Филателическое изобилие. Что можно увидеть на выставке марок Олимпиады-2014

Рустам Шарафутдинов/ ТАСС

МОСКВА, 20 февраля. /ТАСС/. Филателистическая выставка, посвященная Олимпиаде в Сочи, была открыта 6 февраля в Москве в салоне "Коллекционер" в рамках празднования 10-летия проведения Игр-2014. ТАСС рассказывает о том, что можно увидеть на выставке.

Основу экспозиции составили все выпуски марок, изданных в 2012-2014 годах акционерным обществом "Марка", а также и другие государственные знаки почтовой оплаты (маркированные конверты и карточки). Целью выставки является демонстрация продукции, выпущенной к Играм в Сочи.

"История началась за четыре года до открытия Олимпиады, - рассказал ТАСС президент Союза филателистов России Алексей Бородин. - По инициативе генерального директора "Марки" Артема Адибекова Олимпийскому комитету России (ОКР) была предложена четырехлетняя программа выпуска почтовой и филателистической продукции, посвященной Олимпийским играм в Сочи. Идея получила одобрение у руководства ОКР и Международного олимпийского комитета (МОК), а также существовавшего тогда Федерального агентства связи. После чего было заключено лицензионное соглашение, определившее план выпуска продукции, в который вошли не только марки, но и другие государственные значки почтовой оплаты: художественные маркированные конверты и карточки".

За день до 10-летия с момента открытия Олимпийских игр в почтовое обращение Российской Федерации вышла серия, состоящая из трех марок с изображениями спортивных объектов, где проводились олимпийские состязания. Посетители выставки могли приобрести в салоне не только эти новые марки, но и специально изданные к выпуску конверты первого дня и картмаксимумы.

Марка с QR-кодом об Олимпиаде

На выставке представлена одна из самых необычных серий марок, посвященная туристическим достопримечательностям Черноморского побережья. Впервые в мировой истории на купонах марок был напечатан сопроводительный текст к каждому сюжету на шести языках мира (английский, немецкий, французский, испанский, русский и китайский).

Среди иностранных туристов именно эта серия стала одной из самых востребованных по сравнению с другими выпусками, распространяемыми во время сочинской Олимпиады. Вскоре после открытия Игр оказалось, что серия быстро "ушла", став хитом продаж. Также в экспозиции можно увидеть и первую изданную в России марку с QR-кодом, с помощью которого можно было получить информацию об Олимпиаде.

Особую ценность для филателистов имеет программа штемпелей специального гашения, которая сопровождала выпуск марок. К Олимпиаде было выпущено несколько групп штемпелей, которые также представлены на выставке. Первая группа насчитывала около 40 штук. Эти штемпеля издавались специально к датам выпуска марок. Примечательной была следующая группа штемпелей, используемых на олимпийских объектах Сочи: главном медиацентре, прибрежной деревне, горной деревне, доме болельщиков команды России, официальных гостиницах и на спортивных аренах. Можно было купить марки и погасить их этими штемпелями в день проведения различных соревнований.

"То есть турист приходил, покупал продукцию и мог погасить ее в тот день, когда он был на том или ином спортивном объекте и при желании мог отправить сувенирную продукцию по почте. Это касалось дат открытия и закрытия Игр", - пояснил Бородин.

Еще один блок штемпелей посвящен эстафете Олимпийского огня. Гашение конвертов такими штемпелями проводилось в день прибытия факела в каждый город по маршруту эстафеты. Были изданы специальные маркированные конверты, посвященные порядка 80 городам, в которых побывал факел. На экспозиции представлен в том числе конверт с изображением ледокола "50 лет Победы", которым олимпийский огонь "осветил" Северный полюс. Штемпелем с изображением эстафетного факела гасили конверты и в поселке Листвянка на берегу Байкала, возле которого на дно озера погружался олимпийский огонь.

"Большинство марок было приобретено именно туристами"

Довольно важным до и во время Олимпиады вопросом было то, смогут ли все коллекционеры и туристы в Сочи в полной мере обзавестись памятными марками и конвертами, многие из которых представлены на нынешней экспозиции. В суммарном исчислении только марок было напечатано приблизительно 32 млн экземпляров.

Тиражи всех лицензионных выпусков определялись вместе с "Почтой России" и согласовывались с оргкомитетом Олимпиады. Часть издаваемого материала распространялась после выпуска в почтовых отделениях и сети салонов "Коллекционер" в течение трех лет. Остальная часть тиражей была реализована непосредственно во время проведения Олимпиады в Сочи.

"Так вот в Сочи произошло то, что через несколько дней там марки закончились, особенно на удаленных объектах, таких как Роза Хутор, и в официальных гостиницах. То есть практически несколько дней они были везде, а потом их раскупили, и пришлось из Москвы срочно высылать дополнительную партию продукции, чтобы удовлетворить пожелания туристов, спортсменов и филателистов", - поделился он впечатлениями от тех событий.

Причем в данной ситуации большинство этих марок во время Олимпиады было реализовано и приобретено именно туристами, поскольку каждый хотел оставить у себя какой-то сувенир. К примеру, турист мог купить марку с биатлонного стадиона, погасить ее штемпелем этого стадиона и оставить себе на память или отправить друзьям по почте. Поэтому именно нефилателистический вектор пользовался особым интересом, было реализовано большое количество продукции.

Оставшиеся после Олимпиады материалы были распроданы филателистам, в различных салонах лицензиата и почтовых отделениях страны.

"Через три-четыре месяца после закрытия Олимпиады многие марки уже нельзя было купить, и сейчас их можно найти только на вторичном рынке", - сказал Бородин.

Отечественные марки на Олимпиадах

Разнообразные марки, посвященные олимпийскому движению и изданные лицензиатом, находят достойное место в коллекциях как российских, так и зарубежных филателистов. Олимпийские игры являются площадкой встреч не только спортсменов, но и любителей марок по спортивной и олимпийской тематике. В 1982 году была образована Международная федерация олимпийской филателии (FIPO), ее секретариат расположен в швейцарской Лозанне, где и штаб-квартира МОК.

Целями федерации являются пропаганда олимпийского движения посредством филателии, развитие коллекционирования почтовых марок, посвященных олимпийскому движению и Олимпийским играм, повышение роли филателии в деле образования и воспитания молодого поколения в духе олимпийских идеалов. По договоренности с МОК, оргкомитетами Олимпийских игр и FIPO обычно во время проведения летних Игр устраивались всемирные филателистические выставки "Олимпфил".

По словам Бородина, Союз филателистов России получил в прошлом году приглашение для участия во всемирной молодежной олимпийской выставке в Париже, куда приглашали молодых филателистов в возрасте от 10 лет до 21 года.

"Только были отправлены заявки, как на днях я получил такой лаконичный отказ со ссылкой на Федерацию европейских филателистических ассоциаций (FEPA), что не рекомендовано участие наших экспонатов. Это все в духе политики Евросоюза, и я ожидал, что такое может случиться, - рассказал Бородин. - Эта выставка состоится в июне этого года в преддверии Олимпийских игр - 2024 в Париже. У нас было трое желающих из России, их эта ситуация, конечно, расстроила".

Директор салона Ирина Ширшакова отметила, что выставка пользуется спросом у посетителей. "Тематика "спорт" широко популярна в филателистическом сообществе, тем более это сочинская Олимпиада. Это мировое событие, гордость нашей страны. И как видится, оно пользуется интересом не только у филателистов, но и у других посетителей", - заключила она.