24 января 2014, 04:04

Ленинград, 24 января 1944: Пригородные дворцы в руинах, "Самсон" исчез без следа

ИТАР-ТАСС в рамках проекта "Ленинградская победа-70" рассказывает о 50 последних блокадных днях

ЛЕНИНГРАД. 1944 год. 24 января. /ТАСС/. В этот день 70 лет назад войска Ленинградского фронта поле стремительной атаки овладели городами Пушкин (Царское Село) и Павловск (Слуцк). Несколькими днями ранее они освободили Ораниенбаум, Стрельну и Петергоф, 26 января - Гатчину. Выбив немецких захватчиков, советские военные обнаружили, что в пригородах-дворцах Ленинграда фашисты все, что не смогли вывезти, разломали и уничтожили.

УТРАТЫ ПРИГОРОДНЫХ ДВОРЦОВ-МУЗЕЕВ

В 1951 году цифры культурных потерь были названы в "Акте проверки наличия музейных ценностей пригородных дворцов-музеев". Этот документ составлен комиссией, куда входили сотрудники Центрального хранилища музейных фондов. В Центральном хранилище после войны находились музейные экспонаты, обнаруженные в пригородных дворцах-музеях и возвращенные из Германии. Екатерининский дворец-музей, г. Пушкин (Царское Село): числилось по инвентарным описям — 42172 предмета; за период войны утрачено — 30151 предмет; Александровский дворец г. Пушкин (Царское Село): числилось по инвентарным описям — 30382 предмета; за период войны утрачено — 22628 предметов;
Павловский дворец-музей: числилось по инвентарным описям — 22133 предмета; за период войны утрачено — 8715 предметов; Гатчинский дворец-музей: числилось по инвентарным описям — 54030 предметов; за период войны утрачено — 38152 предмета.

"План разгрузки"

План эвакуации ценностей из расположенных в пригородах Ленинграда бывших императорских резиденций, превращенных в музеи мирового значения, так называемый план разгрузки, был разработан еще в 1936 году. Согласно ему, из музеев Петергофа, Пушкина, Павловска и Гатчины для спасения раритетов от авианалетов предполагалось эвакуировать по тысяче наиболее ценных экспонатов.

Однако в условиях быстрого приближения гитлеровских армий к Ленинграду, нехватки времени, транспорта и рабочих рук вывезти удалось лишь небольшую часть - 63 882 произведения искусства из 180 228 стоявших на учете до войны. Более 116 тыс. музейных предметов из пригородов Ленинграда было разрушено или разграблено.

После вывоза наиболее ценных экспонатов работники музеев, преимущественно женщины, самоотверженно старались укрыть оставшиеся в дворцовых комплексах произведения искусства. Однако большинству из них летом 1941 года казалась невозможной мысль о том, что пригороды Ленинграда будут взяты гитлеровцами, поэтому дворцы готовили к защите от бомбежек и артобстрелов - заклеивали окна, засыпали песком полы из драгоценного паркета, заклеивали тканью и бумагой стенные панно, чтобы их не повредило осколками.

Входя в знаменитые пригородные комплексы в январе 1944 года, бойцы Ленфронта видели страшную картину разрушений и утрат, которые понесли прекраснейшие памятники истории и архитектуры мирового значения. Одними из первых эти впечатления зафиксировали в своих репортажах военные корреспонденты.  

"На пепелищах Петергофа"

Именно с таким названием вышла в ленинградских газетах заметка военного корреспондента ЛенТАСС, который вошел в освобожденный город вместе с солдатами Советской армии:

{article_opinion:1354:'Стремительным натиском наших войск освобожден от немецко-фашистских захватчиков Петергоф – еще недавно красивейший уголок в мире, гордость русского зодчества, любимое место отдыха ленинградцев.

