ЛЕНИНГРАД. 1944 год. 20 января. /ТАСС/. Весть об освобождении Новгорода 20 января 1944 года была особенно радостно встречена в Ленинграде. Эта новость для жителей города на Неве означала освобождение оккупированных районов Ленинградской области, одним из важнейших центров которой был в то время Новгород. Также успешное наступление бойцов Волховского фронта предвещало их скорое соединение с солдатами Ленинградского фронта для полного освобождения города на Неве от вражеской блокады.
"Войска Волховского фронта, перейдя в наступление на Новгородском направлении, форсировали реку ВОЛХОВ и верховья озера ИЛЬМЕНЬ и, прорвав сильно укрепленную долговременную оборону немцев, сегодня, 20 января, в результате умелого обходного маневра штурмом овладели важным хозяйственно-политическим центром страны — городом НОВГОРОД — крупным узлом коммуникаций и мощным опорным пунктом обороны немцев", - говорилось в приказе Верховного Главнокомандующего, опубликованном на следующий день в газетах.
От Невы - к Волхову
Подготовку к наступательной операции под Новгородом войска Волховского фронта начали еще в сентябре 1943 года - шли усиленные учения на местности, оборудованной под немецкие позиции, с траншеями, проволочными заграждениями немецкого образца и имитацией минных полей. Солдат учили маневрировать в лесах и болотах и преследовать врага в такой местности, прорывать сильно укрепленную оборону противника. Отдельные варианты плана наступления прорабатывались на оперативных командно-штабных играх с комсоставом армий и корпусов. В это время по всему фронту постоянно велась разведка - разведчикам ставили задачи по захвату “контрольных” пленных и уточнения численности немецкой группировки, состояния ее обороны и других важных для наступления сведений. Все данные детальной разведки, в том числе информация об огневых точках на переднем крае и в глубине немецкой обороны наносились на новые карты крупного масштаба, которыми снабдили весь офицерский состав вплоть до командиров рот и батарей.
Свои подготовительные мероприятия проводили инженерные войска, которым в числе прочих задач предстояло построить мост через Волхов для переправы тяжелых танков. Первоначально планировалось соорудить также паромную переправу, но из-за сложных погодных условий - сильных морозов и метелей от этой идеи пришлось отказаться. Мост ценой больших усилий удалось навести, и танки переправились на западный берег Волхова без потерь.
Сосредоточение войск перед наступлением шло в обстановке глубокой секретности, особенно скрытно действовали части, готовившиеся форсировать озеро Ильмень: они вели подготовку вдали от района наступления и были подведены к месту главного удара всего за сутки до начала боевых действий.
Одновременно командование Волховского фронта разработало и провело оперативно-маскировочную операцию на мгинском и чудовском направлениях, чтобы ввести в заблуждение противника и отвлечь его от истинной цели наступления, заставив сконцентрировать крупные резервы на других участках фронта.
Волховский фронт наносил главный удар силами 59-й армии севернее Новгорода в направлении Подберезье-Люболяды. Вся операция фронта строилась на глубину 125—130 км и планировалась во времени на 25—30 дней. Замысел советских генералов состоял в том, чтобы обходным маневром с севера и юга зажать в “клещи” немецкие войска под Новгородом, уничтожить их и освободить город. Ударная группа фронта должна была перерезать все грунтовые и железнодорожные пути, идущие из Новгорода в северо-западном и западном направлениях. Созданная немцами оборонительная полоса в Новгородском укрепленном районе прорывалась в тактически и оперативно важном, и поэтому наиболее уязвимом для противника, месте, а сильно укрепленный Новгород планировалось взять ударом с флангов и тыла.
В дальнейшем войскам Волховского фронта было приказано развивать наступление на псковско-островском направлении.
В ходе шестидневных боев войска Волховского фронта разгромили 8 пехотных и одну танковую дивизию противника. Вместе с немецкими частями под Новгородом были разгромлены соединения 15-й латышской пехотной дивизии СС, 658-й и 659-й эстонские и 256-й литовский батальон, а также много других специальных подразделений разных дивизий.
Обезлюдевший город
Советские военные источники свидетельствуют, что вошедшие в Новгород части Волховского фронта обнаружили город совершенно пустым - к моменту освобождения здесь осталось всего 30 жителей. В 1939 году население Новгорода составляло 40 тыс. человек.
Причиной запустения новгородских улиц был, в первую очередь, угон населения в Германию и Прибалтику на принудительные работы - новгородские историки установили, что массовый угон трудоспособных жителей новгородской земли имел место в ноябре 1943 года, когда свои дома были вынуждены покинуть более 160 тыс. человек, проживавших в Новгороде и в оккупированных районах вокруг него. За отказ выехать на работу в Германию гитлеровцы подвергали людей избиениям и расстрелам. После освобождения новгородских районов Ленобласти были выявлены многочисленные факты жестокого истребления мирного населения, которому подверглись около 15 тыс. мирных жителей и 186 тыс. советских военнопленных в 10 концлагерях.
В результате этих варварских действий Новгородский район совершенно обезлюдел: согласно акту Чрезвычайной госкомиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков, составленному в мае 1944 года, “в Новгородском районе из 80 тысяч граждан после освобождения… зарегистрировано только 900 человек”.
