САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 27 января. /Корр.ИТАР-ТАСС Олег Сердобольский/. О событии, который назвали Днем Победы среди войны, напомнил в понедельник общедоступный концерт в Большом зале Филармонии, где прозвучала Седьмая (Ленинградская) симфония Дмитрия Шостаковича. Ее исполнил Академический филармонический оркестр под управлением народного артиста СССР Александра Дмитриева.
Именно этот коллектив 9 августа 1942 года потряс весь мир блокадной премьерой симфонии, воспевшей героизм защитников Невской твердыни. Исполнение Седьмой на этот раз было приурочено к 70-й годовщине полного снятия блокады Ленинграда. В этот же вечер в Концертном зале Мариинского театра Ленинградская симфония прозвучала под управлением народного артиста России Валерия Гергиева.
Седьмой симфонии Шостаковича выпала особая честь - факт ее исполнения в условиях фашистской осады увековечен мемориальной доской на здании Большого зала Филармонии. Мировая музыка не знает второго такого случая. Сама история подготовки той премьеры под управлением маэстро Карла Элиасберга тоже воспринимается ныне как легендарное событие.
Корреспонденту ИТАР-ТАСС в марте 1975 года довелось взять интервью у Карла Ильича о той незабываемой странице его творческой биографии. "Возвращаясь к тем дням, я думаю: мы потому и пережил блокаду, что каждый занимался вплотную своим делом. Нагрузка была огромная. Но музыка и работа нас спасали", - сказал тогда маэстро, передавший свою дирижерскую палочку и концертный фрак школьному музею "А музы не молчали".
В годы войны нынешний филармонический оркестр назывался Оркестром Ленинградского радиокомитета. В течение блокады музыканты, страдавшие от дистрофии, дали около 240 студийных и филармонических концертов. А для блокадной премьеры Седьмой, где требовался большой оркестр, специальным распоряжением командования были отозваны музыканты с передовой. Это событие имело огромное мобилизующее значение, как ответ на намерение врага штурмовать город. На вопрос "нет ли у вас свидетельств, как на самих немцев действовала ваша музыка?", Карл Ильич вспомнил, как спустя много лет после войны его пригласили в гостиницу "Астория" на прием по случаю прибытия "поезда дружбы" из двух Германий. Дирижеру сказали, что с ним хотят познакомиться два туриста.
"При знакомстве со мной двое мужчин военной выправки встали и щелкнули каблуками. Один из них вынул из кармана блокнот и принялся читать мои программы, которые звучали по радио. "Мы, - сказал он, - сидели на Вороньей горе под Дудергофом". И я моментально понял, что они-то и обстреливали город с Вороньей горы. Этот немец признался, что музыка была единственным светлым лучом среди того ужаса, который они испытали. "Как вы в таких условиях могли создать оркестр?" - спросил он. И все это происходило в той самой "Астории", где был один из дистрофичных стационаров и где мы с женой умирали..." Карл Элиасберг вошел в историю Ленинграда как дирижер, спасавший город музыкой.