Мы идем по Петергофу вместе с бойцами роты офицера Волтовского. Немецкие дикари, оставляя город, подожгли уцелевшие здания. Вот разгромленный и разрушенный Большой дворец. Сейчас он в огне. Пылает все, что уцелело от разрушения. Горит и Монплезир. Повсюду пепел, развалины. Фашистские варвары все осквернили, разрушили и подожгли. Старинный собор немцы разграбили и испакостили. Храм превращен в отхожее место.
Группа бойцов стоит у аллеи фонтанов. Непревзойденное по красоте место, куда устремлялись тысячи и тысячи экскурсантов со всех концов страны, опустошено. Величественный Самсон распилен и увезен. Вся система фонтанов приведена в негодность. Деревья парка фашистские мерзавцы вырубили… Петергоф превращен в пепел. Сжимая автоматы и винтовки, проходят бойцы мимо разрушенных дворцов.'}

В предвоенный период в собрании управления петергофскими дворцами-музеями и парками числилось около 31 тыс. музейных предметов. Они включены в инвентарные списки, составленные в 1937-1938 годах. В 1940 году в летний сезон Петергоф посетило более 2 млн человек. Сезон 1941 года должен был открыться 22 июня. Однако этот день запомнился совершенно иными событиями. "22 июня Петергоф готовился к традиционному народному гулянью “Белые ночи”. Вместо гулянья в этот день пришлось приступать к выполнению совсем других задач, вставших перед петергофскими сотрудниками в связи с объявлением войны. Надо было предприятие превратить в объект обороны и одновременно с этим спасать ценности дворцов и парков”, - писал в воспоминаниях  М. Ребане, директор объединенных дворцов и парков Петергофа и Ораниенбаума.

По данным, представленным ИТАР-ТАСС дирекцией ГМЗ "Петергоф", до вступления немецких войск из музея было эвакуировано свыше 14 тыс. музейных предметов. Все они, кроме скульптуры, хранились в Новосибирске и Сарапуле. Скульптура была частично размещена в Исаакиевском соборе и Товарной станции Московского вокзала. Другая часть - 55 мраморных статуй и бюстов - захоронена в ящиках в земле на территории Нижнего парка, 28 бронзовых статуй и ваз - в тоннеле Большого каскада.

СУДЬБА “САМСОНА”

Наибольший резонанс после освобождения Петергофа вызвала утрата его главного символа - фонтанной группы “Самсон”, установленной в 1735 году в память о победе русских войск над шведами под Полтавой в 1709 г.
“Самсон” официально признан утратой Петергофа. Было установлено, что скульптура была разрезана на части и вывезена в Германию для переплавки. Историки полагают, что крупная партия бронзовых и свинцовых статуй Петергофа могла быть вывезена в 1943 году, т.к. на немецких фотографиях 1941-42 гг они присутствуют. Однако документов, проливающих свет на судьбу “Самсона”, до сих пор не найдено, поэтому появляется множество версий, в том числе о новогоднем похищении статуи советскими десантниками, но ни одна из них не нашла своего подтверждения. Статуя была воссоздана к 1947 году по архивным фотографиям и документам.

Самые большие и тяжелые статуи: Самсон, раздирающий пасть льву, Тритоны, Нева, Волхов Большого каскада, Тритон из Оранжерейного садика, четыре мальчика-тритона на Марлинском участке - остались на своих местах и были утрачены в годы войны. Их судьба неизвестна. После войны все эвакуированные предметы вернулись и были размещены в Центральном хранилище музейных фондов. Укрытая в Петергофе скульптура также благополучно пережила войну, кроме четырех мраморных бюстов, которые так и остались ненайденными.

Описи 1937-39 гг. свидетельствуют, что до войны в Нижнем парке и Верхнем саду Петергофа находилось 637 скульптур музейного хранения; еще 170 предметов было размещено в Кладовой запасной скульптуры. За период боевых действий и немецкой оккупации было утрачено 454 предмета. Сохранившиеся скульптурные шедевры после войны были отреставрированы и установлены на прежние места. В январе 1948 года в Верхний сад была возвращена вывезенная гитлеровцами в Германию группа “Нептун”.

