САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 14 февраля. /ИТАР-ТАСС/. В пятницу на Олимпиаде в Сочи пройдут решающие заезды скелетонисток. В состав олимпийской сборной России по скелетону входят Елена Никитина, Ольга Потылицина, Мария Орлова, а также мужчины Александр Третьяков, Сергей Чудинов и Никита Трегубов. Старший тренер сборной России по скелетону - Вилли Шнайдер.
Количество олимпийских квот и состав сборной России по скелетону на игры в Сочи определились по итогам седьмого этапа Кубка мира в австрийском Иглсе. В кубковой гонке лучшей из россиянок стала Мария Орлова, занявшая третье место. На Олимпиаде она выступает за Краснодарский край с параллельным зачетом за Санкт-Петербург.
Как ранее сообщал ИТАР-ТАСС, Мария Орлова занимает шестое место после второго заезда олимпийского турнира, прошедшего 13 февраля. Третья и четвертая попытки пройдут 14 февраля.
В этом виде спорта 25-летняя Мария Орлова не так давно — до скелетона она занималась легкой атлетикой. На Олимпиаде она выступает впервые. В сборную России по скелетону Орлова вошла с сезона 2008/2009 года. На международных соревнованиях Мария пока не добивалась призовых мест, но в 2010 году и 2013 году стала серебряным призером Чемпионата России.
"Шансы выиграть у Марии есть. Она неплохо подготовилась, и сейчас у неё хороший психологический настрой", - считает её личный тренер Надежда Орлова.
Мария Орлова родом из Санкт-Петербурга, и здесь она начала спортивную карьеру. Но когда она решила всерьез заняться скелетоном, ей пришлось искать подходящую базу для тренировок — в городе на Неве нет соответствующей трассы, и экипировкой здесь спортсменку тоже не смогли обеспечить, рассказала ИТАР-ТАСС Надежда Орлова. Один только скелетон стоит около 5 тысяч евро, плюс к нему нужны коньки, шлем, специальный костюм.
У спортсмена на соревнованиях один скелетон, запасной не предусмотрен — его необходимо обкатать. В случае повреждения его тотчас же пытаются исправить. По словам Надежды Орловой, сейчас Мария, как и другие спортсмены сборной, оснащены всем необходимым, скелетоны для них настраивает тренер Вилли Шнайдер.
"Салазки" со скоростью 130 км/ч
Притом, что еще в начале XX века в России проходили соревнования по скелетону, этот вид спорта для многих является загадкой. Мало кто может сходу объяснить, что это такое.
Знатоки находят очень простое и понятное сравнение: скелетон больше всего похож на салазки, на которых все катались в детстве - спортсмен лежит на скелетоне лицом вниз, головой вперед и с вытянутыми вдоль тела руками. Но при этом надо учитывать немаловажный аспект: эти "салазки" развивают скорость до 130 км/ч. Профессионалы считают скелетон наиболее опасным в сравнении с бобслеем и санным спортом. Он требует соблюдения жёстких правил.
На соревнованиях перед началом спуска скелетонист ждет сигнала, который означает, что трасса чиста и можно стартовать. Приготовившись, спортсмен разбегается, толкая перед собой скелетон (такой разгон обычно занимает от 25 до 40 метров), а затем запрыгивает в него и занимает правильную позицию. При разгоне сани в скелетоне набирают скорость до 40 км/ч, а затем они могут разогнаться до до 130-140 км/ч.
Для придания саням движения допускается использовать только толкающие усилия спортсмена на старте и силу гравитации. Спортсмен управляет скелетоном, слегка смещая вес своего тела влево или вправо. Ему нужно проехать порядка 1500 м вниз по ледовому желобу. На трассе есть крутые повороты и виражи в форме буквы "S". В конце заезда он замедляет скелетон ногами до полной остановки. Чтобы спортсмены могли остановиться после окончания спуска, за финишной прямой начинается участок подъема.
"В скелетоне большую роль играет разгон, но если ошибиться в пилотировании, то даже хороший старт не поможет", - пояснила Надежда Орлова. По её словам, "погодные условия тоже играют роль, но если у спортсмена хорошая экипировка, то всё будет нормально".
И мужские, и женские соревнования проводятся два дня по два заезда, время каждого из которых рассчитывается с точностью до сотых секунды. Очки и рейтинг присуждаются на основе совокупного времени четырех заездов.
Трассы для скелетона
Для соревнований по скелетону используют те же ледовые трассы, что для бобслея и санного спорта.
Современные санно-бобслейные трассы изготавливаются из бетона, на который искусственным способом намораживается слой льда. Единственное исключение - трасса естественного происхождения в Санкт-Морице (Швейцария). Трассы должны иметь как минимум один прямой участок и один лабиринт (три последовательных поворота без прямых отрезков). Количество виражей должно быть не менее пятнадцати.
По правилам, утвержденным Международной федерацией бобслея и тобоггана (FIBT), новые искусственные комбинированные трассы для бобслея, скелетона и саней должны иметь протяженность 1200-1650 метров, при этом 1200 метров должны иметь уклон вниз. Последние 100-150 метров могут состоять, в зависимости от развиваемой на трассе скорости, из поднимающегося вверх участка с виражами. Максимальный угол подъема этого участка не должен превышать 12%.
Трасса должна иметь элементы различной технической сложности. Элементы, требующие особого внимания к технике вождения, должны располагаться на первом участке трассы, на который приходится две трети всей её протяженности. Трасса должна быть спроектирована таким образом, чтобы после первых 250 метров можно было набирать скорость от 80 до 100 км/ч.
Федерация обозначила также рекомендации относительно местоположения трассы для санного спорта.
"Если возможно, трасса должна находиться на северном склоне и должна быть легко доступна обычными видами транспорта. Ее траектория должна максимально, насколько это возможно, следовать естественному рельефу местности. Чтобы гарантировать оптимальное использование трассы (после Олимпийских зимних игр), очень важно разместить ее вблизи от города или густонаселенных районов", - говорится в правилах.
Федерация указывает также на необходимость "не допускать строительство объектов или выбор мест, которые в последующем будут использоваться мало или не будут использоваться вообще".
До последнего времени в России не было трассы для скелетона, соответствующей требованиям FIBT, поэтому ледовая подготовка российской сборной по бобслею и скелетону велась на латвийской трассе в Сигулде.
Теперь базовым объектом для тренировок сборной будет сочинский трек. Соответствие новой трассы в Сочи мировым стандартам подтвердили международные эксперты.
Еще одним подтверждением служит то, что город Сочи стал столицей Чемпионата мира по бобслею и скелетону, который состоится в 2017 году. Решение было принято на конгрессе Международной федерации бобслея и тобоггана.