МОСКВА, 19 февраля. /ТАСС/. Первому в истории победителю турнира претендентов советскому шахматисту Давиду Бронштейну в понедельник исполнилось бы 100 лет. ТАСС рассказывает о жизненном пути четырехкратного победителя Всемирных шахматных олимпиад.
Бронштейн родился в городе Белая Церковь Киевской области, его отец работал в мукомольной промышленности, а мать была руководителем женского отдела районного комитета партии. Когда Бронштейну было шесть лет, его семья переехала в Киев, где будущий гроссмейстер делал первые шаги в шахматах. В 14 лет он выполнил норму первого разряда, а в 16 после победы на чемпионате Украины получил звание мастера спорта.
В годы Великой Отечественной войны Бронштейн был эвакуирован в город Орджоникидзе (современное название - Владикавказ), где работал в военном госпитале, а после участвовал в восстановлении Сталинграда. Шахматист писал заявления о том, чтобы его взяли на фронт, но его не брали из-за слабого зрения. В послевоенные годы Броншетйн стал одним из сильнейших шахматистов мира.
В 1948 году он победил на межзональных соревнованиях в шведском Сальтшебадене, которые давали право принять участие в турнире претендентов, а также стал чемпионом СССР. В следующем году он смог защитить титул, победив будущего чемпиона мира Василия Смыслова. В 1950 году Бронштейн принял участие в первом в истории турнире претендентов. За два тура до конца лидировал другой советский гроссмейстер, Исаак Болеславский, однако победа в последних двух партиях помогла Бронштейну сравняться с соотечественником.
Победитель турнира претендентов определился в дополнительном матче из 14 партий, который закончился со счетом 7,5:6,5 в пользу Бронштейна. Благодаря этой победе он получил право принять участие в матче за мировую шахматную корону против шестого чемпиона мира Михаила Ботвинника.
"Упустил реальнейший шанс стать чемпионом мира"
Матч за звание чемпиона мира между соотечественниками Бронштейном и Ботвинником прошел в Москве в 1951 году, он состоял из 24 партий. До пятой партии шахматисты играли вничью, однако после нее Бронштейн вышел вперед. Несколько раз гроссмейстеры обменивались победами, и при равном счете Бронштейн выиграл 22-ю партию, но удержать преимущество не сумел и уступил в следующей партии. Последняя игра шахматисты закончилась вничью, что по правилам того времени означало сохранение за чемпионом мира его звания.
"Бронштейн упустил реальнейший шанс стать чемпионом мира, он играл лучше Ботвинника. Это связанно с тем, что Ботвинник сам три года не играл в шахматы, он зазнался и вел себя непрофессионально, но это не умаляет заслуг Бронштейна. Они играли совершенно в противоположных стилях. Ботвинник был последователем очень строгой, логичной игры, а Бронштейна отличали творчество за доской, изворотливость, предсказать и понять его игру было очень трудно для соперников", - рассказал ТАСС международный гроссмейстер Сергей Шипов.
После матча против Ботвинника Бронштейн вновь выиграл межзональные соревнования и попал на турнир претендентов 1953 года, однако там он поделил второе место с соотечественником Паулем Кересом и представителем США Самуэлем Решевским и больше никогда не выходил на матч за звание чемпиона мира. При этом в 1952 году он попал в сборную СССР, в составе которой четыре раза становился победителем Всемирной шахматной олимпиады.
"Поколение, пережившее войну, могло выставлять три олимпийские команды, и какая-то из них обязательно выигрывала шахматную Олимпиаду, но Бронштейн попадал в первую, что говорит о его высочайшем уровне, - отметил в беседе с корреспондентом ТАСС вице-президент Федерации шахмат России Сергей Смагин. - Я думаю, в определенной степени поражение в матче с Ботвинником его надломило, он потерял веру в себя. Хотя он долго играл хорошо, на тот уровень, что был в матче за первенство мира, уже никогда не выходил".
На высоком уровне Бронштейн играл до 1982 года. В конце 90-х годов прошлого он века перебрался из Москвы в Минск, где в 2006 году скончался после долгой болезни.
"Опередил свое время"
Бронштейн запомнился не только высокими результатами. Так, он предложил идею проведения сеанса, в котором гроссмейстеры проводят партии сразу на нескольких досках, а также придумал ввести в партии такой контроль времени, при котором оно не добавлялось бы после каждого хода, а возвращалось обратно в случае, если игрок совершит ход за определенное время.
"Обычный, фишеровский контроль с добавлением времени очень жесток, шахматисты попадают в жутчайшие цейтноты, просрочивают время в выигранной позиции. Бронштейн считал, что накапливать время неправильно, правильнее было бы его не уменьшать при определенных условиях. Это повышало качество партий, помогало не зевать ферзя в один ход, но технически реализовать его было непросто, хотя турниры с контролем Бронштейна проходили", - объяснил Шипов.
Также наработки Бронштейна повлияли на развитие шахматной теории различных дебютов. Он написал несколько книг о шахматах, по которым учились играть многие гроссмейстеры.
"Он один из пионеров хорошего, живого шахматного изложения, умел очень ярко и цветасто передать то, что происходит на доске. Возможно, в этом он еще больший классик, чем спортсмен, а его книга "Международный турнир гроссмейстеров" лежит на полке у любого уважающего себя шахматиста. Это абсолютная классика, база, как принято сейчас говорить, и можно сказать, что он был настоящим шахматным Шекспиром", - считает Шипов.
По мнению Смагина, многие идеи Бронштейна опередили время. "Его идеи о шахматах за доской, подходе к ним как искусству, о контроле времени несколько опережали время, поэтому не приживались в годы его активной деятельности, а сейчас шахматный мир постепенно к ним возвращается", - добавил собеседник агентства.
"Мне доводилось с ним играть, помню, на одном из чемпионатов Москвы мы несколько часов разбирали очень интересную партию с ладейным окончанием, и мне очень помогли в будущем его советы. Он всегда был очень погружен в шахматы, играл с азартом и получал от этого колоссальное удовольствие", - отметил Смагин.
Также он рассказал, что в честь столетия со дня рождения Бронштейна трехкратный чемпион мира по блицу Александр Грищук и действующий чемпион России в классических шахматах Владислав Артемьев сыграют одновременно шесть партий с начальным контролем 40 минут и неубыванием времени при исполнении хода за 10 секунд.