За 28 месяцев пребывания в Новгороде немцы превратили город в развалины: из 2346 жилых домов в городе сохранилось только 40; были разрушены мясо- и хлебокомбинаты, обувная и мебельная фабрики, семь заводов (литейный, механический, судоремонтный, лесопильный, два кирпичных и черепичный), судоверфь, фабрика школьных принадлежностей, железнодорожное депо, ремонтные мастерские Наркомата путей сообщения, выведен из строя водопровод, водонапорная и водонасосная станции, разрушено все электрохозяйство, городская телефонная станция, почта, телеграф и радиоузел. Отступая, гитлеровцы сожгли в Новгороде три больницы, 5 амбулаторий, родильный дом, детскую поликлинику, 5 детских яслей и главный корпус психиатрической больницы. Немецкие солдаты выкапывали даже медный кабель из-под земли, чтобы отправить его в Германию; с этой же целью путем подрыва в городе разрушали новые здания для получения стройматериалов.
За время оккупации Новгородского района было сожжено и разрушено 96 сел и деревень. Из 8849 жилых домов были уничтожены 5630 и частично разрушены 1705. Из колхозов был угнан весь скот, а инвентарь был вывезен вплоть до граблей и деревянных лопат.
Судьба памятников древнерусской культуры
Враг появился на подступах к Новгороду 10 июля 1941 года, и угроза захвата древнего города довольно быстро стала реальной. Однако новгородские власти не сразу приняли решение об эвакуации из города населения, материальных и культурных ценностей, поэтому большую часть сокровищ новгородских музеев и храмов вывезти не успели.
Действия гитлеровских войск, как немецких, так и испанской “голубой дивизии” под командованием генерала Гранде, отличались редким масштабом варварства по отношению к уникальным памятникам мирового значения, сооруженным на земле древнего Новгорода. При этом нельзя сказать, что захватчики не знали, с каким пластом общеевропейской культуры они здесь столкнулись - сохранились свидетельства, что немецкая пропаганда после захвата Новгорода в 1941 году выдвинула лозунг о том, как в руках вермахта оказалась древняя русская крепость, которую не смогли взять монголо-татары.
В ходе расследования случаев вандализма гитлеровцев в Новгороде комиссия установила в том числе тот факт, что по приказу командира 1-й немецкой авиаполевой дивизии генерал-майора фон Вильке с куполов Софийского собора были сняты позолоченные листы, из которых впоследствии делали блюда, бокалы, чайные сервизы, пепельницы и табакерки для личного пользования немецких офицеров и вывоза в Германию в качестве подарков. Бесследно исчез главный купольный крест собора.
Новгородцам удалось спасти от оккупантов уникальную звонницу Новгородского детинца, памятник архитектуры XV-XVIII веков, с пятью колоколами, самый старый из которых был отлит по приказу Бориса Годунова и подарен Духову монастырю. Колокола весом от 100 до 500 пудов были сняты, погружены на баржи и опущены на дно реки Волхов, а два самых крупных зарыли в землю неподалеку от Новгородского Кремля. После освобождения Новгорода в 1944 году колокола были подняты саперами Красной Армии, и в 1948 году звонницу восстановили.
В руины были превращены знаменитые новгородские церкви Спаса на Ковалеве, Успенья на Волотовом поле. Церковь Благовещения на Аркаже XII века с уникальными фресками, была превращена немцами в дот и казарменное помещение, в стенах пробили амбразуры и вбили деревянные перекрытия, разрушив росписи. Такая же судьба постигла храм Спаса Преображения на Ильине - один из лучших образцов новгородской архитектуры XIV века, с росписями работы великого византийца Феофана Грека.
Варварскому разрушению подверглась жемчужина мирового искусства XII века - церковь Спаса-Нередицы со знаменитыми на весь мир фресками, неповторимый памятник византийской и русской живописи.
Серьезно пострадали древние башни Новгородского Кремля: была разрушена верхняя часть северо-восточного угла башни Кокуй, нижний свод Спасской башни, на пяти башнях были уничтожены покрытия, во Владимирской башне пробили свод. Оккупанты разгромили древние здания XV-XVII веков, в которых устроили казармы, солдатские клубы, склады, оружейные мастерские и т.д.
Восстановление памятников Новгорода стало настоящим подвигом советских реставраторов, разработавших технологии по восстановлению древних росписей, фресок и других произведений искусства. Большинство из них пришлось восстанавливать из фрагментов.
Вывоз ценностей
Вывоз культурных ценностей из Новгорода гитлеровцы поставили на поток и даже назначили специального уполномоченного из числа коллаборационистов для руководства этим процессом. В январе 1944 года по приказу командующего 18-й немецкой армией генерал-полковника фон Линдемана к вывозу в Германию был подготовлен знаменитый памятник Тысячелетию России, воздвигнутый в 1862 году по эскизу скульптора Михаила Микешина. Памятник был разобран на части, многие скульптурные изображения разбиты; гитлеровцы успели вывезти из Новгорода решетку и фонари, окружавшие пьедестал.
Осуществить варварский замысел полностью помешало наступление Красной Армии, и части Волховского фронта, вошедшие в Новгород, увидели на Кремлевской площади совершенно голый пьедестал монумента, вокруг которого в беспорядке валялись присыпанные снегом бронзовые фигуры. При реставрации, начавшейся практически сразу после освобождения города, новгородским мастерам пришлось изготовить почти 1,5 тыс деталей взамен похищенных и поврежденных, однако памятник был открыт уже в ноябре 1944 года.
Все материалы, посвященные 70-летию освобождения Ленинграда от блокады