ОЛИМПИЙСКИЙ ПЕТЕРБУРГ: Столица в начале XX в славилась борцами, Москва - велосипедистами
В день открытия XXII Игр в Сочи ИТАР-ТАСС рассказывает о том, как начиналось олимпийское движение в России
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 7 февраля /ИТАР-ТАСС/. Во время проведения первых Олимпийских игр современности в Греции в 1896 году российские спортсмены были разобщены, ведь хоть какого-либо организационного центра в государстве просто не существовало. Кроме того, Россия не являлась членом большинства международных спортивных союзов. Все это препятствовало появлению на Играх достойной делегации от России.
Но нельзя сказать, что российских атлетов совсем не знали в Европе. В то время спортивная жизнь в России кипела в немногочисленных кружках, единицы из которых могли похвастаться действительно классными спортсменами; последних и командировали "общества" иногда на международные соревнования за рубеж по своей инициативе.
Проблема усугублялась тем обстоятельством, что российский спорт был "диким" - у разобщенных спортсменов в кружках были разные уклады и традиции. Исключение составляли конькобежный и велосипедный виды спорта — здесь были хорошие мастера. А в легкой атлетике их не было, за исключением разве что Н. Эрница, В. Васильева и так называемых "петербургских англичан" - спортсменов, играющих и популяризирующих английский футбол.
Интересно, что в конце XIX - начале XX вв в Петербурге появились первые высококлассные борцы. Москва, в свою очередь, была "сильна" велосипедистами (Лобанов, Бутылкин, Сафонов, Похильский) и конькобежцами (Пуресев). А в Одессе гремел рекордами велосипедист С. Уточкин.
Конькобежный спорт
На рубеже XIX-XX веков его яркими представителями были Александр Паншин, Алексей Лебедев и молодой, подающий надежды, Николай Панин-Коломенкин.
Все они были членами "Петербургского общества любителей бега на коньках" (Юсупов сад, сейчас - Юсуповский сад) - образцовой спортивной организации, входившей с 1892 года в Международный союз конькобежцев, а последний еще и "Царскосельского кружка велосипедистов".
Панин-Коломенкин, разносторонний спортсмен, увлекся фигурным катанием на катке "Прудки" (на месте нынешнего БКЗ "Октябрьский") еще в 1890 году. Затем будущий олимпийский чемпион стал в конце 1891 г. посетителем Юсупова сада, где оказался под опекой таких знаменитостей спорта, как Паншин и Лебедев.
В 1890 году в Юсуповом саду состоялось международное состязание по конькам, которое было приравнено к мировому первенству (отличился фигурист А.П. Лебедев). Ранее за рубежом блистал конькобежец-скоростник Паншин (чемпион Австрии и Чехии 1888 г., победитель соревнований в Амстердаме в том же году).
Велосипедный спорт
Велогонки, которые стали проводиться на построенных циклодромах в конце восьмидесятых - первой половине девяностых годов девятнадцатого века, привлекли внимание большого числа зрителей. Появились в Санкт-Петербурге и свои герои: М. Дьяков, М. Репинский, П. Соколов-"Орлов", Г. Сандерс, Э. Фолленвейдер (все - "Царскосельский кружок велосипедистов"), А. Целибеев, В. "Чернов"-Шварц (оба - "Петербургское общество велосипедистов-любителей"), А. Фокин, Д. Маршалов и С. Крупский (все - "Общество стрельнинских велосипедистов-любителей"). По составу "царскоселы" считались ведущей спортивной организацией на Севере России. Уже в 1895 году Н. Коломенкин стал тренером у С. Крупского. Вскоре к ним примкнули М. Дьяков и М. Репинский. Таким образом создалась тренировочная группа.
Михаил Дьяков был в то время уже выдающимся гонщиком и, отчасти на его примере, отчасти самостоятельно, я вскоре пришел к твердому выводу, что, помимо всяких наблюдений за состоянием организма и за правильным режимом жизни, главным условием успеха является не что иное, как настойчивая и упорная работа над собой, т.е. тренировка в данном виде спорта и глубоко продуманная тактика на гонках.
Михаил Дьяков выиграл в 1893-95 гг целый ряд гонок в Петербурге и в Москве, в том числе все первенства страны, и установил ряд всероссийских рекордов на разные дистанции. А его выступления в 1896 году на российских аренах (побеждал в гонках на 1,5 версты, 7,5 верст, в гонке на один час с новым мировым рекордом - 37 верст, 338,5 сажень) и на международной арене (чемпион Великобритании и вице-чемпион мира в Копенгагене, Дания), куда он был командирован руководством "царскоселов", сделали его мировой знаменитостью.
Российское представительство в МОК
У истоков современного олимпийского движения стоял француз барон Пьер де Кубертен.
По его инициативе в июне 1894 года в Париже состоялся Учредительный конгресс, на котором делегаты сформировали первый состав Международного олимпийского комитета (МОК), в который вошли представители двенадцати стран. В их числе - петербуржец (многие годы служил в нашем городе) генерал Алексей Дмитриевич Бутовский (1838 – 1917).
