13 февраля 2014, 13:25

Историки призывают воздержаться от поспешных выводов о фото пирожных для Смольного

ИТАР-ТАСС/ Алексей Филиппов

Ученые подчеркивают, что любой источник, свидетельствующий о жизни в блокадном Ленинграде, требует тщательного изучения, и выводы можно делать только на основе исследований комплекса материалов

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 13 февраля. /ИТАР-ТАСС/. Историки призывают общественность воздержаться от поспешных выводов, которые делают на основе фотографий ЛенТАСС декабря 1941 года в цехах 2-й Кондитерской фабрики в Ленинграде.

Эту тему в очередной раз недавно поднял депутат законодательного собрания Санкт-Петербурга Борис Вишневский, когда направил письмо министру культуры Владимиру Мединскому с требованием извиниться за то, что 31 января в эфире радиостанции "Эхо Москвы" министр назвал "враньем" данные о выпечке во время блокады Ленинграда пирожных для сотрудников Смольного.

"Вы назвали "враньем" данные, опубликованные писателем Д.А.Граниным, о выпечке во время блокады Ленинграда пирожных — "ромовых баб", - для коммунистического руководства города, и в том числе — для А.А.Жданова", - написал депутат министру, добавив, что "оригиналы соответствующих фотоснимков имеются в петербургском архиве кино- и фотодокументов".

Фотографии могли быть постановочными

В Центральном государственном архиве кинофотодокументов Санкт-Петербурга ИТАР-ТАСС подтвердили, что снимки, на которых изображен процесс выпечки и контроля качества кондитерских изделий имеются, и предъявили эти изображения. Они поступили в архив в 1950-х годах. При этом представители архива подчеркивают, что на этих снимках и в подписях к ним не содержится никаких указаний на то, что эти изделия выпекались для Смольного.

"По этим изображениям можно лишь с уверенностью сказать, что такая продукция выпускалась в момент съемки. Но сказать, для кого она выпекалась, была ли эта продукция подлинной или бутафорской, сейчас сказать невозможно", - сказала в беседе с ИТАР-ТАСС директор архива Оксана Морозан.

Подписи к фотографиям, которые сделал автор снимков - фотокорреспондент ЛенТАСС А.Михайлов, гласят, что снимки сделаны 12 декабря 1941 года и на них изображены "Сотрудники 2-й кондитерской фабрики за осмотром готовой продукции", "Лучший сменный мастер Н-ской (исправлено: 2-й) кондитерской фабрики В.А.Абакумов. Его смена систематически перевыполняет нормы" и "тов. Абакумов проверяет качество выпечки венских изделий".

Директор историко-мемориального музея "Смольный" Николай Третьяков, комментируя по просьбе ИТАР-ТАСС происхождение и содержание этих снимков, предположил, что "такая фотография могла быть постановочной - чтобы показать, что в городе все хорошо, и даже на хлебозаводах выпекают "ромовых баб", такие случаи пропаганды имели место в то время". Директор музея Смольного также напомнил, что есть воспоминания, в которых содержатся свидетельства о жизни руководителей города.

"Все блокадные беды коснулись Смольного"

Сын управляющего делами Ленинградского обкома и горкома ВКП(б) в 1940-1949 гг Филиппа Михеева Валерий Михеев писал в своих воспоминаниях: "До меня доходили слухи, особенно после "ленинградского дела" в 1949 году, о том, что в блокаду руководители города жили очень хорошо, объедались, пьянствовали, а Жданов сидел в бункере, прекрасно питался, пьянствовал и играл на гармошке. Ещё в 1943 году я видел многих партийных и советских руководителей города (Кузнецов, Капустин, Попков и другие) и присутствовал при их разговорах. Мне было 12 лет, и на меня не обращали внимания, но я-то помню. Из рассказов отца и услышанных мною разговоров у меня сложилось твердое впечатление, что слухи, о которых я выше говорил, не имеют под собой никакого основания. Все блокадные беды коснулись Смольного тоже. Конечно, продовольственные пайки у них были лучше, чем у других жителей города, но не намного. Если посмотреть на фотографию отца этого периода, то не возникает сомнения о блокаде и голоде".

По свидетельствам того времени, Жданов следил за тем, чтобы никто в Смольном не получал паек больше, чем положено. В самый сложный период 1941-1942 годов он носил с собой кисет с несколькими сухариками хлеба, входившими в его паёк, и ел их в течение дня. По мнению исследователей, от крупных злоупотреблений чиновников удерживал взаимный контроль, который, без сомнения, имел место.

Историки подчеркивают, что любой источник, свидетельствующий о жизни в блокадном Ленинграде, требует тщательного изучения, и выводы можно делать только на основе исследований комплекса материалов, а не одного снимка.