8 апреля 2014, 13:32

Гроссмейстер Карлсен: если потеряю интерес к шахматам, то сразу закончу играть

AP/ Evan Agostini
По словам чемпиона мира, он не придерживается четкого распорядка дня

ДОЛГОПРУДНЫЙ /Московская обл./, 8 апреля. /Спец. корр. ИТАР-ТАСС Елена Соболь/. Действующий чемпион мира по шахматам норвежец Магнус Карлсен заявил, что прекратит играть в шахматы, если они перестанут быть ему интересны. Об этом он рассказал на встрече со студентами и преподавателями МФТИ.

"Моя мотивация - это сама игра, - сказал Карлсен. - И пока она будет, для меня шахматы будут удовольствием. Если игра перестанет быть интересной, надо будет заняться чем-то другим. Но пока, к счастью, такого не было".

По словам чемпиона мира, он не придерживается четкого распорядка дня. "Каждый день уделяю какое-то внимание шахматам, проработке идей и позиций, - рассказал он. - Голова постоянно над чем-то думает, решает какие-то задачи. Любой шахматист скажет вам то же самое - если ты играешь на серьезном уровне, мозг сам обдумывает какие-то вещи. Снятся ли мне шахматы? Пожалуй, нет, если только в ночных кошмарах. В таких снах я обычно проигрываю, причем практически всем. Очень многим проигрывал во сне. Но когда после трудного шестичасового матча прихожу домой, ложусь спать, то утром после пробуждения полностью забываю о том, что вчера играл - будто перезагружаюсь, и все остается в прошлом".

"У меня нет каких-то устоявшихся примет, - продолжил Карлсен. - Если только хорошо поспать и плотно поесть перед матчем. Нет и такого, чтобы я чего-то опасался - может быть, только если проиграть серьезному сопернику. Один из моих тренеров, Симен Агдестейн, был футболистом. После того как из-за травмы завершил карьеру игрока, он отметил, что это сказалось и на его игре в шахматы. Симен говорил, что у него был спад, не хватало энергии на шахматы. Думаю, если бы и я получил какое-то повреждение, это, наверное, могло бы отвлечь меня от игры. Бывало и такое, что соперники пытались действовать на нервы. Много лет назад играл на каком-то турнире, и мой оппонент уставился на меня и не отводил взгляда. Тогда и я стал смотреть на него, и он быстро опустил глаза".

Не нашли ответа вопросы о любимой стране, кухне, о кинематографе. "Кино? Да нет, у меня не хватает терпения досмотреть фильм до конца, - сказал гроссмейстер. - Да и с супергероями, например, себя никогда не ассоциировал. Любимая актриса? Не знаю". В школе норвежцу нравилась математика, а сложнее всего давались естественные науки. "В школе мне очень нравилась математика. Но постепенно шахматы стали занимать все больше времени. Думаю, математика это один из предметов, который нельзя выучить раз и навсегда. У меня была пятерка, но не твердая. Самые сложные предметы - наверное, естественные науки - мне было нелегко понимать их. Какие книги мне нравятся? О шахматах, люблю комиксы и исторические книги тоже - сейчас, например, с интересом читаю книгу о Второй мировой войне", - отметил он.

Карлсен добавил, что никогда не рассматривал компьютер как соперника в шахматах. "Мне интереснее играть с людьми, - подчеркнул норвежец. - Конечно, с сегодняшними технологиями можно утверждать, что компьютерный интеллект обгоняет человеческий. Но компьютер - это всего лишь инструмент для выполнения каких-то действий. Когда ты сидишь за доской с человеком, понимаешь, что это не просто последовательность ходов, а нечто большее. Будут ли какие- то изменения в правилах в связи с техническим прогрессом? Возможно, да - скорее всего они коснуться того, что называть патовой ситуацией. Не исключаю, что так могут начать называть выигрышную позицию для атакующей стороны".

Карлсен признался, что не знает, есть ли что-то, что способно переключить его внимание с шахмат. "Не знаю, не думал над такими сложными вопросами, - признался с улыбкой чемпион мира. - Если передо мной бы встал выбор - шахматы или семья, выбрал бы семью".