Виктор Майгуров
1
Майгурову 53 года, он является двукратным олимпийским призером, трехкратным чемпионом мира. После окончания карьеры остался в спорте. Перейдя на управленческую работу, попал в команду Михаила Прохорова, который возглавлял СБР с 2008 по 2014 год. После Олимпиады в Сочи предприниматель утратил интерес к биатлону, но перед расставанием помог сохранить России интересы на мировой арене — его соратника Сергея Кущенко на посту первого вице-президента Международного союза биатлонистов (IBU) сменил как раз Майгуров.
Идиллию нарушили допинговые скандалы, по российскому биатлону был нанесен серьезный удар: национальная федерация сначала лишилась почти всех прав, после — своих представителей в международной организации. После этого Майгуров согласился войти в команду Драчева, несмотря на то, что проиграл ему на выборах 2018 года. Сработаться не получилось: последующие два года стали самыми скандальными в истории СБР. Постоянные разногласия привели к расколу в правящей верхушке, спровоцировали внеочередные выборы и новому противостоянию Майгурова и Драчева. В итоге за день до дня голосования действующий на тот момент президент отказался от борьбы.
Алексей Нуждов
2
Нуждову 54 года, он всерьез увлекся биатлоном после выхода на пенсию в 40 лет. Он командовал взводом спецназа, работал в контрразведке и в управлении отделом по борьбе с должностными и экономическими преступлениями центрального аппарата ФСБ. Основным местом работы Нуждова является "Газфонд", он занимает должность вице-президента. Развитием спорта увлекся, создав в 2007 году в Московской области Лыжный клуб Наседкина.
В СБР Нуждов пришел вместе с Драчевым и сыграл важную роль в его свержении. Два года назад он был инициатором внеочередных выборов и поддержал кандидатуру Майугрова. Нуждов считал, что после смены власти организация сумеет преодолеть управленческий и финансовый кризис, однако довольно быстро разочаровался в команде, которая пришла вместе с новым президентом.
Причины разногласий
3
Майгуров и Нуждов в 2020 году перезашли в СБР единомышленниками, но их взгляды на развитие биатлона в стране разошлись. Президент привел с собой старого соратника по "прохоровским" временам Александра Пака — тот занял должность исполнительного директора, пригласил советника и усилил пресс-службу, чтобы исправить подпорченный имидж СБР с целью привлечения спонсоров.
Нуждов посчитал, что возросшие в разы траты на аппарат СБР несоразмерны средствам, которые выделяются на развитие биатлона в регионах. Ряд его сторонников считает, что в минувшем сезоне на их поддержку было потрачено 2 млн рублей, Майгуров настаивает, что больше 15 млн рублей при общем бюджете в 150 млн рублей. Нуждову не нравится, что действующий президент слишком сосредоточен на сборной страны, в то время как задача СБР — развитие биатлона в регионах.
Майгуров претензии отрицает. Он указывает на то, что СБР удалось преодолеть финансовые трудности, улучшить имидж организации, выстроить нормальный тренировочный процесс в сборной, что положительно сказалось на результатах — на Играх в Пекине были завоеваны четыре награды: серебро и три бронзы.
Предложения кандидатов
4
Майгуров обещает, что дальше будет лучше — программа развития до 2026 года предполагает увеличение бюджета до 228,8 млн рублей, что позволит больше помогать и регионам — им будет выделяться по 35 млн рублей за сезон.
Нуждов обещает бюджет в 220 млн рублей. Главный его козырь — существенное увеличение призового фонда внутрироссийских соревнований — до 100 млн рублей, что будет серьезной компенсацией лучшим биатлонистам страны за вероятный пропуск международного сезона. Еще в его программе — сокращение расходов на аппарат СБР с 57 млн до 40 млн рублей, но и Майгуров тоже обещает пойти на аналогичный шаг.
