11 февраля 2014, 10:57

Ученые исследуют колокола, звучание которых запечатлел в своих произведениях Рахманинов

ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД, 11 февраля. /ИТАР-ТАСС/. Малые и средние колокола Софийской звонницы Новгородского кремля, звучание которых русский композитор Сергей Рахманинов запечатлел в своих произведениях, стали объектами исследований ученых. Об этом ИТАР-ТАСС сообщили в Новгородском государственном музее-заповеднике во вторник.

"Среди 13 колоколов XVI-XVII веков в экспозиции Софийской звонницы находятся три из четырех "средних" колоколов, звуки которых Рахманинов использовал в Первой сюите-фантазии для двух фортепиано, - рассказал ИТАР-ТАСС научный сотрудник музея Вячеслав Волхонский. - О них он говорил: "четыре заветных тона, запомнившиеся с детства", которое Сергей Васильевич провел в Новгороде".

Колокола, не звучавшие с 1941 года и ставшие музейными экспонатами, взвесят и обмерят, с оригиналов снимут силиконовые отпечатки, построят 3D-модели, а также запишут звучание.

Самый маленький объект экспозиции весит около 24 кг, самый большой - примерно 320 кг. По словам сотрудников музея, сейчас только в Новгороде сохранился полноценный подбор колоколов XVI века, времени их массового производства.

Для участников исследования - группы клириков Санкт-Петербургской духовной академии и духовной семинарии и научных сотрудников музея-заповедника - нынешний этап работ с колоколами Новгородского кремля второй. Первыми в декабре были исследованы большие колокола, установленные на постаментах Софийской звонницы и молчавшие 60 лет.

По словам Волхонского, к осени 2014 года ученые намерены завершить третью, самую сложную часть исследования - узнать состояние двух гигантских колоколов - Воскресного и Праздничного. У одного из них пробит корпус, а у второго оторваны так называемые "уши" - место крепления. Эта часть пострадала после Великой Отечественной войны, когда колокол вытаскивали из Волхова танком.

"Большинство русских колоколов в ХХ веке было утрачено, и даже если колокол битый, мы рассматриваем его как произведение литейного искусства", - признается Вячеслав Волхонский.

Как сообщили в музее-заповеднике, комплексное исследование новгородских кремлевских колоколов проводится впервые.