В период оккупации пострадали все дворцы, входившие в музейный дворцово-парковый комплекс. Большой дворец и дворец Марли были взорваны, остальные дворцы утратили частично или полностью отделку интерьеров.

Была разрушена фонтанная система Петергофа, уничтожена большая часть зеленых насаждений, на территории парков оставались траншеи, воронки от снарядов, часть территории была заминирована.

Разграбленный Пушкин

Не менее тягостную картину увидели несколько дней спустя освободители Пушкина. 24 января военкор ЛенТАСС, вошедший сюда с действующей армией, передавал из знаменитого пригорода:

{article_opinion:1355:'Сейчас еще трудно говорить о том, что натворили немецкие мерзавцы в Пушкине. Зрелище настолько тягостно и разрушения настолько чудовищны, что сразу воспринять их невозможно. Куда ни глянь - всюду развалины и пожарища.

В городе нет ни одного целого дома.  Гитлеровские изуверы сожгли и взорвали все здания.  Улицы перегорожены завалами и проволочными заграждениями. На устройство завалов немцы использовали вековые деревья из дворцового парка.
Памятник Пушкину в лицейском саду исчез. Гениальное творение Растрелли - Екатерининский дворец сожжен. Некоторые звенья растянувшегося на 300 метров здания взорваны. Немногие уцелевшие комнаты немецкая солдатня превратила в уборные. Драгоценная мебель,  зеркала,  картины,  шелк и атлас, покрывавшие стены, вывезены в Германию. Гитлеровцы сняли паркет и отправили его в Берлин. Туда же отправлена облицовка знаменитой, единственной в мире Янтарной комнаты. Александровский дворец, выстроенный великим Гваренги, также не избежал варварского разрушения.'}

Фронтовые корреспонденты газеты “На страже Родины” майор Ф. Самойлов и майор К. Аренин, немало повидавшие за годы войны, были поражены увиденным в Пушкине: "С одной стороны - развалины, умерщвленные, выпотрошенные дома, с другой - склонились срубленные врагом прекрасные деревья парка. Огромный, развороченный, опаленный овраг преграждает путь. Уходя, немцы взорвали плотину, и по черным, обожженным глыбам струится из-под льда вода дворцовых прудов.

Пожилой боец, может быть, один из тех, кто с болью в сердце оставлял после жестоких боев этот город в сентябре 1941 года, город израненный, истерзанный немецкими бомбами и снарядами, но ещёе живой, - с отвращением срывает со столба серую доску с каракулями немецкой надписи "Паркенштрассе".

Немецкие мерзавцы переименовали улицы города по-своему. Здесь появилась Майнцская улица. Дорога, ведущая к Орловским воротам, называлась Кобленцштрассе. Даже Лермонтовскую улицу немцы переименовали в Гусаренштрассе. Бойцы срывают эти вывески. Не зваться "штрассами" пушкинским улицам!

Большой Екатерининский дворец показался им похожим на слепого: “Странны и неправдоподобны пустые глазницы выбитых окон, огромные бреши, сделанные взрывами в стенах. И все-таки нужно войти внутрь дворца, чтобы понять, чтобы почувствовать всю страшную правду совершенного здесь опустошения. Каждая комната этого дворца была жемчужиной искусства. Растрелли, Стасов, Камерон. Всемирно известные архитекторы, скульпторы, живописцы работали над их оформлением. Сейчас кажется, что ты не во дворце, а в конюшне, в хлеву — все загажено, запакощено, изломано, все, что не вывезено в разбойничье логово врага”.

Валяются разбитые на куски стройные позолоченные колонны, ободрана уникальная обивка стен, украден изумительный узорный паркет, похищены картины, изломана мебель... - фиксировали военкоры раны прежде великолепного Царского Села. - И так в каждом зале, в каждой комнате дворца. В одном из залов лежит лежит огромной тушей авиационная бомба, к которой подведены электрические провода. Настигнутый нашими бойцами враг не успел совершить последнего преступления…”  

Потери в Царском Селе

28 месяцев немецкой оккупации стали подлинной трагедией для Царскосельского музейного комплекса. Екатерининский дворец превратился в обгоревшие руины, были частично или полностью разрушены некоторые парковые павильоны, серьезные повреждения получили другие здания комплекса. В парках Царского Села, изрытых траншеями и блиндажами, было разрушено 25 мостов, около 50 плотин, дамб и каскадов.

