор Мамлок", "Болотные солдаты".

ЕФИМ УЧИТЕЛЬ

Ефим Юльевич Учитель(1913-1988, Ленинград) - режиссер, сценарист и оператор документального кино, народный артист СССР (1976). Окончил операторское отделение Ленинградского института киноинженеров (1935). С 1935 работал на Ленинградской студии кинохроники. Снял 50 кинофильмов, а также сюжеты для киножурналов, выпуски кинохроники. В годы Великой Отечественной войны - фронтовой кинооператор. Тема Ленинграда - ведущая в творчестве Учителя.
Перед войной, в 1940 году, вышли два документальных фильма Учителя — "Эстонская земля" и "Линия Маннергейма" (режиссёр Валерий Соловцов). Потом началась Великая Отечественная война, работа фронтового оператора. В 1942 году в соавторстве с Романом Карменом, Николаем Комаревцевым и Валерием Соловцовым был создан фильм "Ленинград в борьбе". Это был первый полнометражный фильм, в котором Ефим Учитель выступил в качестве не только оператора, но и режиссёра-постановщика. За создание фильма "Ленинград в борьбе" его создатели были удостоены в 1943 году Сталинской премии первой степени. В годы войны фронтовой оператор Ефим Учитель снимал героическую оборону Ленинграда. В 1944 году он снял документальный фильм "Прорыв блокады Ленинграда". Фронтовые кинокадры Учителя вошли в документальные фильмы "Берлин", "Парад Победы" (оба — 1945) и др. Фильмы "Ленинград в борьбе" и "Лагерь смерти Клоога" (1944) демонстрировались на Нюрнбергском процессе как обвинительные документы.

Петербургский историк Н.А.Ломагин отмечает в своей книге “Неизвестная блокада”, что эти кинофильмы о нацистской Германии были созданы советскими кинематографистами в целях пропаганды против гитлеровского режима. Они служили иллюстрацией ежедневных газетных известий о кровавом пути гитлеровского режима, показывая голодающих женщин и детей, преследования и расстрелы, тюремный режим, установленный во всех подчиненных фашистской Германии странах.

После подписания пакта о ненападении Молотова - Риббентропа в 1939 году демонстрация этих картин в СССР была приостановлена, а с началом Великой Отечественной войны возобновлена. С марта 1942 года в Ленинграде начался показ полнометражного документального фильма "Разгром немецких войск под Москвой".

Фильм “Ленинград в борьбе” как обвинительная улика

Как обвинительный документ демонстрировался на Нюрнбергском процессе фильм “Ленинград в борьбе”, снятый ленинградскими кинематографистами. В творческий коллектив, работавший над созданием этой ленты, вошли режиссеры Роман Кармен, Николай Комаревцев, Валерий Соловцов, Ефим Учитель.

Лента, как и вся выпускавшаяся в тот период фото- и кинопродукция, прошла серьезную цензуру. Каждый этап работы над этой картиной шел под пристальным контролем городских властей; в обсуждении подготовленного к показу материала в апреле 1942 года участвовали практически все руководители города, которые, как отмечает Н.Ломагин, раскритиковали картину за “сгущение красок” и за то, что “промышленность, энтузиазм трудящихся города Ленина совсем не показана”.

Главы города упрекали кинематографистов в том, что картина “не отражает действительного положения вещей” и на этом основании не может быть выпущена на экраны. Вместе с тем, простые ленинградцы, пережившие блокаду, оценили правдивость и объективность этого фильма. Например, почетный гражданин города Михаил Бобров в беседе с корреспондентом ИТАР-ТАСС назвал картину “Ленинград в борьбе” - “самым правдоподобным и честным фильмом о ленинградской блокаде”.

Все материалы, посвященные 70-летию освобождения Ленинграда от блокады