Всего же в составе МОКа (до октября 1917 г.) было шестеро россиян: Алексей Дмитриевич Бутовский, князь Сергей Константинович Белосельский-Белозерский (являлся членом МОКа с 1900 по 1908), граф Георгий Иванович Рибопьер (1900-1913), князь Семен Андреевич Трубецкой (1908-1910), князь Лев Владимирович Урусов (1910-1933) и Георгий Александрович Дюперрон (1913-1915).
Конногвардеец Сергей Константинович Белосельский-Белозерский (13.07.1867 - 1951, Лондон) и состоящий в свите при Дворе Семен Андреевич Трубецкой (23.07.1861 - 1923, Бад, Швейцария) ничем себя не проявили и скорее попали в этот список случайно - сыграли роль титулы. Сергей Константинович, правда, вошел в историю, как первый меценат спорта России (безвозмездно предоставлял земли Крестовского острова под спортивные объекты и многие годы патронировал Петербургскую футбол-лигу).
Георгий Рибопьер никогда не бросал своего главного детища - "Петербургское Атлетическое общество". Президенту общества активно помогал Евгений Евгеньевич Тевяшов - вице-президент Общества, его правая рука. Во многом благодаря усилиям последнего и был создан Российский Олимпийский комитет (РОК).
Дипломат, (31.12.1877, С.- Петербург - 08.01.1933, Франция)
На момент избрания в МОК (1910) - первый секретарь миссии России в Софии. До 1933 года являлся представителем в МОК уже несуществующей страны. В силу занятости реального участия в делах международной спортивной организации не принимал. Русский патриот. Запомнился, как автор идеи участия в Олимпийском турнире в Антверпене (1920) эмигрантской русской команды, а также двух русских команд (эмигрантской и молодой Советской республики) на Олимпийских играх 1924 года в Париже. Проекты не встретили поддержки, особенно со стороны официального руководства молодой Советской республики.Тевяшов был большим знатоком истории Олимпийских игр древности. Именно по его инициативе было принято решение (декабрь 1910 г.) об организации Бюро, целью которого стало создание РОКа. Он был активным участником обсуждений и заседаний. В первый состав РОКа он не вошел, но впоследствии стал членом Олимпийского комитета Санкт-Петербурга и России.
В 1908 году на IV ОИ в Лондоне на индивидуальной основе участвовали шесть российских атлетов, поскольку отсутствовал РОК. Первым русским олимпийским чемпионом стал Николай Александрович Панин-Коломенкин. Он выиграл соревнования по фигурному катанию ("специальные фигуры"). Основные же соревнования выиграл швед Ульрих Сальхов.
Как зарождался РОК
Рождался Российский Олимпийский комитет в муках. Российским патриотам хотелось после успехов в Лондоне выступить в Стокгольме (1912) единой командой. Тогда в играх участвовало 178 атлетов из России.
(1854, Царское Село - 18.06.1916, Москва).
Владелец крупных конных заводов. Основал "С.- Петербургское атлетическое общество". Финансировал поездку четырех борцов своего общества на ОИ 1908 г. (по его инициативе классическая борьба была включена в программу соревнований). Его отношения с Кубертеном не сложились. Француза раздражала постоянная занятость русских представителей, их частое отсутствие на ежегодных заседаниях МОК. В 1910 году Георгий Рибопьер - любитель бегов и владелец конных заводов, попросился в отставку, предложив достойную кандидатуру - Георгия Александровича Дюперрона.16 марта 1911 года РОК был основан на собрании представителей русских спортивных обществ в Петербурге, в помещении "Общества спасания на водах", что на Садовой, 50, рядом с Юсуповским садом. Устав был утвержден лишь 17 мая 1912 года.
Почетным председателем стал генерал-адъютант барон Феофил Е. Мейендорф.
Первым председателем РОК стал Вячеслав Срезневский - директор Александринского сиротского женского профессионального училища, действительный статский советник, бессменный руководитель "Петербургского общества любителей бега на коньках".
Ответственным секретарем комитета стал Георгий Дюперрон. Примечательно, что в 1900 году он был единственным представителем российской прессы на играх в Париже. Это был простой библиотекарь, имеющий обширные знания и авторитет в мире спорта.
В первый состав РОКа также вошли: Алексей Лебедев - выпускник петербургского Университета, присяжный поверенный, "дедушка русских фигуристов", первый председатель комитета "Петербургского кружка любителей спорта" (1896), Георгий Рибопьер, Артур Макферсон - купец, маклер фондовой биржи, активный деятель спорта, Александр Ивашенцов - прекрасный стрелок, популяризатор этого вида спорта, Павел Лидваль - легкоатлет, хоккеист, Николай Штиглиц - легкоатлет, врач, журналист, Владимир Песков - доктор медицины, создатель первой в России школы плавания в Шувалово.
Кроме того, в состав комитета вошли Генрих Небе - германский подданный, председатель "Петербургского гимнастического общества", Александр Целибеев - футболист первого состава петербургского "Спорта" в 1897 году и Дмитрий Дмитриевич Маршалов - известный велосипедист, потомственный спортсмен.
Усилиями РОКа весной 1911 года последовало обращение графа Георгия Рибопьера к русским спортивным организациям с призывом участвовать в Олимпийских играх в Стокгольме (1912). С этого и началось шествие российских атлетов на Олимп.
ИТАР-ТАСС благодарит историка спорта Юрия Лукосяка за помощь в подготовке материала.