На спасение ценностей Царского Села у сотрудниц музея (мужчины ушли на фронт с первых дней войны) было всего 83 дня - гитлеровцы вошли в город Пушкин 17 сентября 1941 года. К этому моменту удалось переправить в глубь страны три эшелона экспонатов, среди которых были мебель, вазы, канделябры, фарфор, живопись, книги, чертежи. Сначала ценности были отправлены в Горький и Сарапул, а после бомбежки Горького их переправили в Новосибирск.

ЯНТАРНАЯ КОМНАТА - УТРАЧЕННАЯ И ВОССОЗДАННАЯ

14 октября 1941 года из Екатерининского дворца была вывезена Янтарная комната, которую называли “восьмым чудом света”. “Янтарный кабинет” был преподнесен Петру Великому в 1716 году прусским королем Фридрихом-Вильгельмом I. Диковинка была доставлена в Петербург в разобранном виде в 18 больших и малых ящиках. В Екатерининском дворце Янтарная комната появилась в 1755 году. Интерьер создал Б.Ф.Растрелли по приказу императрицы Елизаветы Петровны. В комнате постоянно проводились небольшие реставрационные работы - их требовала хрупкость материала. Эта же хрупкость стала причиной, по которой Янтарная комната не была вывезена из Екатерининского дворца в первые месяцы войны.
Панно из “солнечного камня” было решено не демонтировать, а законсервировать на месте: оклеить бумагой, затем марлей, обложить ватой и закрыть деревянными щитами. Гитлеровцев из команды “Кунсткомиссион” проблема хрупкости янтаря не остановила, панели были сняты и вывезены в Кенигсбергский замок, где находились до 1944 года. При отступлении немецких войск из Восточной Пруссии Янтарная комната была вновь разобрана, упакована в ящики и вывезена в неизвестном направлении. Поиски этого сокровища не дали результатов до наших дней. В июле 1979 г. по решению Совмина РСФСР были начаты работы по воссозданию Янтарной комнаты, длившиеся 24 года. В год 300-летия Петербурга уникальный интерьер снова открылся для публики. А в 2000 году в Екатерининский дворец вернулись два подлинных предмета из первоначального убранства XVIII века - флорентийская мозаика “Осязание и обоняние” и наборный комод русской работы.

Одновременно шло захоронение парковой скульптуры: статуи с помощью лебедки поднимали с пьедесталов и опускали в вырытые поблизости ямы глубиной 1-2 м, укладывая на подготовленные доски и засыпая слоем песка и слоем земли. Места, где прятали скульптуру, маскировали или засевали травой. Укрыть удалось 34 мраморные статуи и большую коллекцию мраморных бюстов, однако часть из этих скульптурных шедевров не удалось отыскать после войны. В их числе - бронзовая статуя Екатерины II в виде богини Цереры и бронзовые копии с античных мраморных статуй “Ниоба с дочерью” и “Спящая Ариадна”.

Вывоз культурных ценностей из Царского Села производился немцами планомерно и централизованно. Для этих целей командование 18-й армии из группы “Север”, осаждавшей Ленинград, даже выделило осенью 1941 года колонну грузовиков, подвозивших боеприпасы. В обратный рейс в Германию эти машины ушли, груженные произведениями искусства.

В 1942 году по каналам ТАСС была передана информация о расхищении фашистами ценностей Царского Села, составленная на основе показаний немецкого пленного, участвовавшего в этом процессе. Он рассказал, что в Екатерининском дворце "со стен были сняты китайские шелковые обои и золоченые резные украшения": "Наборный пол сложного рисунка увезли в разобранном виде. Из дворца императора Александра вывезены старинная мебель и богатая библиотека в 6-7 тысяч книг на французском языке и свыше 5 тысяч книг и рукописей на русском языке. Среди этих отобранных книг было очень много литературы на французском языке и большое количество произведений греческих и римских классиков, являющихся библиографической редкостью".