Однако история показывает, что в российском биатлоне слова расходятся с делом. Тот же Драчев во время предвыборной кампании обещал сотни миллионов рублей от спонсоров, однако по факту — оставил СБР с долгами. За счет чего планируют увеличивать казну организации кандидаты, до сих пор непонятно, источники предполагаемых доходов они не называют. Как не говорят и о том, чем будут закрывать дыру в бюджете в 50 млн рублей — именно столько организация получала от IBU ежегодно.
Скандалы
5
Шансы обоих кандидатов на успех оцениваются как равные. Такая ситуация влияет и на поведение претендентов на президентский пост — последние месяцы предвыборная кампания сопровождалась разного рода попытками сторон укрепить свои позиции.
В конце марта Майгуров вынес на утверждение внеочередной конференции СБР новую редакцию устава, которая влияла на предстоящие выборы. Тогда делегаты решили, что для победы на выборах потребуется не 2/3 голосов, а квалифицированное большинство — 50% плюс два голоса. Также было решено, что участвовать в конференции с правом голоса смогут только делегаты от аккредитованных региональных организаций. В СБР входят 52 региональные федерации по биатлону, из которых аккредитованными являются 48. Это позволяло не допустить к участию к выборам делегатов, которые не скрывали, что будут поддерживать Нуждова. В их числе и Александр Еслев, который находится в оппозиции Майгурову в связи с его желанием упразднить возглавляемый им орган — совет СБР. Конференция в марте поддержала предложение о ликвидации совета, однако ни это решение, ни поправки к выборам в итоге не были утверждены — Минюст постановил, что новый устав СБР был оформлен в ненадлежащем порядке.
Тогда же совет СБР начал требовать от Майгурова отчетность о финансовой деятельности во главе организации. Не получив ответов на свои вопросы, Еслев направил жалобу в Генпрокуратуру, обвинив главу федерации в злоупотреблении служебным положением, нецелевом расходовании средств и незаконной деятельности в части распределения финансовых ресурсов. Аналогичную жалобу направил и глава Федерации биатлона Республики Татарстан Ильдар Нугманов, который считает, что Майгуров не выполнил свои финансовые обязательства по поддержке регионов. Действующий президент СБР в ответ на это пригрозил подать иск о защите чести и достоинства против подписавших жалобу.
Нугманов же в мае выступил со скандальным заявлением, обвинив региональные министерства спорта в давлении на делегатов предстоящей выборной конференции — представителей региональных федераций по биатлону. Якобы они требуют голосовать за Майгурова и в случае отказа его поддержать грозят сокращением финансирования. Минспорт РФ и Майгуров обвинения опровергли, глава СБР подобное заявление счел вбросом с целью дискредитировать его перед выборами.
Расклады
6
Между тем делегаты остаются главной силой предстоящих выборов, именно от них будет зависеть, кто победит, и именно за их голоса сейчас идет борьба между кандидатами.
Фактов наличия у Майгурова админресурса предъявлено не было, однако косвенным свидетельством того, что действующий глава СБР заручился поддержкой Минспорта, могут быть их совместные публичные мероприятия. По итогам олимпийского сезона Майгуров провел пресс-конференцию с заместителем министра спорта Алексеем Морозовым, который не скрывал, что положительно оценивает деятельность организации. Провел глава СБР и несколько совместных мероприятий с главой Олимпийского комитета России (ОКР) Станиславом Поздняковым. Майгуров отмечает, что за два года во главе СБР ему удалось выстроить рабочие отношения с главными спортивными организациями страны, что, безусловно, усиливает его позиции. Выборы планируется провести в здании ОКР, что можно считать плюсом для Майгурова.
Нугманов ранее сообщил, что общался с делегатами, многие из которых отмечают, что в случае открытого голосования будут поддерживать Майгурова, при закрытом — Нуждова. "Дело в том, что после звонков из региональных министерств спорта они будут вынуждены поддержать Майгурова, поскольку те настоятельно рекомендовали голосовать за него. Региональные федерации зависят от министерств и не могут пойти против их воли, не все, но многие", — отметил он.
Сторона действующего президента выступает за открытое голосование.
Артем Кузнецов