Розыск утраченных экспонатов в Царском Селе начали сразу после освобождения - в 1944 году, однако результаты были весьма скромными: более чем из 30 тыс. произведений искусства, утраченных в период оккупации, найти удалось всего 400, причем состояние многих из них было настолько плохим, что не позволяло провести реставрацию. Розыски не прекращены и по сегодняшний день. За последние годы музей получил 15 предметов, добровольно возвращенных лицами, участвовавшими в их вывозе, или членами их семей.

Реставрация памятников Царского Села, разрушенных в годы войны, начавшаяся в 1957 году, продолжается и по сей день, рассказали ИТАР-ТАСС в дирекции Царскосельского музея-заповедника. Восстановление Екатерининского дворца еще не завершено: из 57 залов восстановлено немногим больше половины.

ГРАБЕЖИ ПО УКАЗАНИЮ ИСКУССТВОВЕДА

Команда “Кунсткомиссион”, вывозившая в Германию ценности из дворцов в пригородах Ленинграда, действовала на основании рекомендаций, подготовленных искусствоведами. Отечественные историки называют имя наиболее известного из них - Нильса фон Хольста, ведущего эксперта по вопросам искусства. Он руководил внешними связями берлинских музеев и в этом статусе в 1941 г входил в состав культурной комиссии, работавшей в Москве, Ленинграде и Литве. В 1940 году он обязал руководителей всех немецких музеев собрать для него информацию о хранившихся в советских музеях экспонатах, “которые могли бы с любых точек зрения стать ценным вкладом в немецкую культурную сокровищницу”. В районе действия группы армий “Север” имел хождение особый перечень, подготовленный по указанию Гитлера. В нем содержались данные о 55 объектах с точным указанием их местоположения. Эти предметы гитлеровцам предписывалось забрать из 17 музеев, 17 архивов, шести церквей и одной библиотеки.

Реставрационно-восстановительные работы в Царском Селе можно без преувеличения назвать беспримерными в международной практике. Памятники XVIII - начала XX столетия воссоздаются по авторским чертежам, иконографическим материалам и архивным документам, причем  реставраторам пришлось овладеть  стилистическими и техническими приемами мастеров прошлого в производстве позолотных, камнерезных, лепных и других работ мастеров XVIII–XIX веков, секреты которых открываются вновь на основе документальных источников.

Руины в Павловске

"Мы едем по освобожденной земле и собственными глазами видим кровавые и страшные следы немецких злодеяний, - писал военкор газеты “На страже Родины” из очищенного от фашистов Павловска. - Из-под снега чернеют руины разрушенных домов. Бушует пламя над Павловским дворцом”.

Павловский дворец и парк находились в руках гитлеровцев с 15 сентября 1941 года по 24 января 1944 года. За это время было утрачено 8715 из 22 133 музейных предметов.

"Если Павловский парк пострадал сильнее всего, то Павловский дворец сохранился лучше других… и имеется полная возможность его реставрации, поскольку многие помещения сохранили внутреннюю отделку”, - говорилось в докладе сектора охраны памятников искусства при Управлении по делам искусств Исполкома Ленгорсовета.

“Общий объем потерь в виде каталога утраченных предметов является в какой-то степени условным, - рассказали ИТАР-ТАСС в дирекции ГМЗ “Павловск”. - Утраты во время войны - это и разрушенный дворец с утраченными элементами декора, интерьеров и фасадов, и скульптура из гипса из декоративного оформления интерьеров Египетского вестибюля, Тронного и Греческого залов, кабинета “Фонарик”, и многочисленные рельефы, декоративные карнизы, рамы, зеркала, бронзовые розетки, фурнитура, высокохудожественные двери и наборные паркеты, кованые решетки, живописные плафоны, фрески. Стоит вспомнить о парковых павильонах, мостах, пристанях, скульптуре, лестницах, полностью или частично разрушенных. В Павловском парке площадью 600 га, являющемся памятником садово-паркового искусства, было вырублено около 70 тыс. деревьев, ландшафты парка были изуродованы множеством воронок от бомб и снарядов, окопами и другими оборонительными и фортификационными сооружениями. Практически полностью была уничтожена гидросистема парка”.

Подготовка наиболее ценных экспонатов к вывозу была начата в Павловском дворце уже 22 июня 1943 года, а к 5 июля первая очередь из 655 уникальных предметов была упакована и отправлена в Горький, где ценности были размещены в Строгановской церкви и областном краеведческом музее. В числе этих экспонатов были севрский туалет, умывальный прибор и туалетный сервиз Марии Федоровны, выполненные по рисункам А. Н. Воронихина, фарфор, французские гобелены, бронзовая скульптура, живопись, в том числе работы Г. Рени и Г. Робера, несколько предметов мебели, а также авторские чертежи архитекторов Павловска — Ч. Камерона, Дж. Кваренги, Т. Томона, К. Росси, П. Гонзага.

13 июля в Горький была отправлена вторая партия из 1659 экспонатов Павловского музея, а 20 августа третья очередь из 3168 предметов отправилась в удмуртский город Сарапул, где ее разместили в местном краеведческом музее. Ее отправка уже проходила в сложных условиях - под постоянными артобстрелами и налетами авиации. Отправить четвертую очередь в тыл оказалось уже невозможно: железные дороги были блокированы немецкими войсками, поэтому эта и две последующие партии, включившие в общей сложности 2180 экспонатов, были отправлены в Ленинград, где хранились в подвалах Исаакиевского собора.  

Одновременно с эвакуацией экспонатов во дворце и парке в обстановке глубокой секретности шли работы по укрытию скульптуры и консервации помещений. Античную скульптуру спрятали в дворцовом подвале, засыпали песком и замуровали. Для захоронения парковой скульптуры вырыли специальные ямы со слоем песка на дне. Мраморные статуи опускали в землю в деревянных ящиках, после чего закапывали и покрывали дерном.

После освобождения Павловска в 1944 году начались работы по консервации, а затем и по реставрации памятников. В течение пяти лет шел розыск утраченных ценностей, для чего представители музея неоднократно выезжали в Прибалтику, Кенигсберг, Берлин. Многое удалось найти, например, из Риги была возвращена неготека из 2500 негативов. Иногда удавалось найти лишь фрагменты мебели, которые были включены как составные части воссоздаваемых предметов.

Что спасли в Гатчине

Москва от имени Родины салютовала войскам Ленинградского фронта, которые, развивая наступление, в ночь на 26 января штурмом овладели городом и крупным железнодорожным узлом Гатчина (Красногвардейск), превращенным немцами в крепость с развитой системой долговременных оборонительных сооружений”, - сообщал ТАСС.

“Больше двух лет хозяйничали в этом городе немецкие захватчики. Они разрушили все ценные здания Гатчины, взорвали дворец, уничтожили памятники русской старины”, - писал корреспондент газеты “На страже Родины”.

Сожженный дворец, взорванные мосты и парк, поврежденный многочисленными порубками, обнаружили солдаты Красной армии, вошедшие 26 января в Гатчину. В результате крупного пожара во дворце рухнула кровля, сгорели перекрытия и оконные рамы, погибли все плафоны, паркеты, двери наборной работы, огонь уничтожил значительную часть внутренней отделки. Перечень причиненного ущерба содержал десятки наименований объектов, а те, что уцелели, были в значительной мере повреждены. Саперам пришлось разминировать территорию парков, музейщикам, которые вернулись в Гатчину 31 мая 1944 года, - засыпать траншеи и воронки, расчищать заросшие аллеи и дороги.  

ИЗ ДНЕВНИКА ГЛАВНОГО ХРАНИТЕЛЯ ГАТЧИНСКОГО ДВОРЦА ВЛАДИМИРА МАКАРОВА (1895-1972)

27 мая 1944 года. На этих днях почувствовался большой перелом в отношении к загородным дворцам]. Грабарь привез распоряжение Сталина: "Восстанавливать дворцы". Даны деньги (22 млн). Создана комиссия во главе со Щусевым] (12 чел.). Будет научная часть, в которую, вероятно, буду введен.
Щусев А.В. (1873-1949) - архитектор, академик АН СССР. Участвовал в разработке плана реконструкции Москвы. Лауреат Сталинской премии. Грабарь И.Э. (1871-1960) - живописец, искусствовед, народный художник СССР, академик АН СССР и АХ СССР.

До войны Гатчинский дворец называли пригородным Эрмитажем благодаря богатейшей коллекции, включавшей более 54 тыс. экспонатов. В музее была также научная библиотека с почти 24 тыс. томов книг и журналов, и фототека, включавшая около 13 тыс. фотографий и негативов.

Уже в ночь на 23 июня здесь начали упаковку коллекции ценного оружия. 7 июля 1941 года в тыл отправился первый эшелон, 19-20 июля - второй и третий. Всего в Удмуртию было вывезено более 8 тыс. экспонатов. Четвертую и пятую партию отправили месяц спустя.  К этому времени Гатчина уже подверглась первой бомбежке. С 28 августа по 5 сентября еще несколько партий упакованных экспонатов (почти 3 тыс. предметов) отправили автомашинами в Ленинград.

Одновременно шло захоронение скульптуры в земле и работы по сохранению здания.

В первые годы после освобождения Гатчины было обнаружено около 4 тыс. предметов из коллекции музея. Розыск и возвращение экспонатов Гатчины были начаты сразу после освобождения. Крупнейшей находкой стали 465 картин из коллекции Гатчинского дворца, обнаруженные в Рижском замке в марте 1945 года. Нахождению музейных предметов способствовало и изданное Горсоветом Гатчины 20 июля 1944 года специальное постановление о вознаграждении лиц, указавших местонахождение экспонатов. В июне 1944 года из Пудости была привезена найденная там мебель: из комнат Николая I и главным образом Александра III - столы, шифоньеры, кресла, стулья типа жакоб, из парадных комнат XVIII века - экран Зеленой угловой и консоль из Греческой галереи — всего 107 предметов. Из воинской части были получены мраморные рельефы из Туалетной Марии Федоровны - римские императоры, из клуба Авиабазы - скульптура “Младенец Геркулес” из личных комнат Павла I.

Подготовительные работы к восстановлению дворца начались уже в 1944 году, однако в 1950 году здание дворца было внезапно передано Военно-морскому флоту для размещения здесь военного училища, а затем, в 60-е годы, — ВНИИ “Электронстандарт”. Впервые отреставрированные музейные залы распахнули двери перед посетителями только к 40-летию Победы.

Работы по восстановлению

Восстановление уникальных памятников в пригородах Ленинграда стало настоящим подвигом отечественной школы реставрации, сумевшей воссоздать утраченные роскошные дворцы, скульптуры, парки из руин. Работы по восстановлению планировались еще в период, когда Ленинград находился в блокаде: в 1943 году ученые и архитекторы, изучая старинные чертежи, готовили проекты реставрации.

Советское правительство выделило в марте 1944 года на восстановление Ленинграда 790 млн руб.

Однако в послевоенные годы удалось восстановить далеко не все объекты, пострадавшие от войны. Реставрация многих из них, как и розыск утраченных экспонатов, продолжается и в наши дни.

Санкт-Петербургский Региональный центр ИТАР-ТАСС благодарит пресс-службу Царскосельского музея-заповедника, пресс-службу ГМЗ "Павловск" и ГМЗ "Петергоф" за любезную помощь в подготовке материала.

Все материалы, посвященные 70-летию освобождения Ленинграда от блокады